Новости
14.09.2024
Нормативные требования к обслуживанию газового оборудования ...
В настоящее время действует норма, согласно которой все газовые трубы в пределах одного дома все газовое оборудование в квартирах должна обслуживать ...

подробнее
13.09.2024
Отдельные аспекты обустройства и использования тротуаров
Для обустройства тротуаров могут быть применены различные материалы. Чаще всего используется традиционный асфальт. На старых, давно не ...

подробнее
05.08.2024
Каким бывает банкротство юридического лица
Не все бизнесы успешны. Есть случаи откровенно неудачных вложений средств, есть непредсказуемый рынок. Если причина неудачи появилась без содействия ...

подробнее
28.07.2024
Роль экспертизы в рассмотрении дел о ДТП
Активный городской трафик и высокие скорости наряду с неуверенным маневрированием на загородных трассах являются причинами ДТП. При рассмотрении ...

подробнее
18.04.2024
Юридические аспекты казначейского сопровождения ...
Государственный контракт предполагает достижение целей и решение задач, которые явно описаны внутри контракта. К целям и задачам привязано ...

подробнее
15.03.2024
Изменения нормативной базы использование дронов
Нормативная база относительно возможности использования дронов регулярно пересматривается. Связано это с бурным развитием техники в данном ...

подробнее

Германия в период с 1800 по 1871 год

Во второй половине XVIII в. «Священная римская империя германской нации» по-прежнему представляла собой раздробленное феодальное государство, в состав которого входило более 300 светских и духовных княжеств. Формально все германские государства находились в подчинении императора и имперского сейма, но фактически обладали полной независимостью. Большинство из них были небольшими (со средней площадью около 20-25 квадратных километров) и малочисленными. Но уже во второй половине XVIII в. выделились и такие, которые претендовали на роль центров будущего объединения Германии. Главное соперничество развернулось между Австрией и Пруссией.

Разгромив Австрию, стоявшую во главе империи, Наполеон в 1806 г. уничтожил и саму империю. 6 августа 1806 г. Франц II отказался от титула императора Германии, объявив себя только императором Австрии. Наполеон изменил карту Германии. Княжества, расположенные по течению Рейна, он объединил в так называемый Рейнский союз под своим протекторатом. Остальные, также укрупненные им княжества (около 40), остались самостоятельными.

В государствах Рейнского союза Наполеон ввел французский Гражданский кодекс, отменил крепостное право и феодальные привилегии. Когда империи Наполеона пришел конец, Рейнский союз распался. Однако восстановления прежней Германской империи не произошло. Вместо нее, созванный в 1815 г. Венский конгресс, постановил учредить новый, так называемый Германский союз, где ведущую роль заняла Австрия. В него вошли 34 монархии и 4 вольных города.

Верховным органом власти союза стал Союзный сейм, располагавшийся во Франкфурте-на-Майне. Он состоял из представителей государств-членов, обязанных постоянно консультироваться со своими правительствами. Они имели возможность решать вопросы только в пределах отведенной им компетенции, четко следуя инструкциям своего руководства. При этом требовалось единогласие членов Союзного сейма. В сложившихся условиях все государства союза сохраняли практически полную самостоятельность. Они по-разному управлялись, между ними сохранялись границы и таможенные преграды. Таким образом, политическая раздробленность германских государств, несмотря на создание Союза, сохранялась.

Общей тенденцией развития большинства германских государств в первой половине XIX в. стало развитие капиталистических отношений. Постепенно отменялась крепостная зависимость, барщина заменялась трудом наемных батраков, неуклонно развивалось промышленное производство. В связи с этим экономическая и политическая раздробленность Германии вступала в противоречия с интересами развивающейся буржуазии. Кроме этого, к середине XIX в. более явственно обозначились противоречия между Австрией и Пруссией.

В 1833 г. под эгидой Пруссии был создан новый Таможенный союз, в который вошло 18 германских государств. Таможенный трактат устанавливал «общую таможенную и торговую систему» государств-членов. Для осуществления намеченной политики был создан Совет уполномоченных. Австрия отказалась быть членом этого союза, что создало условия для усиления влияния Пруссии на германские государства. В отличие от католической многонациональной Австрии Пруссия представляла собой протестантское государство с преимущественно немецким населением.

Революция 1848 г. Развитие капитализма в Германии требовало создания централизованного государства, общего правового пространства, единой таможенной и денежной системы. Главным тормозом развития капитализма стали феодальные пережитки: политическая раздробленность, сохранение в ряде германских государств самодержавной формы правления, крупного дворянского землевладения, крепостного права. Все это создавало условия для буржуазной революции.

Начало революции было ускорено неурожаем 1845-46 гг. и экономическим кризисом 1847 г. Непосредственным толчком явилась Февральская революция 1848 г. во Франции. Движущими силами революции стали рабочие, ремесленники, крестьяне. При этом уже в 40-х годах XIX в. в Германии зародилось научное мировоззрение пролетариата- марксизм, основоположниками которого являлись немецкие мыслители К. Маркс и Ф. Энгельс.

Главной задачей революции стала ликвидация политической раздробленности и феодально-абсолютистского строя.

Революция началась практически одновременно в нескольких германских государствах. Март 1848 г. ознаменовался выступлениями в Бадене, Гессен-Дармштадте, Вюртемберге, Баварии, в Берлине. Восставшим удалось добиться некоторых уступок. В частности, в Пруссии были упразднены помещичьи суды над крестьянами, суд присяжных стал распространяться на политические преступления, провозглашены выборы в учредительный ландтаг и т.п.

В общегерманском масштабе германские правительства дали согласие на созыв во Франкфурте-на-Майне Учредительного собрания. Его задачей должна была стать разработка единой общегерманской Конституции. В марте 1849 г. работа над ней была завершена.

Конституция 1849 г. предусматривала создание германской империи на территории прежнего Германского союза. К компетенции общеимперских властей относилось:

- осуществление внешних дипломатических сношений;

- право командования армией и флотом;

- право на издание законов и осуществление контроля в отношении военного дела, путей сообщения, таможенной политики, денежной системы.

Законодательная власть должна была осуществляться императором совместно с рейхстагом, состоявшим из двух палат: Палаты государств и Палаты народа. Исполнительная власть по Конституции принадлежала императору, который наделялся широкими полномочиями.

Имперская корона была предложена сначала австрийскому, а затем прусскому королям. Получив отказ монархов наиболее крупных государств, входивших в Германский союз, Франкфуртское собрание обратилось 3 мая 1849 г. к народу с призывом ввести в действие принятую им Конституцию.

Во многих государствах и городах народные массы развернули борьбу за имперскую Конституцию. Так, к середине мая 1849 г. в Дрездене, Дюссельдорфе, Золингене, Бадене, Пфальце шли бои за имперскую Конституцию. Последним оплотом движения был Раштадт, выступления в котором были подавлены 23 июля 1849 г.

Разгром восстания на юго-западе Германии повлиял на отзыв депутатов из Франкфурта Пруссией и Австрией. Заседания рейхстага были перенесены в Штутгарт, где были разогнаны правительством Вюртемберга. Так закончилась буржуазная революция в Германии.

Германская революция 1848-1849 гг. оказалась незавершенной. Страна осталась политически раздробленной, феодально-абсолютистские позиции были во многом сохранены.

Прусская конституция 1850 г. Первая Конституция была «дарована» Фридрихом-Вильгельмом IV прусскому народу под давлением революционных выступлений. Она провозглашала всеобщее избирательное право, гражданские свободы и предусматривала оформление конституционной монархии. После разгрома революции в Пруссии, как и в других государствах, наступил период реакции. Однако прусский король не решался отменить «дарованную» им Конституцию, а лишь ограничился ее пересмотром.

30 мая 1849 г. был введен новый избирательный закон, который в замаскированной форме устанавливал высокий имущественный ценз вместо завоеванного народом в марте 1848 г. всеобщего избирательного права. Согласно закону все граждане, достигшие 25 летнего возраста в зависимости от величины уплаченных ими налогов, делились на 3 разряда. Первый разряд (4,43 % всех избирателей) составляли крупные налогоплательщики, уплачивающие в совокупности 1/3 общей суммы всех государственных налогов. Ко второму разряду (15,76% всех избирателей) относились лица, платившие каждый в отдельности меньшую сумму налогов, а в совокупности также 1/3 общей суммы. Третий, самый многочисленный разряд (79,81 % избирателей) составляли мелкие налогоплательщики, уплачивающие последнюю треть государственных налогов. Выборы были двухстепенные. Первоначально каждый разряд выбирал отдельно третью часть выборщиков, а затем выборщики открытым голосованием избирали депутатов парламента. В результате получалось, что первые два разряда, в которые входили состоятельные граждане, избирали две трети выборщиков. Этим впоследствии и определялся социальный со-став депутатов. Через год этот закон вошел составной частью в новую прусскую Конституцию.

В окончательном варианте Конституция 1850 г. устанавливала дуалистическую форму конституционной монархии.

Законодательная власть вверялась королю и парламенту (ст. 62). Парламент – ландтаг состоял из двух палат: Палаты господ и Палаты представителей.

Палата господ формировалась из принцев королевского дома, князей и других назначенных короной пэров.

Палата представителей избиралась на основе трехразрядной (куриальной) системы.

Король и обе палаты ландтага обладали правом законодательной инициативы. Закон, утвержденный палатами, считали принятым лишь при согласии короля. Королю же предоставлялось дополнительное право «в случаях, когда того требует сохранение общественной безопасности..., и палаты не заседают» издавать распоряжения, имеющие силу закона. Правда, эти распоряжения должны были получать одобрение палат в ближайшую сессию. Кроме этого королю предоставлялось ничем не ограниченное право роспуска парламента (ст. 51).

Исполнительную власть Конституция вверяла «одному королю». Он назначал и отзывал министров и других должностных лиц в армии и государстве; осуществлял высшее военное командование, имел право объявлять войну, заключать мир, подписывать международные договоры (ст. 45-48).

Судебная власть должна была осуществляться «независимыми, не подчиняющимися другой власти кроме закона судами». Судьи назначались королем пожизненно и могли быть смещены только на основании судебного решения по причинам, установленным законом.

Конституция 1850 г. содержала и разделы о правах граждан. Провозглашалось равенство пруссаков перед законом, гарантии личной свободы, неприкосновенность собственности и жилища, свобода слова, печати, вероисповедания, собраний, союзов и др. (титул II). Однако ст. 111 Конституции допускала временную приостановку действия ряда статей «в случае войны или восстания».