Новости
18.04.2024
Юридические аспекты казначейского сопровождения ...
Государственный контракт предполагает достижение целей и решение задач, которые явно описаны внутри контракта. К целям и задачам привязано ...

подробнее
15.03.2024
Изменения нормативной базы использование дронов
Нормативная база относительно возможности использования дронов регулярно пересматривается. Связано это с бурным развитием техники в данном ...

подробнее
18.02.2024
Как правильно действовать при возникновении сложностей во ...
При наличии полной уверенности в Вашей собственной правоте и понимания, что банк в чем-то нарушает Ваши права не торопитесь устно обсуждать это с ...

подробнее
23.01.2024
Регистрация оффшорной компании в 2024 году: тенденции и ...
В современном мире, на фоне постоянных изменений в международных законах и структурах бизнеса, оффшорные компании остаются одним из важных ...

подробнее
29.12.2023
Что лучше: гостинница или квартира на сутки?
Когда речь заходит о поиске жилья в Екатеринбурге, и если номер в гостинице Вам не подходит, можно смело остановиться на варианте посуточнойили ...

подробнее
29.12.2023
Как быстро подать декларацию через интернет
Всем добрый день. Меня зовут Анатолий. Хочу поделиться с Вами своей историей. Моя жизнь всегда была связана с землей, я с детствачувствовал, что не ...

подробнее

Международное право. Общие положения международного права

Современный мир не представляет себя вне взаимных связей между государствами во всех без исключения сфер хозяйственной, политической, культурной и иной деятельности. Международные отношения оказывают существенное влияние не только на континенты, целые регионы, нации, но и на человека, как индивида. Международное право представляет собой свод правил поведения его субъектов, которые призваны регулировать их взаимоотношения.

Потребность в международном праве появилась в период образования первых рабовладельческих государств на Земле — в Двуречье, в долинах рек Тигра и Евфрата, в Египте (конец IV — начало III тысячелетия до н.э.)

В рабовладельческом обществе международно-правовой обычай являлся основным источником международного права. Позднее с появлением письменности между государствами стали заключаться договоры. Первые договоры появились приблизительно пять тысяч лет назад.

Во II-I тысячелетии до н.э. возникли центры международной жизни на территории Индии и Китая, позднее в Древней Греции и Риме. Уже в те далекие времена существовал институт послов. Например, исторический памятник Индии того времени- Законы Манху — содержит правила поведения послов и их неприкосновенности. Главное в деятельности послов было умение подготавливать или предотвращать войну и заключать мир.

В Древнем Риме возник институт покровительства — прообраз современного консульского права. Древние римские юристы первыми употребили термин «право народов». Оно включало в себя нормы как взаимоотношений между государствами, так и отношений римлян с иностранными гражданами.

Следует особо подчеркнуть, что история развития человечества была насыщена несметным числом больших и малых войн. И что удивительно, даже в международном праве включительно до 20 в., война считалась нормальным способом взаимодействия государств, формой решения международных споров.

Сегодня прекращение холодной войны открыло пути к созданию нового мирового порядка. Угроза ядерной катастрофы значительно снизилась. Но продолжают иметь место внутренние вооруженные конфликты, большую опасность миру являет собой терроризм. Человечеству угрожает экологический кризис. В решении этих проблем заинтересованы все без исключения государства.

Одним из главных и весьма важных инструментов управления международными отношениями служит международное право.

Международное право есть система юридических норм, создаваемых государствами, а частично и другими субъектами международного права, путем согласования их воли, которые призваны регулировать определенные общественные отношения в межгосударственной системе.

Часто международное право называют «международным публичным правом», отличая его при этом от международного частного права. Хотя между этими двумя дисциплинами есть определенная связь, необходимо подчеркнуть, что это разные виды права.

В межгосударственной системе нет верховной власти, которой были бы подчинены все субъекты международного права, нет законодательных, исполнительных и судебных органов, какие существуют в государствах. А значит межгосударственная система функционирует не так, как внутригосударственные системы.

В международном праве нормы создаются самими субъектами международного права, прежде всего государствами, путем согласования воли участников международного права. Нормы международного права, обязательные для всех государств, имеют общедемократический характер, а нормы внутригосударственного права по своей социальной сущности могут отличаться от норм международного права в зависимости от социальной природы государств, которые создали эти нормы и для которых они обязательны.

Нормы международного частного права являются составной частью внутригосударственной правовой базы, они создаются каждым государством самостоятельно и регулируют частно-правовые отношения физических и юридических лиц с участием иностранного элемента. Главная задача международного частного права заключается в регулировании коллизий между нормами правовых систем разных стран.

Нормы международного права представляют собой правила поведения субъектов международного права в своих внешних отношениях друг с другом. Правовая норма международного права обычно выражает собой обобщенное правило поведения, обращенное к персонально неопределенному кругу субъектов международного права. Однако это не исключает того, что в международном праве отсутствуют совсем персониофицированные нормы, например, нормы двусторонних договоров, да и многосторонних с числом участников не более 10, могут быть обращены к любому из участников.

Эффективность нормы общего международного права зависит от того, насколько полно она отражает согласованную волю большинства субъектов. Международное право существует в форме норм.

Нормы международного права бывают диспозитивными и императивными. К первым относятся такие нормы, от которых государства могут отступать по взаимному согласию. А вот императивными являются такие нормы, от которых государства не могут отступать даже по взаимному согласию, и договор между государствами, противоречащий таким нормам, является юридически ничтожным (недействительным). Поясним на примерах.

Не следует понимать в буквальном смысле, что одни нормы обязательны, а другие не обязательны для государств. Все международно-правовые нормы обязательны. Но когда мы подразумеваем диспозитивные нормы, это означает, что государства вправе заключать договоры, включающие в себя иные нормы, по которым они собираются действовать, и это не будет правонарушением. Например, согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. иностранные государства не имеют права заниматься разработкой и добычей полезных ископаемых в зоне континентального шельфа, так как на эти богатства распространяется суверенное право прибрежного государства. Однако, прибрежное государство вправе заключить с любым другим государством договор на право добычи того или иного вида природного ресурса в указанном морском районе.

В случае подписания сторонами договора, в котором упоминается возможность применения военной силы или угрозы силой, что противоречит императивной норме-принципу неприменения силы при решении спорных вопросов, то такой договор будет считаться недействительным.

Данное положение было закреплено в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года.

По процессу образования норм они разделяются на договорные и обычные. Причем, в связи с высокими темпами роста интернационализации путей развития хозяйственной, политической, культурной и иных областей деятельности государств, договорный процесс создания норм как более быстрый стал превалирующим. Возрастает роль международных организаций в этом процессе.

Обычные нормы берут свое начало в большинстве случаев в обычаях наших далеких предков, живших на Земле несколько тысячелетий назад. Эти нормы проверены временем, они исключительно гуманны, современниками признаны и, как правило, относятся к императивным нормам. Например, в Древнем Риме существовал обычай: «Дал слово — держи его». Сегодня указанный обычай трансформировался в императивную норму — принцип добросовестного выполнения международных обязательств. Этот принцип ныне закреплен в Уставе ООН. Устав (п. 2. ст. 2) обязывает всех членов ООН добросовестно выполнять принятые по Уставу все международные обязательства.

Необходимо подчеркнуть, что не все нормы международного права имеют одинаковую юридическую силу, т.е. речь может идти об иерархии этих норм.

Так императивные нормы обладают большей юридической силой, чем диспозитивные, а нормы Устава ООН (ст. 103) главенствуют над нормами других международных договоров. Аналогично нормы межгосударственных договоров превалируют над нормами межведомственных договоров, однако, стороны по договоренности могут поступить иначе.

Отметим, что в международных отношениях помимо общего международного права действуют еще и локальные исключительно договорные, международно-правовые нормы, роль которых весьма велика (например, в случаях регулирования межгосударственных отношений, имеющих специфические проблемы).

Принципы международного права вместе с юридическими нормами образуют единую систему международного права. В отличие от нормы международного права, которая, как правило, призвана регулировать более конкретное правоотношение, касающееся определенного объекта международного права, принцип международного права распространяет свое действие на целую область правоотношений. Принцип по сравнению с нормой является более долговечным, меньше подвержен влиянию меняющихся обстоятельств, формируется в течение более длительного времени. Иными словами, принцип есть норма, которая проверена временем, общепризнанна и имеет более широкое предназначение в плане регулирования взаимоотношений.

Существует понятие основных принципов — это когда речь идет о принципах общего международного права, которое является основой всей системы международного права, в отличие от отдельных его отраслей, где имеются также свои принципы. Основные принципы международного права несут императивный характер, они закреплены прежде всего в Уставе ООН и к ним относятся:

1. Принцип мирного сосуществования государств независимо от их экономических, социальных и политических систем.

2. Принцип неприменения силы или угрозы силой.

3. Принцип мирного разрешения международных споров.

4. Принцип территориальной целостности государств.

5. Принцип нерушимости границ.

6. Принцип суверенного равенства государств.

7. Принцип невмешательства.

8. Принцип равноправия и самоопределения народов.

9. Принцип сотрудничества государств.

10. Принцип уважения прав человека.

11. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Это не означает, что в международном праве лишь 11 основных принципов, конечно, их больше. Например, в связи с актуальностью проблемы охраны окружающей среды в международном праве получил общее признание важный принцип охраны окружающей среды как принцип общего международного права.

Конечным результатом процесса создания норм, т.е. процесса согласования воль субъектов международного права, являются источники международного права. Они едины по своей природе: в их основе лежит соглашение субъектов.

Основными источниками международного права являются международный договор и международно-правовой обычай.

К вспомогательным источникам международного права относятся: резолюции международных организаций, решения международных судов и арбитражей, внутригосударственные законы, решения национальных судов, общие принципы права, признанные цивилизованными нациями, и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций, с оговоркой, указанной в ст. 59 Статута Международного Суда ООН.

Говоря об источниках международного права, следует отметить их большое практическое значение, т.к. речь идет о том, где искать нормы международного права, а значит и о том, какие нормы являются международно-правовыми, а какие — нет.

Субъектами международного права являются участники международных отношений, обладающие международными правами и обязанностями, осуществляющие их на основе международного права и несущие в необходимых случаях международно-правовую ответственность.

В международном публичном праве есть разные категории субъектов.

Основными (первичными) субъектами международного права являются государства, народы и нации, в т.ч. ведущие борьбу за независимость и создание собственного национального государства.

Производными (вторичными) субъектами м.п. являются международные (межгосударственные) организации, международная правосубъектность которых определяется учреждающим эти организации актом-уставом или соглашением и является производной от правосубъектности государств- участников такого акта. Объем прав и полномочий международных организаций определяется государствами-учредителями.

Отдельными элементами международной правосубъектности могут обладать и государственноподобные образования типа вольных городов (города Данциг в 1923-1939 гг., Триест в 1947— 1954 гг.), а также государство-город Ватикан — административный центр католической церкви во главе с Папой римским (площадь 44 га, население около 1 тыс. человек). Необходимым качеством международного права является юридическая обязательная сила. Юридическая обязательность норм международного права является главнейшей особенностью, отличающей их от других социальных норм, действующих в межгосударственной системе, в частности, в национальных законодательствах государств. В последнем случае обязательность правовых норм, как правило, диктуется велением государства.

Исторически считалось, что над государствами нет другой власти, кроме Бога, что именно в нем видели источник обязательности международных правовых норм. Договоры ранее скреплялись религиозными клятвами. Да и сегодня в мусульманском праве Бог выступает гарантом договоров. Согласно доктрине ислама Бог считается третьей стороной в любом договоре.

Следует подчеркнуть, что все без исключения нормы международного права разрабатываются самими государствами, либо с их участием, и они вступают в силу, т.е. становятся обязательными для выполнения, после того, как все или не менее 2/3 участников договора поставили под нормами свои согласительные подписи. Поэтому соглашение государств придает юридически обязательную силу не только конкретному договору, конкретной норме, но и всему международному праву. Данное положение закреплено в принципе добросовестного выполнения обязательств по международному праву (ст. 2. п. 2 Устава ООН) — в принципе pasta sunt servanda (договоры должны соблюдаться), который юридически обязывает соблюдать международно-правовые нормы. Юридическая сила общепризнанных норм международного права порождается согласием государств.

Повседневные и многосторонние интересы государств, жизненно-важные потребности мирового сообщества обеспечивают признание за международным правом обязательной силы. Исключительная необходимость правового широкомасштабного регулирования международных отношений придает международному праву юридическую и обязательную силу.

Подписывая соглашения и принимая на себя обязательства выполнять содержащиеся в них нормы, государства расширяют свои возможности осуществления суверенной власти, а также предвидения действий других государств.

Ответственность в международном праве. Под международно-правовой ответственностью понимаются юридические последствия, наступающие для субъекта международного права в результате нарушения им международно-правового обязательства и является юридическим средством, которое обеспечивает соблюдение норм международного права. Эти нормы в международном праве образуют специальный международно-правовой институт, который предусматривает ответственность государства за агрессию, за отказ в предоставлении независимости колониальным странам и народам, за действия, связанные с рабством и работорговлей, за политику апартеида, геноцида, экоцида и др.

Основанием международно-правовой ответственности государства является совершение международного правонарушения. Международное правонарушение есть действие или бездействие государства, которое нарушает его международное обязательство и которое установлено нормой международного права.

Государство может совершать противоправные действия или бездействия лишь посредством физических лиц, выступающих в качестве его государственных органов управления или его должностных лиц, однако международно-правовую ответственность несет государство. Оно же несет ответственность и в случае нарушений международных обязательств в результате противоправных действий или бездействий национальных судов.

Основанием ответственности государства могут быть совершенные на его территории действия частных лиц (собственных граждан или иностранцев) и их организаций. В данном случае государство несет ответственность не за действия частных лиц, а за поведение своих органов, которые не предотвратили такие действия или не наказали их виновников, хотя обязаны были это сделать.

Государство не может снять с себя международную ответственность, ссылаясь на свое национальное право, т.е. на то, что его органы действовали в точном соответствии с внутригосударственными правовыми предписаниями.

Если действия государства-нарушителя причинили какой-либо материальный или нематериальный (нарушение суверенитета) вред законным интересам другого государства, то возникает ответственность за ущерб материальный или за ущерб нематериальный. В случае же особо опасных правонарушений возникает ответственность за причинение вреда международному сообществу в целом.

В современном международном праве принято деление международных правонарушений государств на международные преступления и международные деликты.

Правоотношения, возникающие из международного деликта и международного преступления государства, значительно отличаются друг от друга.

При международном деликте возникает обязательство государства-правонарушителя прекратить правонарушение и возместить причиненный материальный и нематериальный ущерб, а также право потерпевшего государства требовать выполнения этих обязательств. В случае невыполнения государством-правонарушителем этих обязательств, потерпевшее государство вправе применить к нему санкции, т.е. меры давления (введение торговых, транспортных, таможенных и других ограничений).

Что касается вопроса об ответственности государства за международные преступления, то здесь гораздо меньше ясности, чем в вопросе ответственности за международные деликты. Трудность в том, что пока нет перечня международных преступлений государств, признанного государствами-членами ООН. В международном праве пока не установлены параметры санкций за те или иные международные преступления государств. И тем не менее Совету Безопасности ООН удалось принять решение о санкциях против ЮАР за проведение апартеида, удалось также принять ряд резолюций в связи с агрессией Ирака против Кувейта.

Взаимодействие международного и внутригосударственного права происходит в виде их взаимного влияния друг на друга и первичным при этом является влияние внутригосударственного права, Эта первичность объясняется тем, что нормы международного права создаются самими государствами и они при этом исходят из норм и принципов своего национального права и не идут на создание норм международного права, противоречащих основам их социального и политического строя, закрепленных в нормах конституционного (государственного) права. Нередки прецеденты, когда отдельные государства с большим трудом идут на подписание международных договоров, выполнение которых от них потребовало бы внесения изменений в их действующее национальное законодательство.

Если имеет место влияние содержания норм национального права на содержание норм международного права, то такое влияние называется материальным (например, принципы (нормы) внешней политики).

Когда же влияние национального права на международное право имеет дело с нормами, касающимися процесса создания норм международного права, то такое влияние именуется процессуальным. Так законодательство в области гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека часто инициирует разработку различного рода международных договоров в области защиты прав человека.

Не менее важен процесс обратный: осуществление норм международного права внутри государства. Такой процесс называется трансформацией. Трансформация — один из способов превращения, преобразования норм международного права в нормы внутригосударственного права. Проблема трансформации вызвана к жизни тем, что международное право и различные системы национального права существуют самостоятельно, хотя и взаимосвязаны.

Трансформация может осуществляться путем издания в государстве специального закона либо путем законодательного провозглашения действия международного договора на территории данного государства и обязанности всех лиц соблюдать его предписания. Известно, что акт ратификации или одобрения государством международного договора равнозначен его превращению в составную часть национального законодательства. Согласно Конституции РФ нормы международного договора являются частью российской правовой системы и имеют преимущественную силу по отношению к нормам внутригосударственного характера.

Важной составляющей международного права является международная правосубъектность наций и народов, борющихся за независимость.

Борьба наций и народов за образование собственного независимого государства является законной в соответствии с международным правом и Уставом ООН. Это вытекает из права наций на самоопределение — одного из важнейших международно-правовых принципов.

Как и суверенные государства, нации, борющиеся за свою государственную независимость, обладают полной международной правосубъектностью, они могут вступать в сношения с другими государствами и международными организациями, заключать договоры и т.д. Рождающиеся новые независимые государства считаются полноправными субъектами международного права.

Итак, в мире постоянно происходят изменения: одни государства появляются, другие прекращают свое существование, третьи продолжают существовать, но в ином виде. Вследствие этого возникают два юридических вопроса: о признании новых субъектов международного права и об их правопреемстве.

Международно-правовое признание — это акт государства, которым оно считает возможным вступить в юридические отношения с признаваемой стороной, коей могут быть: вновь возникшее государство, новое правительство, нация или национально-освободительное движение, восставшая и воюющая сторона, международная организация.

Признание выражает стремление признающего государства установить нормальные отношения с признаваемой стороной, памятуя при этом о юридических последствиях, которое оно влечет за собой.

Новое государство, согласно Уставу ООН, имеет право на международное признание, которое осуществляется в форме письменного послания от признающего государства, передаваемого дипломатическим путем или на торжественной церемонии провозглашения независимости (провозглашение независимости Намибии 21 марта 1990 г.).

В 1991 году прошла кампания признания государствами мира бывших союзных республик СССР в результате развала последнего.

В случае прихода к власти правительства неконституционным путем или в случае изменения формы правления нередко возникает необходимость его признания. Согласно норм международного права правительство имеет право на признание, если оно осуществляет эффективный контроль над страной, ее населением и территорией. Правительство, созданное за рубежом вопреки воле народа (марионеточное правительство), не должно признаваться.

В зависимости от объема юридических последствий, которое влечет за собой международно-правовое признание, различается признание де-юре и де-факто. Обе формы признания юридические.

Признание де-юре обычно считается полным и окончательным, влекущим за собой обмен дипломатическими представителями высшего класса, признание прав признаваемого государства на распоряжение имуществом и др. ценностями, принадлежащими ему за границей, признание его иммунитета от юрисдикции признающего государства и др.

Признание де-факто обычно применяется в случаях, когда признающее государство недостаточно уверено в жизнеспособности нового правительства или самого государства, либо не намерено до какого-то времени или наступления определенных условий вполне официально и окончательно признавать нового субъекта права или его правительство. Признание де-факто не обязательно для установления дипломатических отношений.

Другой не менее важной составляющей международной правосубъектности вновь образованных государств является правопреемство государств, что означает переход международных прав и обязанностей одного государства к другому. Вопросы правопреемства государств регулируются:

— Венской конвенцией о правопреемстве государств в отношении международных договоров 1978 года;

— Венской конвенцией о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 года.

Однако эти конвенции еще не вступили в силу. Теория и практика в этом вопросе очень противоречивы. Поэтому вопросы правопреемства решаются в специальных соглашениях заинтересованных государств. Вопрос о правопреемстве государств встает:

1) при возникновении нового государства в результате социальной революции;

2) при возникновении нового независимого государства в ходе национально-освободительной борьбы (в результате деколонизации);

3) при разделении или отделении частей государства;

4) при объединении государств;

5) при частичных территориальных изменениях государства. В международном праве государство понимается как одно целое трех составляющих: население, территория, власть. Однако, правопреемство связано с изменениями только одной составляющей-населения. Изменения численности населения или организации власти таких последствий не порождают.

Среди множества случаев правопреемства встречаются и такие, когда государства не придерживались единых правил и вес решалось с учетом конкретных обстоятельств. Так, после второй мировой войны власти ФРГ утверждали, что «германский рейх, как субъект права и историко-политическая реальность, никогда не переставал существовать». ФРГ рассматривалась как воплощение этого факта. Советское и ряд других правительств, придерживались того мнения, что в результате войны германский рейх прекратил существование, а ФРГ является лишь одной из правопреемниц прежней Германии.

Правопреемство не затрагивает договоров, установивших границы и их режим, а также обязательств относительно пользования любой территорией, установленных в пользу иностранного государства. Так при воссоединении Германии не была поставлена под сомнение граница по Одеру-Пейсе, установленная договором между ГДР и Польшей 1950 г.

При переходе части территории от одного государства к другому действует принцип, по которому границы действия договора сокращаются или расширяются вместе с границами государства. Другими словами, договоры государства-предшественника утрачивают силу в отношении переданной территории, а договоры государства-преемника прибретают силу.

При объединении государств все их договоры сохраняют силу, но применяются лишь в отношении той части территории объединенного государства, в отношении которой они находились в силе в момент правопреемства. Исключением из этого правила было вхождение ГДР в ФРГ, в результате чего первая утратила свою правосубъектность, а вторая сохранила. Усложнилось это объединение различием общественно-политических и правовых систем. В итоге договоры ГДР подлежали сохранению, пересмотру либо аннулированию. Договоры же ФРГ сохранили свою силу и распространили действие на территорию бывшей ГДР. Все это было закреплено в договоре об объединении Германии 1990 г.

Если при разделении государства одна из частей продолжает существовать как государство-предшественник, то в его договорных отношениях не происходит изменений. Исключением являются те договоры, которые непосредственно связаны с отошедшей территорией. Этот порядок относится и к членству ООН.

В 1947 г. от Индии отделился Пакистан. Индия, оставаясь государством со всеми договорными правами и обязанностями, осталась членом ООН. Отделившаяся территория Пакистан предстала новым государством без прав и обязанностей прежнего государства, а стало быть и без автоматического представления ему места в ООН.

Определенную специфику являет собой вопрос правопреемства в результате ликвидации СССР. В Алма-Атинской Декларации стран СНГ 1991 г. говорится: «С образованием Содружества Независимых Государств Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование». И далее в отношении правопреемства: «... участники СНГ гарантируют выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего Союза СССР».

Из этого следует, что все члены СНГ в равной мере рассматривались как правопреемники СССР, однако реализация такого предложения не была возможной. Ни один из правопреемников не мог претендовать на членство в ООН о порядке самопреемства и особенно на место постоянного члена Совета Безопасности.

Выход из трудного положения был найден в концепции «Россия: государство-продолжатель СССР». Она означает, что место СССР в мировой политике занимает Россия. Она является главным правопреемником Союза, и на нее ложится основная ответственность за выполнение его обязательств.

В совместной декларации РФ и Великобритании 1992 г. констатируется, что Россия «продолжает в полном объеме международные права и обязательства, которыми ранее обладал Советский Союз».

Это означает, что двусторонние договоры сохраняются в части выполнения обязательств за Россией, а участниками заключенных Советским Союзом многосторонних договоров становятся все правопреемники СССР.

Ниже будет заострено внимание на некоторых основных аспектах международного отраслевого права.