Новости
14.09.2024
Нормативные требования к обслуживанию газового оборудования ...
В настоящее время действует норма, согласно которой все газовые трубы в пределах одного дома все газовое оборудование в квартирах должна обслуживать ...

подробнее
13.09.2024
Отдельные аспекты обустройства и использования тротуаров
Для обустройства тротуаров могут быть применены различные материалы. Чаще всего используется традиционный асфальт. На старых, давно не ...

подробнее
05.08.2024
Каким бывает банкротство юридического лица
Не все бизнесы успешны. Есть случаи откровенно неудачных вложений средств, есть непредсказуемый рынок. Если причина неудачи появилась без содействия ...

подробнее
28.07.2024
Роль экспертизы в рассмотрении дел о ДТП
Активный городской трафик и высокие скорости наряду с неуверенным маневрированием на загородных трассах являются причинами ДТП. При рассмотрении ...

подробнее
18.04.2024
Юридические аспекты казначейского сопровождения ...
Государственный контракт предполагает достижение целей и решение задач, которые явно описаны внутри контракта. К целям и задачам привязано ...

подробнее
15.03.2024
Изменения нормативной базы использование дронов
Нормативная база относительно возможности использования дронов регулярно пересматривается. Связано это с бурным развитием техники в данном ...

подробнее

Франция. Пятая республика. Конституция 1958 г

Конституция 1958 г. Закрепленные в Основном законе структура органов государственной власти и политический режим были призваны обеспечить потребности государственно-монополистического капитализма. По своему характеру новая Конституция означала шаг назад. Режим личной власти затмил демократические институты. Конституция вступила в силу 5 октября 1958 г.

Характеризуя политический режим, следует отметить, что парламент потерял былое значение. Президент в любое время может его распустить. Глава государства не несет ответственности ни перед парламентом, ни перед избравшим его народом. Он председательствует на заседаниях Совета министров.

Избрание президента осуществляется по мажоритарной системе. Если один из кандидатов не получил в первом туре более 50% голосов избирателей, то назначается второй тур, в котором оспаривают пост президента двое кандидатов, набравших в первом туре относительно других больше голосов.

В 1988 г. во время второго тура голосования победу одержал Франсуа Миттеран, лидер Социалистической партии. Кандидат правых партий Жискар д' Эстэн не получил поддержки французов. Во время выборов социалистов поддержали коммунисты и их сторонники.

Президент наделен правом законодательной инициативы. Он назначает премьер-министра, ему предоставлено право наложения «veto» на законопроекты.

Президент как глава государства представляет Францию на международной арене, заключает договоры, назначает послов и является верховным главнокомандующим.

Парламент Франции состоит из двух палат. Национальное собрание (в нижней палате 490 депутатов) избирается на пять лет по мажоритарной системе, а сенаторы избираются коллегией выборщиков, которая состоит из депутатов нижней палаты, генеральных и муниципальных советников. Парламент наделен правом контроля за деятельностью правительства, последнему может быть выражено недоверие.

Вторым лицом в государстве после президента является премьер-министр. Он получил право законодательной инициативы, может требовать созыва парламента, отвечает за исполнение законов, обеспечивает национальную оборону. «Внешним» барьером в деятельности парламента является Конституционный совет, состоящий из 9 членов. Их полномочия определены на 9 лет и не подлежат возобновлению. Председатель Совета назначается президентом, а члены - председателями палат поровну.

В состав Совета пожизненно входят бывшие президенты. Совет решает вопросы, связанные с выбором президента, определяет правильность его избрания, а также определяет, соответствуют ли Конституции законы, принятые парламентом.

По форме правления Францию с большим основанием можно считать президентской республикой.

Франция как унитарное государство состоит из 95 департаментов, которые в свою очередь делятся на коммуны. Органом самоуправления в департаменте является генеральный совет, избираемый на 6 лет. Власть в коммуне осуществляется муниципальными советами, которые избирают мэра.