Новости
14.09.2024
Нормативные требования к обслуживанию газового оборудования ...
В настоящее время действует норма, согласно которой все газовые трубы в пределах одного дома все газовое оборудование в квартирах должна обслуживать ...

подробнее
13.09.2024
Отдельные аспекты обустройства и использования тротуаров
Для обустройства тротуаров могут быть применены различные материалы. Чаще всего используется традиционный асфальт. На старых, давно не ...

подробнее
05.08.2024
Каким бывает банкротство юридического лица
Не все бизнесы успешны. Есть случаи откровенно неудачных вложений средств, есть непредсказуемый рынок. Если причина неудачи появилась без содействия ...

подробнее
28.07.2024
Роль экспертизы в рассмотрении дел о ДТП
Активный городской трафик и высокие скорости наряду с неуверенным маневрированием на загородных трассах являются причинами ДТП. При рассмотрении ...

подробнее
18.04.2024
Юридические аспекты казначейского сопровождения ...
Государственный контракт предполагает достижение целей и решение задач, которые явно описаны внутри контракта. К целям и задачам привязано ...

подробнее
15.03.2024
Изменения нормативной базы использование дронов
Нормативная база относительно возможности использования дронов регулярно пересматривается. Связано это с бурным развитием техники в данном ...

подробнее

История государства и права античного мира. Древняя Греция. Общественный и государственный строй

Афины оставались рабовладельческим государством. Основную массу людей труда составляли рабы. Что касается свободного населения, то имущественное расслоение в нем было значительным. В Афинах проживала огромная масса свободной бедноты. Это ремесленники, земледельцы, люмпен - пролетариат. Имущие тоже не были однородны. В их среде наблюдается деление на землевладельческую аристократию и торгово-промышленные круги (судовладельцы, хозяева мастерских, рудников, купцы и т.п.).

Свободное население состояло из: 1) полноправных граждан; 2) метэков, т.е. иностранцев; 3) вольноотпущенников. Всей совокупностью гражданских и политических прав, привилегиями пользовались только полноправные граждане, рожденные от афинянина и афинянки. При внешнем равенстве свободных граждан их положение в обществе определяло имущественное состояние. Занятие физическим трудом для гражданина считалось позором, исключение составлял труд земледельца, скульптора, архитектора и т.д.

Позорящие профессии были уделом метэков, вольноотпущенников и рабов.

Метэки - это чужеземцы, проживающие в Афинах продолжительное время. Как правило, это граждане других греческих городов. Правом гражданства они не пользовались. Они не участвовали в народном собрании, суде, не занимали государственные должности. Их браки с афинянами не считались законными. Метэки выполняли все повинности, облагались налогами, и привлекались к военной службе. Многие метэки обладали значительным состоянием.

По своему правовому положению к метэкам приравнивались вольноотпущенники.

Рабы составляли собственность господ, они были вещами, а не лицами. В Афинах число рабов доходило до 400 000 при 21 000 граждан и 10 000 метэков. Были рабы частных лиц и государственные. Из рабов составлялась полицейская стража, они охраняли порядок в народном собрании, в судах и общественных местах. Однако основным местом работы для них были каменоломни, рудники, земледелие, ремесленные мастерские. Источниками рабства были: плен, покупка рабов на невольничьих рынках, рождение от рабов. Господин мог наказать раба только плетью. Смертную казнь ему мог определить только суд.

Афины были городом - государством (полисом) и были весьма небольшими по своей территории. Высшими органами государственной власти были: Совет - булэ; народное собрание; выборные должностные лица (стратеги, архонты); ареопаг и гелиэя.

Булэ состоял из 500 членов - булевтов. Они избирались жребием в каждой филе (по 50 членов от каждой). Все избранные лица подвергались докимасии, т.е. своеобразному экзамену, где выявлялся образ жизни и поведения булевта. По окончанию срока каждый член Совета держал отчет о своей работе в своей филе.

На Совет возлагалось приведение в исполнение решений народных собраний. Он определял источники доходов в казну и контролировал расходы, производил взыскание государственных долгов и т.д. Под надзором Совета была конница и флот.

Совет занимался международными делами. На нем лежала забота о святилищах, об устройстве празднеств, о государственных постройках. Совет имел право требовать отчеты от должностных лиц.

Естественно, вести оперативные дела в таком многолюдном собрании было невозможно. Поэтому Совет 500 делился на 10 комиссий (пританий), в каждую из которых входило по 50 представителей одной из десяти фил. Каждая притания находилась у власти одну десятую часть года. Очередность правления пританий определялась жребием.

Народное собрание созывалось четыре раза в месяц и проходило на главной площади. Посещать его имели право только полноправные граждане Афин. Метэкам, рабам, женщинам вход в собрание был закрыт. Реальную возможность посещать собрание имели жители самого города и ближайших селений. Крестьяне, занятые сельхозработами, посещали собрание крайне редко. Поэтому для принятия исключительно важных решений был установлен кворум в 6 000 человек. Повестка дня объявлялась заранее. Одно собрание было посвящено проверке деятельности должностных лиц, на других обсуждались вопросы состояния урожая, обороны, продовольственного снабжения, заслушивания заявлений граждан и т.д. В главном собрании шестой пританий ставился вопрос о необходимости подвергнуть кого-либо остракизму. По необходимости созывали чрезвычайные собрания.

Самым основным делом народного собрания было законодательство. Формально каждый гражданин имел право предложить законопроект с трибуны собрания, которой служил большой камень. Собрание открытым голосованием решало, считает ли оно необходимым вносить изменения в действующее законодательство. Если автора законопроекта поддержало собрание, он имел возможность представить свой законопроект в Совет пятисот, который и давал свое заключение на проект. Одновременно текст нового законопроекта выставлялся на площади для всеобщего обозрения. При положительной оценке проекта Советом, он возвращался в народное собрание, которое назначало пять защитников старого закона. После всего этого процесса проект передавался в суд присяжных (гелиэю), где дело разбиралось в форме судебного процесса: предлагавший новый закон выступал в роли обвинителя старых законов, а 5 представителей собрания - в роли их защитников. В случае одобрения законопроекта гелиэей он становился законом.

Автор законопроекта нес уголовную ответственность в тех случаях, когда предложенный им закон противоречил существующему общественному и государственному строю. Возбудить обвинение против автора мог любой гражданин. И если судьи признавали обвинение правильным, то внесший предложение подвергался денежному штрафу, а иногда и смертной казни. Такая процедура по прохождению закона называлась «графэ параномом». Тот, кто был трижды осужден по графэ параномом, впредь лишался права вносить какие-либо предложения в народные собрания.

Дискуссии в народном собрании принимали часто весьма острые формы. Аристократическая и демократическая партии заранее готовили своих ораторов, применяли разнообразные формы воздействия на массы - подкуп, лесть, обман, шантаж и т.п.

Тон в собрании задавали богатые, экономически независимые люди. Не имея утвержденного регламента, тем не менее существовали следующие требования к ораторам: а) не касаться вопросов к делу не относящихся; б) не повторяться; в) не позволять оскорбительных выпадов. Искусство оратора высоко ценилось, поэтому оно было предметом специального изучения.

Гелиэя - суд присяжных по своей значимости следовала за народным собранием. Между этими органами были поделены функции законодателя. Последнее же слово принадлежало гелиэе. Как было отмечено выше, она состояла из 6 000 членов и делилась на 10 секций (дискастерий) в составе 600 членов каждая. Каждая дис-кастерия избиралась по жребию в каждой из 10 фил. Круг дел, подлежащих рассмотрению, определялся утром того дня, когда должно было проходить заседание суда. После этого по жребию определялась одна из 10 секций, которая и должна была рассматривать дела этого дня.

Гелиэя рассматривала жалобы на решения других судебных инстанций и была первой инстанцией по делам о государственных и должностных преступлениях. Она осуществляла контроль за деятельностью должностных лиц и утверждала их отчеты. И, наконец, ей принадлежало право окончательного утверждения решений народного собрания.

Должностные лица. Высшими должностными лицами до реформы Клисфена были девять архонтов. Однако их роль была сведена к рассмотрению судебных дел и отправлению религиозных обрядов.

Как единая коллегия архонты выступали в качестве коллективного председателя в народном собрании, когда решался вопрос об остракизме. Обычно каждый архонт действовал самостоятельно.

Первый архонт назывался архонтом - эпонимом. В его компетенцию входило предварительное рассмотрение некоторых семейных дел, направляемых им для окончательного решения в суд (дела о дурном обхождении детей с родителями, о плохом обращении с сиротами, с наследницей, о расточительстве и др.). На нем лежала забота о проведении ряда празднеств.

Второй архонт - базилевс осуществлял надзор за религиозным культом. Он председательствовал в ареопаге.

Полемарх - преемник военного вождя. От его былых функций предводителя греческого ополчения остались лишь воспоминания. Он совершал жертвоприношения и устраивал надгробные состязания в честь павших воинов.

Остальные шесть архонтов составляли коллегию фесмофетов. Это были судьи по различным делам. Коллегия десяти стратегов выбиралась народным собранием. Они считались равными между собой, но во время войны главное командование поручалось одному из них, опять же по выбору народного собрания. Должность стратега не оплачивалась и поэтому ее замещали знатные и богатые люди.

В основу деятельности должностных лиц были положены принципы выборности, подотчетности и коллегиальности.

Судебные органы. Древнейшим судебным органом был ареопаг. Позднее образовался суд эфетов. При Солоне была создана гелиэя. Были и специальные суды, предназначенные для отдельных категорий дел.

О гелиэе было сказано выше. Суд эфетов рассматривал дела о неумышленных убийствах, об увечьях и дела об убийстве метэков, убийствах при самообороне, убийстве вора на месте преступления, убийство любовника жены и др.

Коллегии одиннадцати были подсудны дела разбойников, ночных и карманных воров, похитителей граждан. Имущественные споры слушались в суде «сорока мужей».

Кризис афинской демократии. В 431 г. началась Пелопонесская война - междоусобная борьба Афинского морского союза со Спартой, которая была во главе Пелопонесского союза. Война шла с переменным успехом. Аристократы в Афинах всячески поддерживали Спарту. В самый критический момент для армии афинян в 411 г. до н.э. в Афинах был совершен олигархический переворот. Вся власть перешла к новому органу - Совету четырехсот. Начались аресты, казни. Однако этот строй продержался около четырех месяцев. Поднялось недовольство народа и армии. Последовало восстановление демократии в ее прежнем виде. Участники правительства четырехсот были привлечены к судебной ответственности.

Пелопонесская война привела в конечном счете к поражению Афин, чему способствовала военная помощь Спарте со стороны Персии. В 404 г. до н.э. Афины вынуждены были заключить мир на кабальных для себя условиях. Все демократические институты были уничтожены, а власть оказалась у «коллегии тридцати». Ее правление ознаменовалось неслыханным террором. Казнены тысячи людей. Политическими правами была наделена всего одна тысяча человек, наиболее богатых. Из их числа формировался совет из 500 членов и ему принадлежала вся власть. Фактически же управляла небольшая группа членов «тридцати» во главе с реакционером Критием.

Крушение демократии было не только результатом военного поражения. Само это поражение было результатом тех методов, с помощью которых Афины управляли своими союзниками. Здесь сказалось и недовольство простого народа, который беднел на фоне огромных богатств верхушки общества. Чтобы добыть себе пропитание многие афиняне нанимаются в чужеземные войска, особенно в странах Востока, где их охотно приглашали на службу.

В Афинах резко сократилась возможность денежных раздач, что не могло не усилить недовольство широких масс народа, лишенного средств существования, но по-прежнему презиравшего какой-либо труд.

«Не демократия, - писал Ф. Энгельс, - привела Афины к гибели, как это утверждают европейские школьные педанты, виляющие хвостом перед монархами, а рабство, которое сделало труд свободного гражданина презренным».

Во второй половине IV в. до н.э. на Балканах приобретает большую силу наиболее отсталая из всех государств Македония. В 338 г. до н.э. в битве при Херронее македонская армия одержала победу над греческими войсками, и было положено начало господству македонской монархии над всей Элладой. Во II в. н.э. территория Афин становится частью римской провинции.

Всякое покоящееся на рабстве производство и всякое основывающееся на нем общество гибнут от этого противоречия. Разрешение его дается насильственным покорением гибнущего общества другим, более сильным (Греция покорена Македонией, а позже Римом). Происходит лишь перемещение центра, и весь процесс повторяется на более высокой стадии, пока, наконец, не происходит завоевание таким народом, который вместо рабства вводит новый способ производства.