Новости
13.03.2025
Комфорт и услуги отеля на водеКогда речь заходит о гостиницах, мягкий свет, уют и комплексные услуги являются теми критериями, которые имеют первостепенное значение для каждого ... подробнее 09.02.2025
Скидки для постоянных клиентов: преимущества и выгодыВ современном бизнесе поддержание взаимовыгодных отношений с клиентами имеет особое значение. Одним из наиболее эффективных способов это сделать — ... подробнее 27.01.2025
Тротуарная плитка Зенит Черноземье: идеальное решение для ...Тротуарная плитка является одним из самых востребованных материалов для благоустройства территории. Благодаря своей прочности, долговечности и ... подробнее 18.12.2024
Маркировочное оборудование: вашему бизнесу — надежный ...Маркировочный центрВиды маркировочного оборудованияПечатающие устройства.Сканеры.Программное обеспечение.http://lprgroup.ru/Почему стоит обратиться в ... подробнее 04.12.2024
Услуги нотариального перевода документов в бюро переводовПри необходимости легализации документов для использования за границей, нотариальный перевод является важным шагом. Этот вид перевода требует не ... подробнее 29.11.2024
Услуги веб-разработки и программированияВ современном мире наличие качественного веб-сайта является неотъемлемой частью успешного бизнеса. Услуги веб-разработчика становятся основой для ... подробнее |
Великобритания. Регулирующая роль государства в сфере экономики и социальных отношенийГосударственно-монополистический капитализм сформировался в Великобритании в начале XX в. путем сращивания государственного аппарата и аппарата монополий в одно целое. В годы первой мировой войны в Великобритании был создан разветвленный аппарат непосредственного военно-государственного регулирования социально-экономических процессов. Страна вышла из войны в числе держав-победительниц, однако ее экономическое положение было сильно подорвано. Промышленное производство сократилось на 20%. Ухудшилось положение трудящихся. Основой английского капитализма стала не промышленная и торговая, а колониальная монополия. Но несмотря на это, в Англии предпринимались усилия для концентрации производства и капитала. Уже в 1916 г. возникло крупнейшее объединение монополистов - Федерация британской промышленности, одной из главных целей которой было дальнейшее подчинение правительства и государственного аппарата монополистическому капиталу. В 1917 г. возникла Ассоциация британских палат. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. достиг в Англии критической точки в 1932 г., когда производство упало на 23% по сравнению с 1929 г. Экономические меры правительства сводились, во-первых, к отмене в 1931 г. золотого стандарта фунта стерлинга; во-вторых, к принятию закона об обложении таможенными пошлинами в размере не менее 10% стоимости всех ввозимых в Англию товаров. Эта мера оградила внутренний рынок от иностранной конкуренции, что положительно сказалось на английской промышленности. Защищенность внутреннего рынка позволила государству переориентировать капиталовложения. Основной поток инвестиций государство направило в военное производство, жилищное и дорожное строительство. В отмеченный период правительство субсидировало сельскохозяйственное производство. Были установлены гарантированные Цены на продукты сельского хозяйства. В социальной же сфере политика правительства сводилась к сокращению бюджета за счет трудящихся. На 10% были сокращены пособия безработным. Замужние женщины, лица, находящиеся на иждивении, сезонные рабочие были полностью лишены пособий. Было сокращено жалование государственным служащим. Государство использовало огромные ресурсы колониальной империи. Все это позволило к 1934 г. стабилизировать экономику Великобритании. К началу второй мировой войны отмечался подъем промышленного производства. Роль государства в регулировании экономической и социальной сферы усилилась в годы второй мировой войны и послевоенный период. Государственное вмешательство в экономику шло прежде всего по пути создания прочного государственного сектора экономики. Так, в период с 1945 г. по 1947 г. в собственность государства перешли Английский банк, около 800 угольных компаний, железнодорожный, внутренний водный транспорт, электроэнергетика, ряд авиакомпаний, часть радио и телекоммуникаций страны. Характерно, что национализации подверглись наиболее убыточные отрасли экономики - основные отрасли инфраструктуры, обеспечивавшие нормальное функционирование производящих отраслей. Другими словами, монополии максимально «выдоили» указанные отрасли хозяйства и охотно передали их государству. Поэтому такая национализация для государства влекла значительные убытки. В 1948 г. правительство внесло в парламент билль, предусматривавший национализацию 107 металлургических компаний (эти компании производили около 97% чугуна и стали). В 1949 г. билль стал законом. Национализация, таким образом, позволила создать довольно прочный государственный сектор экономики, объединивший в разные годы от 1/5 до 1/4 всей английской промышленности. Благодаря национализации государство сосредоточило в своих руках огромный прибавочный продукт, равный 30-40% национального дохода, что дало возможность лейбористскому правительству наряду с национализацией расширить сферу государственного регулирования экономики. Возросла роль государства и в регулировании социальных процессов. В 1946 г. был принят закон о создании национальной службы здравоохранения. Он ввел бесплатную медицинскую помощь населению. Важно отметить введение в 1948 г. новой системы социального страхования (выплата государственных пособий по безработице, по болезни, при потере трудоспособности, на похороны, на рождение и воспитание ребенка и т. д.). В общем страховом фонде около 74 составляла доля государства. Политика государства в 50-е - 60-е гг. базировалась на теории неокейнсианства (Джон Майнард Кейнс (1883-1946 гг.) - английский экономист и публицист). Суть этой теории сводилась к обеспечению высоких и устойчивых темпов экономического роста путем инвестиционной активности государства, стимулирования эффективного спроса и поощрения государством капиталовложений. В соответствии с «Пятилетним национальным экономическим планом», принятым в 1965 г., государство финансировало реконструкцию старых и создание новых отраслей производства, развитие транспорта и т. п. К началу 70-х гг. доля государства в сумме капиталовложений достигала 46%. Государственное регулирование экономикой сопровождалось увеличением налогообложения, что прежде всего ударило по трудящимся. Резкое падение жизненного уровня рабочих и служащих привело их к стачечной борьбе. Так, в 1962 г. число стачек превысило их общее количество за предшествующие пять лет. Тем не менее, линия правительства на замораживание зарплаты, сокращение расходов на нужды просвещения и жилищного строительства продолжалась и в последующие годы. Экономические кризисы 1974-75 гг. и 1982-84 гг., огромная инфляция в стране заставили правительство отказаться от рецептов неокейнсианства и пойти по пути неоконсерватизма. Его идеология была направлена на ослабление государственного регулирования экономики, сокращение социальных расходов, ограничение денежной массы и более энергичное использование рыночного механизма. Социально-экономический курс государства осуществлялся в соответствии с принятым консерваторами в середине 70-х гг. программным документом «Правильный подход». Особенно активно этот курс проводился с приходом к власти правительства Маргарет Тэтчер. Курс консерваторов включал несколько элементов. Во-первых, сокращалась предпринимательская деятельность государства; были уменьшены размеры субсидий и займов, предоставляемых государственному сектору; начала осуществляться продажа в частные руки активов государственных предприятий и компаний. Во-вторых, акцент активности государства перемещался из сферы производства в сферу обращения. Основным элементом регулирования экономики становился бюджет. В середине 70-х гг. около 9/10 всех поступлений в бюджет составляли налоги: около 1/3 - прямые (налоги, которыми облагаются доходы и имущество) и 2/3 - косвенные (налоги, увеличивающие цену товара). Предоставляя крупному капиталу скидки и льготы по прямому обложению, правительство увеличило диспропорцию между двумя видами налогов. А это напрямую ударило по интересам народных масс. В-третьих, сужалась социальная политика, велось наступление на жизненный уровень трудящихся. Это направление социальной политики государства было дополнено жестким курсом в отношении профсоюзов. В этом плане показательны два закона о занятости (1980 и 1982 гг.), существенно ограничивавшие права профсоюзов. В-четвертых, ужесточался государственный контроль над денежной массой в обращении. Итак, на рубеже 80-х годов правительство консерваторов одним из первых в мире осуществило радикальную переориентацию экономической политики, направленную на сокращение вмешательства государства в экономику в пользу «свободного рыночного хозяйства» и «личной инициативы», максимально возможную приватизацию и ослабление влияния профсоюзов. Уже к началу 90-х гг. доля госсектора в английской промышленности сократилась по сравнению с 1979 г. практически наполовину, а число мелких акционеров утроилось. Но консерваторы не учли негативной стороны этих неолиберальных реформ, а именно резкой концентрации богатства и влияния в руках достаточно узкой элитной группы. Пришедшее к власти в 1997 г. лейбористское правительство, не отказываясь в целом от наследия консерваторов, стремится найти новые формы сохранения регулирующей роли государства в условиях свободного развития рынка и общемировых интеграционных процессов. Политические партии. Основные изменения, направленные на демократизацию государственно-политической системы, привели к существенному изменению традиционной системы политических партий. Основой политической организации парламента осталась двухпартийная система. Но после первой мировой войны и победы Великой Октябрьской социалистической революции произошла серьезная перегруппировка политических сил. Консервативная партия по-прежнему представляла интересы крупной английской буржуазии и земельной аристократии. Во времена правления консервативных кабинетов Болдуина и Чем-берлена проводилась политика покровительства фашистским режимам в Германии, Италии и Испании. Ущемлялись права рабочего класса. Но политика этой партии сыграла решающее значение в укреплении позиций Великобритании в годы второй мировой войны, во время правления У. Черчилля. В последние десятилетия XXв., особенно во время правления М.Тэтчер, консервативному кабинету удалось на время стабилизировать британскую экономику, но за счет жизненного уровня трудящихся. В 1997 г. англичане отказали этой партии в доверии, о чем свидетельствуют выборы в парламент. Либеральная партия в период новейшего времени постепенно лишалась своей социальной базы. Она начала терять и свои политические позиции. В основном состоящая из средних слоев, партия к концу XX в. стала играть незначительную политическую роль. В этих условиях серьезную оппозицию консерваторам составила Лейбористская партия. Она появилась в 1906 г. на основе союза организаций и профсоюзов социалистической ориентации. В основу программных положений этой партии была заложена теория фабианцев, которая поддерживала любое расширение деятельности государства, способствующее созданию «конструктивного социализма» (общественная собственность на средства производства, построение государства всеобщего блага). Устав партии в 1950 г. предусмотрел возможность помимо коллективного членства получить индивидуальное. Лейбористы были у власти в 1924, 1929-1931 гг. и снова пришли к власти в 1997 г. Таким образом, в рассматриваемый период Лейбористская партия наряду с консерваторами стала частью двухпартийной системы. Сотрудничество двух партий привело к формированию коалиционного правительства в годы второй мировой войны. Актом о министрах короны 1937 г. учреждалась должность лидера оппозиции, который наряду с премьер-министром и другими министрами стал получать государственное жалование. А с 1964 г. на жаловании стали находиться и партийные парламентские «кнуты» оппозиции. Двухпартийная система Великобритании не исключает существования и других политических партий. Так, например, в 1920 г. была создана Коммунистическая партия Великобритании, выражающая интересы трудящихся, мелких собственников и прогрессивной интелегенции. Однако небольшим по численности партиям очень сложно получить депутатские мандаты в условиях проведения парламентских выборов по мажоритарной системе. |