Новости
05.02.17
Закон и мораль в разрешении семейных споров
Закон охраняет семейные ценности и традиции, формирует ответственности сторон семейных взаимоотношений, защищает права и интересы каждого члена конкретной ячейки общества.


подробнее
30.01.17
Вниманию собственников нежилых помещений!!!
Юридическая Компания "АМПАРО" приглашает собственников нежилых помещений и арендодателей к взаимовыгодному сотрудничеству на постоянной основе.


подробнее
27.01.17
Вниманию клиентов Компании и посетителей сайта!!!
Обращаем внимание всех клиентов Компании и посетителей сайта, что телефоны Юридической Компании "АМПАРО" изменились. Актуальную информацию можно найти в разделе "Контакты".
подробнее

Механизм правового регулирования

Прокуратура в России имеет очень богатое прошлое, веками складывающиеся традиции. Становление прокуратуры как единого централизованного органа связано с учреждением должности генерал-прокурора при Сенате в 1722 г. Прокуратура, таким образом, с различными видоизменениями (за исключением периода с 1917 по 1922 г.), просуществовала и до наших дней. При этом ее место в государственном механизме на различных этапах исторического развития определялось по-разному, но укладывалось довольно четко в две противоположные тенденции. Первая из них заключалась в том, что прокуратура являлась самостоятельным государственным органом и обладала в связи с этим достаточно широкими полномочиями. Вторая тенденция заключалась в том, что место прокуратуры определялось в рамках системы разделения властей, а сама она лишалась характера самостоятельного государственного органа и функции ее сужались. Историю российской прокуратуры, с учетом вышеуказанных тенденций, можно условно разделить на четыре этапа.

1. С момента образования прокуратуры до судебной реформы 1864 г. (1722-1864).

2. С момента осуществления судебной реформы 1864 г. до образования РСФСР (1864-1917).

3. С момента образования прокуратуры РСФСР до принятия российского Закона о прокуратуре 1992 г. (1922-1992).

4. С момента принятия указанного закона по настоящее время.

При этом первому и третьему этапам соответствует первая из названных тенденций. Второму этапу развития прокуратуры соответствует вторая тенденция. Что касается четвертого этапа, то он очень противоречив. Начало его связано с поворотом ко второй тенденции, но полностью этот переход не завершен. Поэтому четвертый этап развития прокуратуры можно характеризовать как переходный.

В Концепции судебной реформы в Российской Федерации, утвержденной Верховным Советом РСФСР 24 октября 1991 г., было отмечено, что «общий надзор прокуратуры служит державным орудием принуждения в условиях отсутствия материальной заинтересованности производителя и неразвитости гражданского общества. Говорят, что при феодализме били дубьем, при капитализме — рублем. Наше время дало пример внеэкономического принуждения прокурорским протестом», и было предложено признать основной функцией прокуратуры уголовное преследование. Именно эта функция является основной в деятельности прокуратур большинства зарубежных стран, а сами прокуроры преимущественно относятся к исполнительной ветви власти.

Как уже отмечалось, в совокупность юридических средств, составляющих механизм правового регулирования, входят также правовая культура и правовое сознание. В отечественной юридической науке, как отмечает один из виднейших исследователей правовой культуры профессор В. П. Сальников, насчитывается более 250 определений правовой культуры. Для понятия правовой культуры и культуры вообще, считает В. П. Сальников, особо важны два ее аспекта — правовая культура общества и правовая культура личности.

Правовая культура общества включает в себя само право (объективное и субъективное), правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, законотворческую и правоприменительную, а также иную правовую деятельность, сложившиеся в обществе.

Правовая культура личности включает в себя правовые знания конкретной личности, умение применять эти знания на практике, подчинение законным правовым требованиям.

Среди других определений правовой культуры можно выделить следующее.

Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и, в целом, в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.

Отмечается также, что правовая культура «представляет собой не право и его реализацию, а комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц».

Правовая культура как общества, так и личности может быть высокой или низкой.

Высокая правовая культура общества означает наличие в нем развитой и совершенной правовой системы, уважение к праву, понимание его сущности и ценности значительной частью населения. Низкая правовая культура общества, наоборот, предполагает неразвитость и несовершенство в нем правовой системы, а уважение к праву, понимание его сущности и ценности присуще незначительной части населения.

Высокая правовая культура личности означает хорошее знание человеком действующих правовых норм, умение применять их на практике и обязательно наличие уважительного отношения к праву, осознание его высокой социальной ценности. Без последнего условия правовая культура человека просто отсутствует. Например, лица, ведущие преступный образ жизни, зачастую очень хорошо знают действующее законодательство, что не мешает им нарушать правовые запреты или действовать в «обход» правовых норм, игнорировать их. Низкая правовая культура личности соответственно предполагает недостаточное знание правовых норм, неумение применять их на практике.

Правовая культура тесно связана с политической культурой. Ярким примером низкой правовой и политической культуры представителей законодательной и исполнительной властей в России стало известное кровопролитное противостояние в октябре 1993 г.

Полной противоположностью правовой культуре является правовой нигилизм. Само слово «нигилизм» пришло к нам из русской литературы («Отцы и дети» И. Тургенева). Нигилистами в середине XIX в. назвали тех, кто критически относился к крепостному строю, самодержавию, кто выражал отрицание, неприятие быта и нравов тогдашней России. В настоящее время под правовым нигилизмом понимают отрицательное, негативное отношение к праву общества или отдельных людей.

Правовой нигилизм даже в среде юристов, к сожалению, очень сильно распространен в современной России. Связано это с тем, что правовой нигилизм имеет в России глубокие исторические корни. Истоками его в России являются следующие факты.

1. Многовековое крепостничество, самодержавие, несовершенство правосудия в дореволюционный период. По этому поводу А. И, Гер цен отмечал: «правовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом, была для него своего рода школой. Вопиющая не справедливость одной половины его законов научила его ненавидеть и другую, он подчиняется им как силе. Полное неравенство перед судом убило в нем всякое уважение к законности. Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно, и совершенно так же по ступает правительство».

2. Теория и практика диктатуры пролетариата в первые годы советского периода развития общества, не связанная и не ограниченная ни правом, ни законом. Этому способствовали марксистско-ленинский тезис об отмирании государства и права и вообще отрицательное отношение к праву во всей марксистско-ленинской идеологии. Так, например, К. Маркс и Ф. Энгельс писали: « Что касается права, то мы, наряду со многими другими, подчеркнули оппозицию коммунизма против права как политического и частного, так и в его наиболее общей форме — в смысле права человека»

3. Массовые нарушения законности со стороны государства в период «культа личности» (30-50-е гг. XX в.), сопровождавшиеся созданием внесудебных органов уголовной репрессии, широкой сетью исправительно-трудовых лагерей, переселением народов и т. д.

4. Противоположная «культу личности» политика 60-х гг. XX в., когда в преддверии обещанного скорого наступления коммунизма широкое распространение получила практика возложения функций борьбы с преступностью на общественность. Преступники стали отдаваться «на поруки» трудовым коллективам, были созданы товарищеские суды, общественный порядок стали охранять народные дружины. Все это породило у значительной части населения чувство безнаказанности за противоправные действия.

Одновременно с правовым нигилизмом общество охватил и этический нигилизм — пренебрежение к нормам нравственности. По мнению профессора А. Б. Венгерова, «оба эти нигилизма развиваются параллельно (коэволюционно) и могут действительно привести общество к полной деградации»

Основными путями преодоления правового нигилизма являются:

♦ обеспечение должного качества принимаемых законов, принимаемых (издаваемых) подзаконных нормативно-правовых актов, соответствие их праву;

♦ повышение роли суда и завершение судебно-правовой реформы в России;

♦ приведение в соответствие с требованиями времени профессионального обучения и повышения квалификации юристов, других должностных лиц правоприменительных органов;

♦ широкая пропаганда правовых знаний среди населения и организация «юридического всеобуча».

Правовая культура тесно связана с правовым сознанием (правосознанием). Правосознание — это форма общественного сознания, система понятий, знаний, представлений, идей как о правовой действительности, так и о должном порядке правового регулирования.

Правосознание в структурном отношении состоит из правовой идеологии и правовой психологии. Правовая идеология представляет собой идеи, концепции, оценку перспектив развития права, цели и задачи принятия (издания) тех или иных нормативно-правовых актов, основные правовые принципы. Иными словами, это правовые представления. Правовая идеология вырабатывается юридической наукой, юристами-практиками, политическими деятелями. Правовая психология — ценностные отношения, настроения, желания и переживания относительно действующего и должного права. Иными словами, это правовые чувства.

По субъектному составу носителей правосознания оно подразделяется на индивидуальное, групповое, общественное. При этом групповое правосознание — это правовые представления и чувства социальных групп, классов, слоев общества, профессиональных сообществ. ' Например, существуют различия в правовых представлениях и чувствах различных возрастных групп населения. Общественное правосознание — это правосознание крупных человеческих общностей (макроколлективов) — правосознание населения страны, региона, наций и народностей, исторических эпох.

В зависимости от глубины проникновения в сущность права различают три уровня правосознания: обыденное, профессиональное и научное (теоретическое).

Обыденное правосознание. Оно складывается в основной массе членов общества, не обладающих специальными юридическими познаниями. Процесс формирования обыденного правосознания является стихийным, оно основывается на личном жизненном опыте (для индивидуального правосознания), на юридических знаниях, полученных из средств массовой информации, и т. д. В структуре обыденного правосознания большую роль играет правовая психология, а не правовая идеология, которая зачастую очень примитивна. Так, А. Б. Венгеров приводит такие правовые представления на уровне обыденного правосознания: «Что сила закона в его жестокости, что если рубить руки ворам, то исчезнет воровство, что самосуд — расстрел на месте единственный способ справиться с бандитизмом, что законы либеральны и потому существует преступность»."

Профессиональное правосознание. Это правосознание лиц, занимающихся юридической практикой. Прежде всего это, конечно, правосознание юристов, но к этому уровню следует отнести и правовые представления и Чувства лиц, работающих в правоохранительных органах, но не имеющих юридического образования; государственных и муниципальных служащих, по роду своей службы сталкивающихся с юридическими проблемами; депутатов представительных органов власти, профессионально занимающихся правотворчеством.

Особое значение для эффективного правового регулирования имеет профессиональное правосознание юристов. Оно формируется в процессе познания юристом правовой системы общества, сущности и роли права, изучения различных юридических дисциплин, в ходе практической деятельности по реализации права. В отличие от обыденного правосознания в правосознании юристов в большей степени присутствуют элементы правовой идеологии по сравнению с правовой психологией. Профессиональное правосознание юриста, помимо общих представлений о праве, включает в себя также определенные систематические представления в какой-либо конкретной отрасли права, с которой связана его профессиональная деятельность. В зависимости от сферы профессиональной деятельности, особенностей решаемых задач правосознание юристов может иметь некоторые различия. Так, например, может различаться правосознание юристов — сотрудников органов внутренних дел и юристов-адвокатов и т. д.

Иногда правосознанию юристов самим законом отводится весьма высокая и ответственная роль. Так, например, в соответствии со ст. 71 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР суд, прокурор, и лицо, производящее дознание, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и социалистическим (так в тексте, который до сих пор не изменен. — Э. Г.) правосознанием.

Во многих случаях правосознание высококвалифицированных юристов по своему уровню приближается к научному (теоретическому) правосознанию.

Научное (теоретическое) правосознание. Это самый высший уровень правосознания, присущий ученым-специалистам в области права, большинству преподавателей, работников в сфере научно-исследовательской юридической деятельности. Именно на этом уровне в основном и формируется правовая идеология, в научном правосознании в наименьшей степени присутствуют элементы правовой психологии.

Ученые, обладающие признанной высокой квалификацией в области права (доктора юридических наук, профессора по юридическим кафедрам), активно привлекаются для правотворческой, судебной деятельности органов государства. Они участвуют в разработке важнейших законодательных актов, дают заключения по законопроектам. В состав Конституционного Суда Российской Федерации входят только доктора юридических наук. Научно-консультативный совет создан при Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации.