Новости
14.09.2024
Нормативные требования к обслуживанию газового оборудования ...В настоящее время действует норма, согласно которой все газовые трубы в пределах одного дома все газовое оборудование в квартирах должна обслуживать ... подробнее 13.09.2024
Отдельные аспекты обустройства и использования тротуаровДля обустройства тротуаров могут быть применены различные материалы. Чаще всего используется традиционный асфальт. На старых, давно не ... подробнее 05.08.2024
Каким бывает банкротство юридического лицаНе все бизнесы успешны. Есть случаи откровенно неудачных вложений средств, есть непредсказуемый рынок. Если причина неудачи появилась без содействия ... подробнее 28.07.2024
Роль экспертизы в рассмотрении дел о ДТПАктивный городской трафик и высокие скорости наряду с неуверенным маневрированием на загородных трассах являются причинами ДТП. При рассмотрении ... подробнее 18.04.2024
Юридические аспекты казначейского сопровождения ...Государственный контракт предполагает достижение целей и решение задач, которые явно описаны внутри контракта. К целям и задачам привязано ... подробнее 15.03.2024
Изменения нормативной базы использование дроновНормативная база относительно возможности использования дронов регулярно пересматривается. Связано это с бурным развитием техники в данном ... подробнее |
Франция. Сословно-представительная монархияОбщественный строй. В XIII-XIV вв. существенным образом изменился экономический облик Франции. Рост городов и товарного производства создали благоприятные условия для формирования общенационального рынка и преодоления феодальной раздробленности. Развитие товарно-денежных отношений вызвало перестройку традиционного феодального хозяйства и форм эксплуатации крестьян. Нуждаясь в деньгах, феодалы постепенно переводили своих крестьян с натуральных повинностей на денежные. Утверждение денежной ренты привело к изменению правового положения французского крестьянства. К XIV в. основная масса сельского населения превратилась в лично свободных крестьян - цензитариев, обязанных платить сеньору ежегодную денежную ренту (ценз). Новый вид феодального держания земли - цензива- к XIV в. стал основной формой крестьянского землевладения. XIV в. принес значительные изменения и в систему вассалитета. Нарушая старые нормы вассального права, король приближал к себе мелкое и среднее дворянство, заключая денежные контракты и используя его на государственной и военной службе. В XIV-XV вв. завершается внутренняя консолидация сословного строя. В соответствии с официальными представлениями французское общество состояло из трех основных сословий - духовенства, дворянства и третьего сословия. Первым сословием считалось духовенство. Объединение духовенства в единое сословие стало результатом победы королевской власти в XIV в. в борьбе с папством. Французское духовенство стало рассматриваться как составная часть нации, которая также как и другие была обязана жить по законам королевства. С установлением единого правового статуса духовенства оформились и его сословные привилегии; право на получение десятины, освобождение от всех государственных повинностей, налоговый и судебный иммунитет. Вторым сословием являлось дворянство, объединявшее всех светских феодалов государства. В отличие от первого оно представляло собой замкнутое, наследственное сословие. Первоначально доступ в него был открыт для верхушки разбогатевших горожан, покупавших земли у разорившихся дворян. В последствии родовое дворянство, стремившееся к сословной чистоте, добилось того, что покупка поместий перестала предоставлять дворянское звание. Важнейшими привилегиями дворянства являлись: исключительное право собственности на землю, налоговый иммунитет, особые судебные привилегии. Внутренне сословие дворян по-прежнему было далеко не однородным. Самым пестрым по социальному составу являлось третье сословие. Реально оно объединяло в себе все трудовое население и нарождающуюся буржуазию. В него входили горожане без различия их социального положения, а также крестьяне - цензитарии. Третье сословие не имело никаких привилегий и являлось единственным податным сословием в стране. Все бремя государственных налогов лежало именно на нем. Государственный строй. Социально-экономические процессы, происходившие во Франции в XIV в., обусловили и изменения в государстве. Сеньориальную монархию сменила новая форма феодального государства - сословно-представительная монархия. Она возникла на том этапе государственного развития, когда интересы формирующейся нации требовали усиления центральной государственной власти, преодоления феодальной раздробленности и объединения государства. Главную роль в объединительном процессе играла королевская власть, которая при осуществлении своей политики, сталкиваясь с мощной оппозицией феодальной олигархии, вынуждена была опираться на поддержку сословий. В рассматриваемый период власть короля приобретает новое правовое содержание. Королевский трон передавался по наследству по мужской линии (от отца к сыну) в возрасте и состоянии духа, соответствующем короне, т. е. достигнувшему 14 лет и не безумному. К XVI в. добавилось еще требование принадлежности к католическому вероисповеданию. Из старшего сеньора король постепенно превращался в главу государства. Отношения с королевской властью теперь строились не на системе вассалитета, а на безусловном подчинении - подданстве. Французские легисты пытались обосновать новый статус короля и ими была выдвинута формула: «король является императором в своем королевстве, поэтому должен обладать неограниченными правами и быть независимым в своих действиях». Полномочия и прерогативы королевской власти значительно расширились. Важнейшим среди них стало право на законотворчество. Французский король имел право издавать ордонансы (законы) и приказы в их исполнение. Важнейшими королевскими прерогативами стали определение сословного статуса подданных (жалование дворянства, узаконивание внебрачных детей, предоставление статуса горожанина) и введение новых налогов. В XV в. сбор тальи и чеканка монеты отдельными феодалами были запрещены. Значительно расширилась и судебная власть короля. Согласно акту Карла V (1372 г.) королю принадлежало право наказания за незаконное ношение оружия, за фальшивомонетничество, за нарушение королевских ордонансов. В сфере исполнительной власти король имел право назначать на все важные должности в государственном аппарате, контролировать их деятельность и отстранять от должности. Стремление королевской власти к централизации вызывало сильную оппозицию со стороны феодальной олигархии, не желавшей уступать свои позиции, а также со стороны римско-католической церкви, стремившейся к мировому господству. Противостояние короля Филиппа IV с римским папой Бонифацием VIII породило возникновение во Франции органа сословно представительства - Генеральных штатов. При решении вопроса о конфликте папства и французской короны, не желавшей терпеть поборы со стороны папы и его вмешательство в светские дела, первые Генеральные штаты, созванные в 1302 г., поддержали короля. Генеральные штаты состояли из трех палат, заседавших отдельно и имевших (каждая) один совокупный голос. Первая палата - палата духовенства - состояла из прелатов католической церкви, лично приглашаемых королем, и избранных от духовенства представителей (по одному от капитулов и аббатств). Во второй палате заседали депутаты от дворян. Первоначально в ее состав входили крупные светские феодалы, приглашаемые королем. Позднее, помимо знати, получавшей индивидуальные приглашения, во вторую палату стали избирать депутатов от всех остальных дворян. В палате третьего сословия заседали выборные представители от городов. В городах, подчиненных королю, представителей часто назначали королевские чиновники. Но чаще депутатов выбирали либо на городских советах, либо всем населением города. Депутаты, избранные в Генеральные штаты, наделялись императивным мандатом. Их позиция по обсуждаемым вопросам была связана с инструкцией избирателей. Вернувшись с обсуждения, депутат должен был отчитаться перед своими избирателями. Крестьянство представлено не было. Их представителями считались сеньоры. Периодичность созыва Генеральных штатов определялась королем. Его прерогативой было право созыва, назначение места и сроков собрания. Обычно Генеральные штаты созывались в случаях, когда королевская власть нуждалась в деньгах, и их основной функцией было решение вопроса о субсидиях. Значение Генеральных штатов возрастало в критические моменты истории страны. Таким периодом в истории Франции была Столетняя война с Англией (1337-1453 гг.). В условиях военных поражений, пленения французского короля Иоанна II англичанами в стране развернулось широкое движение за реформы. Инициатива и программа преобразований принадлежала представителям сословий, действовавших через Генеральные штаты. Воспользовавшись ослаблением королевской власти, Генеральные штаты потребовали расширения своих прав и заставили дофина Карла (будущего Карла V) издать конституционно-правовой документ, получивший название - Великого мартовского ордонанса 1357г. Согласно ордонансу полномочия Генеральных штатов были значительно расширены. Они получили право собираться три раза в год без инициативы со стороны короля для «устройства хорошего управления государством», собирать и распоряжаться денежными субсидиями, контролировать деятельность королевской администрации. Однако ордонанс не был реализован. После подавления в 1358 г. Парижского восстания и Жакерии королевская власть отказалась от положений ордонанса. А новый король Карл V (1364-1380 гг.) вместо созыва Генеральных штатов стал прибегать к собранию нотаблей - знати, приглашаемой лично по собственному выбору короля. В 1439 г. Генеральные штаты вынуждены были согласиться на установление постоянного ежегодного налога (тальи) и тем самым упрочили позиции короля. После окончания Столетней войны Генеральные штаты созывались крайне редко. Возникновение сословно-представительной монархии не no влекло за собой существенной реорганизации центрального аппарата государственного управления. Многие должности периода сеньориальной монархии утратили свое значение, превратившись в придворные титулы, а их место заняли новые. Из прежних должностей сохранила свою роль только должность канцлера. Ему по-прежнему подчинялась вся королевская канцелярия. Он являлся главой королевской юстиции. Для управления финансами были созданы должности государственных казначеев к генералов финансов (для экстренных сборов). Возросшая и расширившаяся деятельность королевской администрации породила должности мелких администраторов (клерков, секретарей, нотариусов), назначаемых из незнатных дворян. Важное место в системе управления занял Малый королевский совет. В 1314 г. феодальная знать добилась права представительства в нем, и Малый королевский совет стал называться Большим советом. В его состав наряду с королевскими администраторами и легистами вошли 24 представителя высшей духовной и светской знати. Совет собирался один раз в месяц, но его полномочия были исключительно совещательными. По мере укрепления королевской власти значение Большого совета падало, а при дворе оформился Тайный совет, куда приглашались лица но выбору короля. Система местного управления в период сословно-представительной монархии также не претерпела существенных изменений. Франция не имела четкого административно-территориального деления. Унифицированной была лишь структура королевского домена, состоявшего из приблизительно равных административных единиц - бальяжей. В системе управления провинциями должности прево и бальи постепенно утрачивают ряд своих полномочий. Важные преобразования коснулись французской армии. В результате реформ Карла VII (1439-1445 гг.) была создана регулярная королевская армия. Феодалам запрещалось иметь собственные военные отряды. Получив возможность взимать постоянный налог, королевской власти удалось создать регулярную армию с централизованной системой управления и четкой структурой. Было создано 15 рот солдат, комплектуемых из дворян, во главе с капитанами, дававшими клятвы верности самому королю. Набор в армию был вольным, а финансировалась она из государственной казны. Развитие судебной системы Франции шло по пути возрастания роли королевской юстиции, которая значительно потеснила сеньориальную и церковную. Главной особенностью судебной системы Франции по-прежнему являлась ее запутанность. Суд оставался неотделим от администрации. Высший суд королевства - парламент - в рассматриваемый период разделился на несколько палат; большую (судебную), несколько следственных и несколько палат прошений. Наряду с чисто судебной деятельностью парламент приобрел право регистрации королевских ордонансов. С 1350 г. она стала обязательной. При этом, если парламент находил в ордонансе неточности или противоречия с действующими законами, то он мог заявить ремонстрацию- отказ в регистрации. Низшие суды при вынесении своих решений могли пользоваться только зарегистрированными королевскими актами. Суд на местах от имени короля вершили прево и бальи. Все эти должностные лица назначались и увольнялись королем. В связи с этим их судебная деятельность находилась под контролем королевской власти. Церковный суд постепенно трансформировался в специальный суд по делам особой предметной подсудности (ересь, колдовство, сожительство и др.), образовав целостную инстанционную систему: суд официалов (низшая инстанция), суд архиепископа, суд кардинала, суд римской курии (высшая инстанция, рассматривавшая преимущественно дела канонического характера). В XIV в. был создан специальный орган уголовною преследования - прокуратура. Члены прокуратуры - прокураторы - выступали обвинителями по делам, затрагивавшим интересы короны. Во второй половине XV в. территориальное объединение Франции было в целом завешено. Решительные действия в политическом объединении страны были предприняты в правление Людовика XI {1461-1483 гг.). Короне удалось одержать победу над союзом территориальных магнатов - Лигой общественного блага - и присоединить Прованс с крупными средиземноморскими портами и Бретань. К началу XVI в. Франция, ставшая самым большим европейским государством, вступила в период завершения государственной и административной централизации, приведший к оформлению новой формы феодального государства -абсолютной монархии. |