Новости
05.02.17
Закон и мораль в разрешении семейных споров
Закон охраняет семейные ценности и традиции, формирует ответственности сторон семейных взаимоотношений, защищает права и интересы каждого члена конкретной ячейки общества.


подробнее
30.01.17
Вниманию собственников нежилых помещений!!!
Юридическая Компания "АМПАРО" приглашает собственников нежилых помещений и арендодателей к взаимовыгодному сотрудничеству на постоянной основе.


подробнее
27.01.17
Вниманию клиентов Компании и посетителей сайта!!!
Обращаем внимание всех клиентов Компании и посетителей сайта, что телефоны Юридической Компании "АМПАРО" изменились. Актуальную информацию можно найти в разделе "Контакты".
подробнее

Правомерное поведение и правонарушение. Юридическая ответственность

В налоговом законодательстве используется понятие «налоговые санкции». Они устанавливаются и применяются только в виде штрафов за каждый вид налогового правонарушения отдельно. Например, неуплата налога влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации — НК РФ). Неявка либо уклонение от явки без уважительной причины лица, вызванного по делу, влекут взимание штрафа в размере 1000 рублей (ст. 128 НК) и т. д.

Решение о применении налоговой санкции принимается налоговым органом, который предлагает налогоплательщику добровольно оплатить сумму штрафа. Если он пропускает срок уплаты, налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании у данного лица налоговой санкции (ст. 104 НК).

В ст. 44 УК РФ предусмотрены следующие виды наказаний за совершение преступлений:

♦ штраф (в размере от 25 до 1000 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного в период от 2 недель до 1 года);

♦ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (на срок от 1 года до 5 лет в качестве основного вида наказания и на срок от 6 месяцев до

3 лет в качестве дополнительного наказания);

♦ лишение специального воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления в качестве дополнительного наказания);

♦ обязательные работы (заключающиеся в выполнении осужденным в свободное от работы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления на срок от 60 до 240 часов с отбыванием не свыше 4 часов в день);

♦ исправительные работы (на срок от 2 месяцев до 2 лет с удержанием заработка от 5 до 20%);

♦ ограничение по военной службе (назначается осужденным военнослужащим-контрактникам на срок от 3 месяцев до 2 лет и заключается в удержании из заработной платы осужденного суммы до 20%. Во время отбывания наказания военнослужащий не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения

♦ очередного воинского звания);

♦ конфискация имущества (в качестве дополнительного наказания);

♦ ограничение свободы (заключается в содержании осужденного в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора на срок от 1 года до 3 лет для лиц, осужденных за умышленные преступления и не имеющих судимости, и на срок от 1 года до 5 лет для лиц, осужденных за преступления, совершенные по неосторожности);

♦ арест (заключается в содержании осужденного в строгой изоляции от общества на срок от 1 до 6 месяцев);

♦ содержание в дисциплинарной воинской части (назначается военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим-контрактникам, состоящим на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву; это наказание устанавливается на срок от 3 месяцев до 2 лет);

♦ лишение свободы на определенный срок (установлен срок от 6 месяцев до 20 лет; при совокупности преступлений — до 25 лет, при совокупности приговоров — до 30 лет);

♦ пожизненное лишение свободы (устанавливается только как альтернатива смертной казни за совершение особо тяжких преступлений против жизни и может назначаться в случаях, когда суд сочтет возможным не применять смертную казнь);

♦ смертная казнь (исключительная мера наказания, которая может быть назначена только за особо тяжкие преступления против жизни: убийство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 105 УК РФ), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ), посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295 УК РФ), посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ), геноцид (ст. 357 УК РФ).

В настоящее время в России смертная казнь практически не применяется. Связано это с тем, что в феврале 1996 г. Российская Федерация вступила в Совет Европы и одним из условий ее вступления в эту организацию было то, что она обязана в течение 1 года подписать и не позднее чем через 3 года с момента вступления ратифицировать протокол № 6 Европейской конвенции о защите прав человека и об отмене смертной казни. Поэтому 2 февраля 1999 г. Конституционный Суд Российской Федерации запретил вынесение приговора о смертной казни до принятия закона об ее отмене, хотя официально смертная казнь в России не отменена.

Взыскания за совершение дисциплинарных правонарушений для наемных работников предусмотрены в ст. 135 КЗОТ: замечание, выговор, строгий выговор и увольнение.

В Дисциплинарных уставах Вооруженных Сил Российской Федерации, Таможенной службы РФ, в Положении о службе в органах внутренних дел и других актах, предусматривающих прохождение специальных видов государственной службы, кроме замечания, выговора и увольнения предусмотрено также предупреждение о неполном служебном соответствии.

Борьбу с правонарушениями, или правоохранительную деятельность, осуществляют созданные специально для этих целей правоохранительные органы.

Общего понятия правоохранительных органов в действующем российском законодательстве пока еще нет, равным образом законодательно не определена их система. Путем систематического и логического токования ряда законодательных и иных нормативно-правовых актов (Федеральный закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации» от 21 июля 1997 г.; Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20 апреля 1995 г. с последующими изменениями и дополнениями; Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. с последующими изменениями и дополнениями; Таможенный кодекс Российской Федерации; Закон Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции» от 24 июня 1993 г.; Положение о координации правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 г.) можно выделить следующие правоохранительные органы в Российской Федерации:

♦ Служба судебных приставов и уголовно-исполнительная система (учреждения и органы, исполняющие наказание в виде лишения свободы) Министерства юстиции Российской Федерации;

♦ органы внутренних дел (милиция, Государственная противопожарная служба, следователи органов внутренних дел) и внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Феде рации;

♦ органы Федеральной службы безопасности;

♦ органы внешней разведки: Служба внешней разведки Российской Федерации, орган внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации (Главное разведывательное управление Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации), орган внешней разведки Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации;

♦ органы и войска Пограничной службы Российской Федерации;

♦ федеральные органы государственной охраны;

♦ федеральные органы и войска правительственной связи и ин формации;

♦ федеральные органы налоговой полиции;

♦ таможенные органы Российской Федерации.

Все указанные органы и войска, а также Служба судебных приставов и уголовно-исполнительная система Министерства юстиции Российской Федерации (далее — органы) имеют ряд общих признаков.

1. Все они входят в структуру соответствующих федеральных органов исполнительной власти (например, органы внутренних дел входят в Министерство внутренних дел Российской Федерации, таможенные органы — в Государственный таможенный комитет Российской Федерации и т. д.).

2. Все эти органы в той или иной мере осуществляют правоохранительную деятельность, направленную на борьбу с преступностью и другими правонарушениями. Эта деятельность осуществляется посредством различных предусмотренных законом форм: в виде оперативно-розыскной деятельности (ОРД), предвари тельного расследования уголовных дел (предварительного следствия и дознания), исполнения судебных решений по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны основ конституционного строя и общественной безопасности. Каждый из названных органов осуществляет хотя бы один из указанных видов правоохранительной

деятельности, либо несколько видов, либо большинство из них. Так, федеральные органы правительственной связи и информации осуществляют только ОРД, внутренние войска осуществляют только охрану общественного порядка. Органы Пограничной службы РФ и таможенные органы являются органами, осуществляющими ОРД, и органами дознания. Служба судебных приставов исполняет судебные решения и осуществляет охрану общественного порядка; уголовно-исполнительная система исполняет судебные решения, ее оперативные подразделения осуществляют ОРД, а начальники учреждений указанной системы являются органами дознания. Большинство указанных видов правоохранительной деятельности осуществляют органы внутренних дел и органы федеральной службы безопасности. 3. Все эти органы являются военизированными и вооруженными. Их военизированность заключается в том, что в них предусмотрены особые виды государственной службы (специальная или военная). Для сотрудников этих органов устанавливается особый порядок прохождения службы, специальные или воинские звания, особый порядок внутрислужебных отношений, основанный на единоначалии и строгой субординации. Служебные отношения сотрудников с соответствующими органами регулируются не трудовым, а специальным административным законодательством. Вооруженность данных органов предполагает и применение ими в процессе своей деятельности огнестрельного оружия и специальных средств. Поэтому недаром в публицистике, в обыденной речи эти органы нередко называют «силовыми».

Следует различать правоохранительные органы в узком (законодательном) смысле, к которым относятся вышеуказанные органы, и правоохранительные органы в широком (теоретическом) смысле. К последним относятся также суд, прокуратура, государственные нотариальные конторы и негосударственные правоохранительные структуры: адвокатура, частнопрактикующие нотариусы, частные охранные и детективные предприятия и их объединения.

Правоохранительные органы в узком смысле — это в большинстве одновременно и правоохранительные органы по борьбе с преступностью. Борьба с преступностью включает в себя деятельность по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений посредством осуществления ОРД, производства дознания или предварительного следствия, а также исполнение судебных решений по уголовным делам. Основной задачей этих органов является борьба с преступностью, а также с другими правонарушениями.

Правоохранительные органы по борьбе с преступностью, таким образом, — это вооруженные и военизированные федеральные органы исполнительной власти по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений посредством осуществления ОРД, производства дознания либо предварительного следствия, а также по исполнению судебных решений, основной задачей которых является борьба с преступностью и другими правонарушениями.

Ниже мы приводим определения, данные действующим законодательством Российской Федерации органам, осуществляющим ОРД, органам дознания и предварительного следствия.

ОРД — это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий, к которым, в частности, относятся: контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, оперативное внедрение и др. Органы, осуществляющие ОРД, перечислены в ст. 13 Федерального закона «Об ОРД» от 12 августа 1995 г. К ним относятся оперативные подразделения органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, федеральных органов налоговой полиции, федеральных органов Государственной охраны, органов Пограничной службы Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации и органа внешней разведки Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации.

Дознание и предварительное следствие являются двумя формами предварительного (досудебного) расследования преступлений, предусмотренными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Органы дознания перечислены в ст. 117 УПК РСФСР. Ими являются:

♦ милиция;

♦ командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений;

♦ органы федеральной службы безопасности;

♦ начальники исправительных учреждений и следственных изоляторов;

♦ органы государственного пожарного надзора Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации;

♦ органы пограничной службы РФ;

♦ капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, и начальники зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой;

♦ федеральные органы налоговой полиции;

♦ таможенные органы.

Органами предварительного следствия являются следователи прокуратуры, органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности и федеральных органов налоговой полиции (ст. 125 УПК РСФСР).