Новости
05.08.2024
Каким бывает банкротство юридического лица
Не все бизнесы успешны. Есть случаи откровенно неудачных вложений средств, есть непредсказуемый рынок. Если причина неудачи появилась без содействия ...

подробнее
28.07.2024
Роль экспертизы в рассмотрении дел о ДТП
Активный городской трафик и высокие скорости наряду с неуверенным маневрированием на загородных трассах являются причинами ДТП. При рассмотрении ...

подробнее
18.04.2024
Юридические аспекты казначейского сопровождения ...
Государственный контракт предполагает достижение целей и решение задач, которые явно описаны внутри контракта. К целям и задачам привязано ...

подробнее
15.03.2024
Изменения нормативной базы использование дронов
Нормативная база относительно возможности использования дронов регулярно пересматривается. Связано это с бурным развитием техники в данном ...

подробнее
18.02.2024
Как правильно действовать при возникновении сложностей во ...
При наличии полной уверенности в Вашей собственной правоте и понимания, что банк в чем-то нарушает Ваши права не торопитесь устно обсуждать это с ...

подробнее
23.01.2024
Регистрация оффшорной компании в 2024 году: тенденции и ...
В современном мире, на фоне постоянных изменений в международных законах и структурах бизнеса, оффшорные компании остаются одним из важных ...

подробнее

Италия. Крах фашистского режима. Установление и развитие республики

Вторая мировая война, в которую Италия вступила на стороне гитлеровской Германии 10 июня 1940 г., принесла новые бедствия для итальянского народа. Обнажилась несогласованность между захватническими амбициями Италии и финансовыми и экономическими возможностями страны. Поражение фашистов под Сталинградом и в Северной Африке, а также высадка в 1943 г. англо-американских войск в Сицилии привели к тому, что Италия была вынуждена защищать уже свою территорию. В стране начали проходить массовые забастовки под экономическими и политическими лозунгами.

В этой сложной обстановке в целях предотвращения революционного выступления народа крупная итальянская буржуазия, генералитет и часть руководителей фашистской партии смогли договориться с королем об устранении Муссолини от власти и его аресте. По указанию короля 25 июля 1943 г. было сформировано новое правительство во главе с маршалом Бадальо, а в начале сентября Италия капитулировала. На основании соглашения о капитуляции на территории Италии высадились войска США и Англии. Немцам удалось при помощи своего десанта освободить Муссолини, после чего Гитлер назначил его главой правительства в оккупированной части Италии.

В течение осени 1943 - весны 1945 г. против германских оккупантов боролись отряды сопротивления, возглавляемые созданным по инициативе коммунистов Комитетом национального освобождения. В него входили представители различных партий. 25 апреля 1945 г. на Севере Италии вспыхнуло вооруженное восстание, вследствие которого страна была освобождена от гитлеровских захватчиков. Было создано Временное правительство -совет министров, обладавшее исполнительными и законодательными полномочиями. Король под напором новой власти отрекся от престола.

Победа Советского Союза над гитлеровской Германией привела и к падению режима фашистской диктатуры в Италии.

Переход к республике. После войны и освобождения от фашисткой диктатуры перед народом Италии актуальным стал вопрос о государственном устройстве страны. 2 июня 1946 г. был проведен референдум, в ходе которого народ высказался за установление республики. Сторонники монархии оказались в меньшинстве. 18 июля 1946 г. Италия была провозглашена республикой. Одновременно с референдумом проходили выборы в Учредительное собрание, которые были проведены на основании утвержденного правительством 20 марта 1946 г. закона «Об Учредительном собрании». Большинство мест в Учредительном собрании получили христианские демократы - 35%, их лидер и стал премьер-министром. Социалисты получили 21%, коммунисты- 19%, остальные места заняли крайне правые группировки.

Конституция 1947 г. Учредительное собрание большинством голосов (453 против 62) 22 декабря 1947 г. утвердило Конституцию Итальянской республики, вступившую в силу с 1 января 1948 г.

Статья 1 Конституции провозглашает Италию демократической республикой, основанной на труде, и устанавливает, что суверенитет принадлежит народу.

Конституция торжественно провозглашает, что Италия отвергает войну как посягательство на свободу других народов и как средство решения международных споров.

Конституцией продекларированы широкие демократические права: право на труд, на вознаграждение, пропорциональное количеству и качеству затраченного труда, право на еженедельный отдых и на ежегодный оплачиваемый отпуск, каждому нетрудоспособному - право на социальную поддержку. В ней говорится о равенстве прав женщин и мужчин. Кроме того, предусматривается свобода организации профсоюзов, право на стачку. Конституция гарантирует свободу слова, печати, организаций, митингов и демонстраций, неприкосновенность личности и жилища и др. В Конституции указано также на равенство всех перед законом.

Институтами непосредственной демократии в стране являются референдум, «народное вето», народная законодательная инициатива.

Высшая законодательная власть в стране принадлежит двухпалатному парламенту. Нижняя палата - Палата депутатов - избирается всеобщими и прямыми выборами сроком на пять лет. Сенат избирается по областям сроком на шесть лет. Палаты имеют равные права в области законодательства и контроля над правительством. Парламент издает законы, объявляет состояние войны и мира, ратифицирует международные договоры, утверждает бюджет, участвует в формировании важных органов государственной власти. Для отставки правительства достаточно вотума недоверия, вынесенного одной из палат парламента.

Главой государства является президент, избираемый тайным голосованием на совместном заседании обеих палат парламента с участием представителей от областей. Срок его полномочий семь лет. Полномочия президента довольно широки. Он назначает выборы парламента, может распустить парламент или одну из его палат досрочно, а также имеет право отлагательного вето в отношении принятых парламентом законов. Президент назначает на высшие государственные должности, является верховным главнокомандующим вооруженных сил, обладает правом помилования и др. Акты президента требуют обязательной контрассигнации со стороны премьер-министра.

Правительство - Совет министров осуществляет исполнительные полномочия. Оно ответственно перед парламентом. Президент назначает председателя Совета министров, а по его предложению - министров. После этого вновь сформированное правительство должно получить доверие обеих палат. Правительству может быть делегировано со стороны парламента осуществление законодательной функции, но с определенными ограничениями и в чрезвычайных обстоятельствах.

Вся судебная система Италии возглавляется Высшим советом магистратуры под председательством президента республики.

В низовом звене судебной системы действуют консилиаторы (мировые судьи, букв. - советчики), которые рассматривают малозначительные гражданские дела. Далее следует претура - суд претора. Претор рассматривает апелляции на решения консилиаторов и разрешает гражданские дела с относительно небольшой ценой иска, дела о трудовых конфликтах и спорах по вопросам социального обеспечения. Он также рассматривает уголовные дела, по которым грозит наказание в виде лишения свободы на срок не более трех лет.

Апелляции на решения преторов рассматриваются в трибуналах, которые, кроме того, являются судами первой инстанции по широкому кругу дел.

Апелляционной инстанцией для трибуналов и высшей судебной инстанцией в округе являются апелляционные суды. Они имеют отделения по гражданским, уголовным, трудовым делам, следственное отделение.

В судебном округе создаются один или несколько судов ассизов и апелляционных судов ассизов. Суды ассизов рассматривают дела о совершении тяжких преступлений, специально указанных в законе. Всего в Италии 100 судов ассизов по первой и 36 - по апелляционной инстанции.

Возглавляет систему судов общей юрисдикции Кассационный суд, включающий около 300 магистратов. Он обеспечивает единство судебной практики и разрешает споры о компетенции между судами.

Высшая инстанция административной юстиции - Государственный совет. Эту функцию выполняют три его отделения с судебными полномочиями. Общее собрание Совета может формулировать правовые принципы для деятельности административных трибуналов.

Юрисдикция военных трибуналов в мирное время распространяется только на военные преступления, совершаемые лицами, входящими в состав вооруженных сил.

Конституционному суду подсудны споры о конституционности законов и имеющих силу закона актов государства и областей; конфликты между властями государства, между властями государства и областей; обвинения против президента Итальянской Республики, выдвинутые в соответствии с нормами Конституции.

Конституционный суд принимает решения о правомерности проведения референдумов, касающихся отмены законов.

Конституция (ст. 5) гласит, что республика едина и неделима, но признает и поощряет местную автономию.

Республика делится на области, провинции и коммуны. Все эти политико-административные единицы в той или иной мере обладают автономией.

Согласно закону 1990 г. провинции и коммуны должны иметь следующие органы: совет, джунту как исполнительный орган власти, главу исполнительной власти - мэра в коммунах и председателя в провинциях.

Реальным весом в политической жизни Италии обладает католическая церковь. Согласно ст. 7 Конституции государство и католическая церковь применительно к своему собственному устройству независимы и суверенны. Отношения между ними регулируются Латеранскими соглашениями. Эти соглашения были заключены в 1929 г. и новеллизированы Конкордатом 1984 г. Значение католической церкви усиливается тем обстоятельством, что 90% населения Италии исповедуют католицизм. В организационном плане римско-католическая церковь разделена в Италии на 59 архиепископств.

Конституция (ч. 2 ст. 8) признает за некатолическими конфессиями право создавать свои организации согласно собственным уставам, если они не противоречат итальянскому правопорядку. В общественной жизни страны важное место занимают политические партии. Самыми массовыми из них длительное время являлись Христианско-демократическая партия (ХДП) и Итальянская коммунистическая партия (ИКП).

Основанная в 1943 г. ХДП пользуется поддержкой католической церкви и внутренне никогда не была единой. В ее составе всегда существовали левые, правые и центристские группировки.

ИКП опиралась главным образом на рабочих (особенно на промышленных), под ее влиянием находился и крупнейший профсоюз страны. Всеобщая итальянская конфедерация труда (ВИКТ). ИКП прекратила свое существование в 1991 г., когда на ее основе была создана Демократическая партия левых сил (ДПЛС), взявшая вскоре курс на традиционные идеалы социал-демократии. Часть делегатов последнего съезда ИКП, которые не могли поступиться прежними коммунистическими принципами, организовали Партию коммунистического преобразования. В последние годы в ответ на резкую активизацию правых сил (включая ХДП) эти две партии создали широкую коалицию левоцентристских сил.

Основанная в 1892 г. Итальянская социалистическая партия (ИСП) опирается на средние слои населения. Выступает за гражданские права населения, за свободу и социальную справедливость.

Итальянская социал-демократическая партия (ИСДП), образованная в 1969 г., занимает более правые позиции и тесно сотрудничает с ХДП. Обе названные партии входят в Социалистический интернационал.

Еще правее находится образованная в 1991 г. Северная лига, выступающая за отделение, а точнее, за отбрасывание слаборазвитого Юга, за передачу ресурсов страны под контроль областных правительств.

Наличие противоречий во взглядах разных партий влечет за собой разногласия и в создаваемых ими коалициях. И как показала история, это приводило к частым правительственным кризисам и даже к досрочным выборам в парламент (1972 г.).

По результатам парламентских выборов, проведенных в 1996 г., итальянское правительство сформировал лидер левоцентристского блока «Оливковая ветвь».