Новости
14.09.2024
Нормативные требования к обслуживанию газового оборудования ...
В настоящее время действует норма, согласно которой все газовые трубы в пределах одного дома все газовое оборудование в квартирах должна обслуживать ...

подробнее
13.09.2024
Отдельные аспекты обустройства и использования тротуаров
Для обустройства тротуаров могут быть применены различные материалы. Чаще всего используется традиционный асфальт. На старых, давно не ...

подробнее
05.08.2024
Каким бывает банкротство юридического лица
Не все бизнесы успешны. Есть случаи откровенно неудачных вложений средств, есть непредсказуемый рынок. Если причина неудачи появилась без содействия ...

подробнее
28.07.2024
Роль экспертизы в рассмотрении дел о ДТП
Активный городской трафик и высокие скорости наряду с неуверенным маневрированием на загородных трассах являются причинами ДТП. При рассмотрении ...

подробнее
18.04.2024
Юридические аспекты казначейского сопровождения ...
Государственный контракт предполагает достижение целей и решение задач, которые явно описаны внутри контракта. К целям и задачам привязано ...

подробнее
15.03.2024
Изменения нормативной базы использование дронов
Нормативная база относительно возможности использования дронов регулярно пересматривается. Связано это с бурным развитием техники в данном ...

подробнее

Германия. Период феодальной раздробленности (XIII-XIX вв.)

В XIII в. Германия вступила в период развитого феодализма, для которого характерна глубокая феодальная раздробленность. Значительный рост экономики, развитие товарно-денежного хозяйства привели к завершению децентрализации, усилению экономической и политической разобщенности страны.

Для сравнения: в Англии и Франции развитие торговли, промышленности привело к объединению интересов в масштабе всей страны и в результате этого - к политической централизации. В Германии этот процесс привел к группировке интересов по провинциям. Германия окончательно распалась на княжества, графства, баронии и рыцарские владения.

В XIII-XIV вв. в Германии сложилась система сословий. В масштабе империи существовали имперские сословия (чины), в княжествах - княжеские (земские) сословия.

К имперским сословиям относились имперские князья, имперские рыцари и представители имперских городов. В состав княжеских сословий входили дворянство и духовенство отдельных княжеств и жители княжеских городов.

Из сословия высшего дворянства - князей выделилась группа крупных духовных и светских феодалов - курфюрстов (князей-избирателей). Свое название они получили ввиду того, что раньше оказывали влияние на выбор королей. Среднее дворянство практически исчезло. Одна часть его перешла в разряд высшего дворянства, другая опустилась до положения низшего дворянства - рыцарей.

В этот же период происходит разделение духовенства на высшее (епископы и аббаты) и низшее (сельские и городские священники).

Германские города в рассматриваемый период делились на имперские, княжеские (земские) и вольные. Имперские подчинялись непосредственно императору и обязаны были платить налог в казну, поставлять пополнение в войско, принимать императора и т. п. Княжеские и епископские города подчинялись светским или духовным феодалам. Вольные города были освобождены от уплаты налогов и формирования войска.

Верхушку городского населения составлял патрициат, В его руках были все городские должности, передаваемые по наследству. Среднюю часть населения городов составляло бюргерство (ремесленники, полноправные мастера и низшее чиновничество). Низы были представлены плебсом (подмастерья, поденщики и др.)

Развитие товарно-денежных отношений вызвало изменения в правовом положении крестьянства. Получила развитие практика освобождения крестьян, а затем предоставления им земли в аренду. В некоторых районах барщина была заменена денежной рентой.

Процесс децентрализации привел к тому, что с XIII в. в Германии стали складываться отдельные центры политической власти и управления. В XIV в. политическая раздробленность была закреплена законодательно. Император Карл IV издал акт под названием «Золотая булла» (1356 г.).

Согласно Булле к избранию императора Священной Римской империи были допущены в качестве выборщиков только семь крупнейших курфюрстов, из коих трое были лицами духовного звания и четверо светскими феодалами. Курфюрсты добились того, что каждый император при избрании принимал выработанные ими условия, ограничивающие его власть. С XVI в. эти условия получили название избирательных капитуляций. С XVII в. в составлении таких капитуляций принимали участие не только курфюрсты, но и остальные сословия, что было закреплено статьями Вестфальского мира в 1648 г. после Тридцатилетней войны.

Булла установила полную политическую самостоятельность курфюрстов и их равенство с императором. За князьями-избирателями были законодательно закреплены присвоенные ими регалии (королевские привилегии): право на добычу драгоценных металлов, на чеканку монет, на взимание пошлин. Они пользовались правом высшей юрисдикции. Булла узаконила ведение частных войн между курфюрстами, за исключением войн вассалов против своих сеньоров. Городам было запрещено заключать договоры против курфюрстов.

Государственное устройство (XIV-XVI вв.). Следствием усиления княжеской власти стал рост политической раздробленности Германии. Высшее управление империей сосредоточивалось в руках семи курфюрстов: маркграфа Бранденбургского, герцога Саксонского, пфальцграфа Рейнского, короля Чешского - и трех архиепископов: Кельнского, Майнцского и Трирского. Булла предусматривала создание постоянно действующего органа - коллегии курфюрстов. Один раз в год созывался съезд коллегии для решения государственных дел. Коллегия получила право смещать императора и вершить суд над ним. Вследствие этого императорская власть в Германии оказалась крайне слабой.

Общегосударственным органом являлся рейхстаг, который созывался императором. Он сложился окончательно в XIV в. и состоял из трех коллегий: 1) коллегии курфюрстов, 2) коллегии графов, князей и свободных господ, 3) коллегии представителей свободных городов.

Рейхстаг в Германии в отличие от других европейских государств не был представлен мелким дворянством и бюргерством неимперских городов. Кроме того, духовенство не составляло отдельной коллегии, а заседало в двух первых коллегиях. Таким образом, рейхстаг фактически являлся органом представительства отдельных политических единиц (курфюршеств, княжеств, имперских городов и т. д.), а не органом сословно-представительного характера.

Полномочия рейхстага не получили законодательного закрепления. На практике он обладал правом законодательной инициативы, утверждал указы императора. Рейхстаг давал также согласие на решения императора по военным, финансовым вопросам и вопросам международного характера. Рассмотрение вопросов производилось отдельно каждой палатой, после чего между ними происходило согласование принятого решения. Император мог принять или отклонить решение рейхстага. В случае несогласия императора с принятым решением оно вновь поступало на рассмотрение и обсуждение.

В 1495 г. в Германии был учрежден имперский верховный суд по делам имперских подданных и подданных отдельных княжеств. Суд состоял из 17 членов: председателя, назначаемого императором, 14 членов, назначенных курфюрстами и князьями, и двух членов, назначенных городами. В состав суда входили две коллегии: по делам имперских подданных и по делам подданных отдельных княжеств. Имперский суд сыграл немаловажную роль в рецепции (усвоении) римского права, которое с этого времени стало широко применяться в Германии.

Слабость центрального аппарата отразилась и на военной организации. Постоянное войско в империи не сложилось. В случае военной опасности имперская армия формировалась из отрядов, поставляемых имперскими сословиями. Основой войска являлись отряды наемников. Во всех немецких землях были свои наемные армии. На создание имперской армии князья согласия не давали.

Империя имела свою полицию. Она следила за общественным порядком и за тем, чтобы земские власти устанавливали таксы на заработную плату, издавала предписания по борьбе с мошенничеством, ростовщичеством.

Органы центрального управления находились под контролем влиятельных князей, принимавших решения, выгодные феодалам. Создавая видимость сословной монархии, князья фактически закрепили в Германии феодальное многовластие.

Власть князей в отдельных землях первоначально не была неограниченной. В отдельных княжествах-государствах в XIV в. сложились сословно-представительные монархии. Органами сословного представительства стали ландтаги (собрания местных чинов). В них были представлены духовенство, дворяне и горожане. В некоторых ландтагах были и представители свободного крестьянства.

В компетенцию ландтагов входило избрание государя в случае прекращения правящей династии, решение некоторых внешнеполитических вопросов. Например, в некоторых землях объявление войны было возможно лишь с согласия этого органа. Ландтаги занимались также некоторыми церковными и полицейскими вопросами: попечением о бедных, наблюдением за качеством чеканки монет и т. д. Согласие ландтагов было обязательно при решении финансовых вопросов и вопросов, связанных с изменением законодательства. В некоторых случаях решения этих органов имели для князей рекомендательное значение. Например, определенное влияние ландтаги оказывали на формирование княжеских советов и на назначение высших чиновников. Однако здесь последнее слово было за князем.

Ландтаг считался верховным судом до тех пор, пока не были созданы особые суды - гофгерихты. После образования таких судебных органов во многих землях ландтаги превратились в кассационную инстанцию.

Эволюция государственного управления в землях сводилась к постепенному росту княжеской власти. Высшим органом управления в княжестве был княжеский совет. Со временем его полномочия возросли. Отдельную организацию имели суд и финансовое ведомство.

На местах единицей управления являлся бург (городское поселение) с примыкающими к нему мелкими поселениями. Во главе бурга стоял бургграф, назначаемый князем. Позднее бургграф получил наименование амтмана. В руках последнего находилось все местное управление. Впоследствии он стал терять некоторые полномочия, которые передавались специально назначенным должностным лицам.

Таким образом, власть князей в своих землях была несколько ограничена местным сословным представительством.