Новости
14.09.2024
Нормативные требования к обслуживанию газового оборудования ...
В настоящее время действует норма, согласно которой все газовые трубы в пределах одного дома все газовое оборудование в квартирах должна обслуживать ...

подробнее
13.09.2024
Отдельные аспекты обустройства и использования тротуаров
Для обустройства тротуаров могут быть применены различные материалы. Чаще всего используется традиционный асфальт. На старых, давно не ...

подробнее
05.08.2024
Каким бывает банкротство юридического лица
Не все бизнесы успешны. Есть случаи откровенно неудачных вложений средств, есть непредсказуемый рынок. Если причина неудачи появилась без содействия ...

подробнее
28.07.2024
Роль экспертизы в рассмотрении дел о ДТП
Активный городской трафик и высокие скорости наряду с неуверенным маневрированием на загородных трассах являются причинами ДТП. При рассмотрении ...

подробнее
18.04.2024
Юридические аспекты казначейского сопровождения ...
Государственный контракт предполагает достижение целей и решение задач, которые явно описаны внутри контракта. К целям и задачам привязано ...

подробнее
15.03.2024
Изменения нормативной базы использование дронов
Нормативная база относительно возможности использования дронов регулярно пересматривается. Связано это с бурным развитием техники в данном ...

подробнее

Япония. Конституция 1947 г

Поражение Японии во второй мировой войне явилось поворотным пунктом в развитии и формировании новых правовых взглядов.

Японское право приобрело уникальный характер благодаря воплощению в послевоенной Конституции принципа пацифизма.

Девять статей Конституции Японии предусматривают отказ от вооруженных сил и от войны, как средства разрешения международных споров. Однако целый ряд нормативных актов, появившихся в послевоенный период затушевывает пацифистские статьи Конституции.

Текст Основного закона был выработан в штабе Макартура (главнокомандующего американским военным корпусом в Японии), а затем принят парламентом и опубликован в ноябре 1946 г. Конституция вступила в действие 3 мая 1947 г.

Конституция сохранила императора в качестве «символа государства и единства народа». С согласия парламента он назначает премьер-министра. На императора возложен целый ряд функций, таких как созыв парламента, роспуск Палаты представителей, объявление всеобщих парламентских выборов, подтверждение назначений министров и их отставок, а также полномочий дипломатических представителей Японии, назначение председателя Верховного суда, подтверждение амнистий, прем иностранных дипломатов.

Однако наделение его этими функциями носит формальный характер. Он может предпринимать действия, относящиеся к делам государства, лишь по совету и с одобрения кабинета министров.

Единственным законодательным органом является парламент, состоящий из Палаты представителей и Палаты советников.

Парламент формируется путем всеобщих и прямых выборов. Депутаты нижней палаты избираются на 4 года, Палата советников - на 6 лет (каждые 3 года переизбирается половина депутатов этой палаты).

Избирательное право на выборы депутатов в парламент предоставлено гражданам с 20-ти лет. Пассивное право японские граждане получают в 25 лет (для Палаты представителей) и 30 лет (для Палаты советников).

Избирательная система строится на мажоритарной основе.

Для принятия закона требуется простое большинство депутатов обеих палат парламента. Верхняя палата может отвергнуть законопроект, принятый нижней палатой. Палата представителей вправе вторично рассмотреть его, и если законопроект получит две трети голосов, то становится законом. При многопартийности и борьбе партий собрать две трети голосов в Палате представителей весьма трудно.

Взаимоотношения парламента и правительства следуют в общем русле буржуазного права и заимствованы из практики европейских парламентов: министры кабинета должны быть, как правило, депутатами парламента, кабинет уходит в отставку в случае выражения ему недоверия нижней палатой, но может остаться у власти, распустить нижнюю палату в течение 10-ти дней после вотума недоверия и назначить новые выборы.

Высшим органом исполнительной власти является кабинет министров, возглавляемый премьер-министром. Члены кабинета должны быть гражданскими лицами.

Премьер-министр назначает и смещает министров. Кабинет министров обладает правом законодательной инициативы. Конституция выражает идею верховенства парламента над кабинетом.

На практике эти отношения определяются прежде всего тем, что кабинет формирует партия, получившая большинство мест в парламенте.

За последние годы обращает на себя внимание рост разного рода комитетов и советов при центральных органах управления, действующих в обход представительных органов.

Характерной особенностью японской Конституции является выборное местное самоуправление. В каждой префектуре население избирает свое собрание. Эти собрания имеют право принимать постановления. Исполнительными органами на местах являются губернаторы, избираемые непосредственно населением, а в городах - мэры, в сельской местности - сельские старосты.

Муниципальные власти все чаще стали выступать против американских военных баз, захода в японские порты американских военных кораблей с ядерным оружием на борту и т. д.

Верховный суд Японии стал не только высшей судебной инстанцией, но по примеру США он получил право толковать Конституцию страны и оценивать принятые парламентом законы с точки зрения их конституционности.

Члены Верховного суда избираются по представлению кабинета министров парламентом, а председатель суда назначается императором по рекомендации премьер-министра.

Судебная система Японии построена по четырехзвенной структуре: Верховный суд, высшие суды, районные суды и семейные суды. Правовой основой судопроизводства в Японии служит Конституция и Закон о судах (1947 г.). Конституция запрещает создавать специальные суды.

Семейные суды рассматривают незначительные гражданские дела, дела о разводе, о наследовании. Они ведут дела несовершеннолетних.

Прокуратура была образована в соответствии с Законом о прокуратурах 1947 г. Основные функции прокуратуры: досудебное расследование уголовных дел, возбуждение уголовного преследования, поддержание обвинения в суде, надзор за разрешением дел полицией, надзор за следствием в органах полиции и надзор за исполнением наказаний, назначенных судами.

Выйдя из войны с крайне отсталой промышленностью, разоренным сельским хозяйством и практически не имея запасов топливно-сырьевых ресурсов (за исключением угля) Япония уже к концу 60-х годов смогла занять втрое место в капиталистическом мире по объему производства.

Среди основных причин, обусловивших столь быстрое развитие японской экономики, прежде следует назвать снижение цен на мировых рынках сырья и топлива, относительная дешевизна японской рабочей силы, отсутствие значительных военных расходов. Следует отметить и такой фактор, как достаточно высокая эффективность государственного регулирования экономическими процессами. Чрезвычайно важную роль сыграл и «человеческий фактор» - высокое качество японской рабочей силы с точки зрения ее общеобразовательной и профессиональной подготовки.