Новости
05.02.17
Закон и мораль в разрешении семейных споров
Закон охраняет семейные ценности и традиции, формирует ответственности сторон семейных взаимоотношений, защищает права и интересы каждого члена конкретной ячейки общества.


подробнее
30.01.17
Вниманию собственников нежилых помещений!!!
Юридическая Компания "АМПАРО" приглашает собственников нежилых помещений и арендодателей к взаимовыгодному сотрудничеству на постоянной основе.


подробнее
27.01.17
Вниманию клиентов Компании и посетителей сайта!!!
Обращаем внимание всех клиентов Компании и посетителей сайта, что телефоны Юридической Компании "АМПАРО" изменились. Актуальную информацию можно найти в разделе "Контакты".
подробнее

Механизм правового регулирования

Механизм правового регулирования — это совокупность юридических средств, включающих в себя нормы права, правоотношения, правовую культуру, правовое сознание, при помощи которых осуществляется регулирующее воздействие права на общественные отношения.

Целью и результатом правового регулирования является правопорядок, который представляет собой систему общественных отношений, устанавливающихся вследствие точного и неуклонного осуществления исполнения и соблюдения предписаний правовых норм всеми субъектами правоотношений.

Понятие «правопорядок» тесно связано с понятием «общественный порядок». Общественный порядок в юридической науке понимается в узком и широком смысле.

В узком смысле это порядок в так называемых общественных местах (улицах, парках, на транспорте и т. д.). В этом смысле общественный порядок понимается преимущественно в административном и уголовном праве. Так, главой 13 КОАП РСФСР предусмотрена ответственность за административные правонарушения, посягающие на общественный порядок: за мелкое хулиганство, стрельбу из огнестрельного оружия в населенных пунктах и в не отведенных для этого местах или с нарушением установленного порядка, распитие спиртных напитков в общественных местах и др. В Особенной части УК Российской Федерации имеется раздел IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка».

Общественный порядок в узком смысле тесно связан с понятием общественной безопасности. Общественная безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. В Российской Федерации действуют органы охраны общественного порядка и общественной безопасности. Важнейшим из них является милиция — составная часть органов внутренних дел, входящих в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации. Участие совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности — одна из основных задач внутренних войск, также входящих в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации (ст. 2 Федерального закона «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» от б февраля 1997 г.). Одной из обязанностей федеральных органов государственной охраны является поддержание общественного порядка, необходимого для обеспечения безопасности объектов государственной охраны в местах их постоянного и временного пребывания (ст. 14 Федерального закона «О государственной охране» от 24 апреля 1996 г.). Судебные приставы по обеспечению деятельности судов обязаны в судах обеспечивать безопасность судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей и поддерживать общественный порядок в судебных помещениях (ст. 11 Федерального закона «О судебных приставах» от 21 июля 1997 г.).

В широком смысле общественный порядок — это сложившиеся в обществе отношения, основанные на соблюдении и исполнении не только правовых, но и всех иных социальных норм, в первую очередь норм морали. В этом смысле понятие общественного порядка шире понятия правопорядка, в то время как общественный порядок в узком смысле — это часть правопорядка и общественного порядка в широком смысле.

С понятием «правопорядок» связано также понятие «законность». Термин «законность» очень широко употребляется в юридической науке. В самом общем смысле этого слова — это строгое и неуклонное соблюдение законов и иных нормативно-правовых актов всеми субъектами права. Так законность обычно понималась в советской теории государства и права. С современной точки зрения законность следует понимать несколько шире, а именно как строгое и неуклонное соблюдение законов и подзаконных актов, основанных на праве. Иначе пришлось бы признать, что законность имеет место и в государствах с тоталитарным режимом, где произвол зачастую облачен во внешне законную форму. Поэтому более правильным было бы в современных условиях употреблять термин «правозаконность».

Законность часто различают в узком и широком смысле. Законность в узком смысле — это строгое соблюдение законов только органами государства, местного самоуправления и их должностными лицами. Законность в этом смысле имеет огромное значение для функционирования правового государства.

Принцип законности в деятельности государственных и муниципальных органов часто закрепляется в соответствующих нормативно-правовых актах (например, принцип законности закреплен в ст. 3 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г., ст. 3 Закона Российской Федерации «О милиции» от 18 апреля 1991 г.).

Законность в широком смысле — это соблюдение законов всеми участниками правоотношений: органами государства и местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.

Соотношение понятий «законность», с одной стороны, и «правопорядок» и «общественный порядок», с другой стороны, заключается в следующем:

1) правопорядок в обществе и государстве может быть обеспечен только при соблюдении строгой законности;

2)укрепление законности неизбежно приводит и к укреплению правопорядка;

3) законность является необходимым условием существования как правопорядка, так и общественного порядка в широком смысле.

В теории государства и права различают понятия «принципы» и «требования» законности.

Принципы законности — это основные идеи, начала, выражающие содержание законности, а требования законности — то, чего «требует» законность от отдельных субъектов правоотношений (например, требования охраны прав и законных интересов граждан, издания правовых актов в установленном порядке относятся только к органам государства).

К принципам законности обычно относят следующие.

1. Верховенство закона. Это означает строгое иерархическое подчинение друг другу нормативно-правовых актов, подзаконных актов законам. Противоречие подзаконных актов законам и правоприменительная деятельность, противоречащая законам, являются грубым нарушением законности.

2. Всеобщность законности. Этот принцип предусматривает равенство перед законом всех субъектов правоотношений, без всяких изъятий.

3. Единство законности. Предполагает распространение законодательства на всю территорию его действия (действие федеральных законов распространяется на всю территорию России, действие законов субъектов Российской Федерации — на территорию соответствующего субъекта), без всяких изъятий для отдельных регионов или местностей.

4. Недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Нарушение законов, действия субъектов правоотношений в обход закона недопустимы из каких-либо «высших интересов», «революционной целесообразности» и т. п.

В Российской Федерации действует орган надзора за законностью — прокуратура Российской Федерации. В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. с последующими изменениями и дополнениями в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

1) надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (эту отрасль надзора называют еще общим надзором);

2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

3) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (ОРД), дознание и предварительное следствие;

4) надзор за исполнением законов судебными приставами;

5) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрация ми мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Надзорная деятельность признается основной для прокуратуры. Кроме того, прокуратура осуществляет иные направления деятельности: уголовное преследование, координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участие прокуроров в рассмотрении дел судами.

Следует отметить, что место прокуратуры в государственном механизме России уникально. Осуществляя общий надзор, прокуратура не входит ни в одну из ветвей власти. Такого положения дел в правовом государстве быть не должно. Существование в России (и в большинстве бывших советских республик) специального надзорного органа обусловлено ее историческими традициями.