Новости
14.09.2024
Нормативные требования к обслуживанию газового оборудования ...
В настоящее время действует норма, согласно которой все газовые трубы в пределах одного дома все газовое оборудование в квартирах должна обслуживать ...

подробнее
13.09.2024
Отдельные аспекты обустройства и использования тротуаров
Для обустройства тротуаров могут быть применены различные материалы. Чаще всего используется традиционный асфальт. На старых, давно не ...

подробнее
05.08.2024
Каким бывает банкротство юридического лица
Не все бизнесы успешны. Есть случаи откровенно неудачных вложений средств, есть непредсказуемый рынок. Если причина неудачи появилась без содействия ...

подробнее
28.07.2024
Роль экспертизы в рассмотрении дел о ДТП
Активный городской трафик и высокие скорости наряду с неуверенным маневрированием на загородных трассах являются причинами ДТП. При рассмотрении ...

подробнее
18.04.2024
Юридические аспекты казначейского сопровождения ...
Государственный контракт предполагает достижение целей и решение задач, которые явно описаны внутри контракта. К целям и задачам привязано ...

подробнее
15.03.2024
Изменения нормативной базы использование дронов
Нормативная база относительно возможности использования дронов регулярно пересматривается. Связано это с бурным развитием техники в данном ...

подробнее

Япония. Реформы 60-80 гг. XIX в. (Реформы Мэйдзи)

Буржуазная революция 1867-68 гг. открыла новую историческую полосу в жизни Японии. Глубокий кризис феодальной системы, обострение классовой борьбы, угроза колониальной экспансии и необходимость в связи с этим укрепления экономики страны заставили новое правительство Японии стать на путь проведения политических и социально-экономических преобразований. Намерения реформаторов были изложены еще во время гражданской войны в 1868 г. в клятвенном обещании императора созвать «широкое собрание» и решать все государственные дела «в соответствии с общественным мнением». Всему народу было обещано позволение «осуществлять свои собственные стремления и развивать собственную деятельность». В заявлении был определен и путь выхода из кризиса: «Знания будут заимствоваться во всем мире и таким путем основы империи будут упрочены».

Программа реформ начала осуществляться сразу после свержения сёгуната, затронув основные сферы жизни японского общества.

В социально-экономической сфере начало реформам положил закон 1867 г., отменивший монополию ремесленных цехов и купеческих гильдий. Были ликвидированы внутренние таможенные барьеры между отдельными княжествами, что создавало условия для образования единого внутреннего рынка.

В 1871 г. была отменена феодальная система сословного деления общества, провозглашено равенство всех сословий перед законом, свобода выбора профессии и места жительства. В 1872 г. введена единая денежная система. Но самым значительным преобразованием в социально-экономической сфере стала аграрная реформа, законодательно оформленная рядом актов 1871-1873 гг. Суть ее заключалась в следующем.

1. Упразднялось крупное феодальное землевладение. Земельные владения феодальной знати государство выкупало на выгодных для помещика условиях - ему выплачивалась пожизненная денежная пенсия, примерно равная 10% прежнего валового дохода от владений.

2. Утверждалась частная собственность на землю: была разрешена купля-продажа земли и проведена поземельная перепись населения, в ходе которой землю передавали в собственность тем, кто ее фактически обрабатывал.

3. Отменялись все феодальные подати и повинности и вводился ежегодный денежный налог (3 % от стоимости земли), взимаемый центральным правительством.

Радикального перераспределения земли не произошло (определенная масса крестьян оставалась малоземельной и безземельной), но тем не менее аграрная реформа 1871-1873 гг. способствовала утверждению капиталистических отношений в деревне.

Важные преобразования затронули и государство. Реформированию подверглись армия, государственный аппарат, административно-территориальное устройство Японии.

В начале 70-х годов, используя зарубежный опыт, власти начали реорганизацию вооруженных сил. Германский опыт стал определяющим при создании сухопутных войск, английский - при формировании военно-морского флота. В 1872 г. была введена всеобщая воинская повинность. Самураи потеряли свое исключительное положение воинов, но за ними было оставлено привилегированное право на занятие офицерских должностей.

В 1871-1878 гг. изменилось административнотерриториальное устройство и местное самоуправление Японии. Деление на княжества было ликвидировано, а введены более мелкие административно-территориальные единицы - префектуры с приблизительно равной численностью населения. Управление префектурой было поручено губернатору, назначенному центральным правительством и подотчетному ему. В 1878г. при губернаторе создаются совещательные органы- выборные собрания и советы префектур.

В 1885 г. в государственном аппарате Японии появляется новый, ранее не известный орган - кабинет министров, положивший начало развитию отраслевой системы управления.

Реформы 60-80-х гг. XIX в. привели к централизации страны и создали благоприятные условия для развития капитализма. Важным следствием реформ стал рост политической активности японского общества, который проявился в возникновении политических партий.

Первые политические партии, либеральные по своей окраске, появились в Японии в 1881-1882 гг.

Дворянское крыло либеральной оппозиции в 1881 г. создало партию Дзиюто, которая поддерживалась и значительной частью крестьянства. Либеральная партия Дзиюто выступала за снижение поземельного налога, против монополизации государственной власти «клановой» бюрократией.

Буржуазное крыло либеральной оппозиции в 1882 г. основало партию Кайсинто - партию реформ, требовавшую от правительства мер, направленных на ускорение темпов роста промышленности, скорейший пересмотр неравноправных договоров, поощрения экспорта, активизации внешней политики.

Принципиальные программные требования обеих партий были очень близкими: они выступали за введение парламентского строя при сохранении монархии.