Новости
29.11.2024
Услуги веб-разработки и программированияВ современном мире наличие качественного веб-сайта является неотъемлемой частью успешного бизнеса. Услуги веб-разработчика становятся основой для ... подробнее 14.09.2024
Нормативные требования к обслуживанию газового оборудования ...В настоящее время действует норма, согласно которой все газовые трубы в пределах одного дома все газовое оборудование в квартирах должна обслуживать ... подробнее 13.09.2024
Отдельные аспекты обустройства и использования тротуаровДля обустройства тротуаров могут быть применены различные материалы. Чаще всего используется традиционный асфальт. На старых, давно не ... подробнее 05.08.2024
Каким бывает банкротство юридического лицаНе все бизнесы успешны. Есть случаи откровенно неудачных вложений средств, есть непредсказуемый рынок. Если причина неудачи появилась без содействия ... подробнее 28.07.2024
Роль экспертизы в рассмотрении дел о ДТПАктивный городской трафик и высокие скорости наряду с неуверенным маневрированием на загородных трассах являются причинами ДТП. При рассмотрении ... подробнее 18.04.2024
Юридические аспекты казначейского сопровождения ...Государственный контракт предполагает достижение целей и решение задач, которые явно описаны внутри контракта. К целям и задачам привязано ... подробнее |
История государства и права стран Древнего Востока. Древний Египет. Государственный стройВо все периоды своей истории рабовладельческий Египет был государством восточной деспотии. Характерными особенностями всех деспотических государств были: а) вся полнота власти (законодательная, исполнительная и судебная) сосредоточена у единоличного главы государства; б) постоянный приток рабов как результат завоевательных войн; в) привлечение в массовом масштабе рабов и крестьян-общинников к работам общегосударственного значения (рытье каналов, возведение дамб, сооружение водохранилищ и др.). Характерная особенность всех государств восточной деспотии - наличие сельской общины. И это объяснимо. Общинный быт с его сравнительно слабым развитием частной собственности и разделением труда, с присущим ему консерватизмом и самоизоляцией от внешнего мира, составлял, говоря словами Ф. Энгельса, «в течение тысячелетий основу самой грубой государственной формы, восточного деспотизма...» Необходимость проведения трудоемких работ в общегосударственном масштабе, содержания огромной армии, угнетения собственного народа- основные причины становления деспотической формы правления. Эти обстоятельства и определили три основные ведомства рабовладельческого государства: финансового, или ведомства по ограблению собственного народа; военного, или ведомства по ограблению соседних народов; публичных рабов, или ведомства по принуждению собственного народа и рабов к изнурительному труду в общегосударственном масштабе. В Египте с самого древнего времени и до конца египетской культуры верили, что фараон - бог. Целый ряд изображений в храмах и гробницах представляет нам происхождение царя непосредственно от божества. Божественное достоинство обязывало. Боги благи, правосудны и милостивы, а потому и фараоны должны были обладать этими качествами. Но теория не всегда подкреплялась практикой. На заре египетской истории мы застаем уже централизацию с чиновной знатью. Во главе ее стоит всемогущий визирь (джати), соединивший в себе административную и судебную власть, а впоследствии и полицейскую- градоначальство столицы. Визирь именовался: «начальник всего государства, юга и севера», «созерцающий тайны фараона». Вот как определил свои полномочия визирь Птахотеп: «издавать законы, повышать в чинах, устанавливать пограничные камни, улаживать несогласия чиновников, быть главой верховного суда, заставлять трепетать того, кто был враждебен фараону». В присутственном месте визиря и под его надзором находился государственный архив и под его председательством - шесть судебных палат. Другим важным чиновником был хранитель печати или казначей, контролирующий сбор налогов, как правило, в натуральном виде (зерно, скот, гуси, плоды и др.). Казначей носил титул: «заведующий тем, что дает небо, что производит земля и что приносит Нил», а также «заведующий всем, что есть и чего нет». Под его ведомством состояли смотрители «белой палаты» (т.е. казначейства), «двух житниц» и множество писцов. Многочисленное государственное, точнее царское имущество, также входило в ведомство этого министра. В источниках упоминаются еще два важных чиновника, называемых «казначеями бога». Это были чиновники, несущие функции военного и морского министра и «начальника работ» - министра общественных работ (крестьянских повинностей). Провинциальное управление лежало на номархах - губернаторах, имевших также судебную власть и собиравших подати. Они титуловались «заведующими областью», или «начальниками поручений», а также правителями городов. В отдельных городах и округах были местные судьи, писцы, всевозможные начальники. Несмотря на множество должностей, не было четкого разграничения их функций, не были строго урегулированы их отношения, и египетские ведомства спорили и враждовали между собой. Доступ к службе был, конечно, открыт прежде всего для знати, но он не был закрыт и для других сословий. Все зависело от грамотности и связей. Однако служебную карьеру должны были начинать снизу - с должности обыкновенного писца. С течением времени образовались целые роды чиновников, даже несколько напоминавшие касты. То же было и с жречеством, которое первоначально едва ли различалось строго от чиновничества: жрецы получали гражданские чины, а гражданские чиновники отправляли жреческие функции. Характерным примером может служить придворный капельмейстер, «увеселявший сердце своего господина прекрасным пением внутри дворца» и бывший в то же время жрецом. Особым вниманием в Египте была окружена армия. Каждая удачная война обогащала казну государства и наполняла владения рабовладельцев пленными рабами. Многие рабы оказывались собственностью храмов. Но еще в большей степени армия была силой политической, так как все активнее принимала участие в решении государственных вопросов, с ней вынуждены был считаться как фараон, так и высшее чиновничество. |