Новости
29.11.2024
Услуги веб-разработки и программированияВ современном мире наличие качественного веб-сайта является неотъемлемой частью успешного бизнеса. Услуги веб-разработчика становятся основой для ... подробнее 14.09.2024
Нормативные требования к обслуживанию газового оборудования ...В настоящее время действует норма, согласно которой все газовые трубы в пределах одного дома все газовое оборудование в квартирах должна обслуживать ... подробнее 13.09.2024
Отдельные аспекты обустройства и использования тротуаровДля обустройства тротуаров могут быть применены различные материалы. Чаще всего используется традиционный асфальт. На старых, давно не ... подробнее 05.08.2024
Каким бывает банкротство юридического лицаНе все бизнесы успешны. Есть случаи откровенно неудачных вложений средств, есть непредсказуемый рынок. Если причина неудачи появилась без содействия ... подробнее 28.07.2024
Роль экспертизы в рассмотрении дел о ДТПАктивный городской трафик и высокие скорости наряду с неуверенным маневрированием на загородных трассах являются причинами ДТП. При рассмотрении ... подробнее 18.04.2024
Юридические аспекты казначейского сопровождения ...Государственный контракт предполагает достижение целей и решение задач, которые явно описаны внутри контракта. К целям и задачам привязано ... подробнее |
Актуальные проблемы организации и функционирования государственного механизма Российской ФедерацииВ конституции Украины также предусмотрен самостоятельный раздел о прокуратуре, но упоминания об общенадзорных функциях прокуратуры в ней нет. Тем не менее вопрос о том, к какой ветви власти относится прокуратура, и в этой стране конституционно не разрешен. Иначе дело обстоит в Молдове, Казахстане, Армении, Грузии и в Азербайджане. Положения о прокуратуре в конституциях этих стран размещены в соответствующих главах или разделах, посвященных судебной власти. В Молдове, так же как и в России, конституционное отнесение прокуратуры к судебной власти в целом остается декларативным, так как в обеих странах существует прокурорский общий надзор. В Казахстане, кроме того, прокуратура конституционно, так же как и в России, считается единой и централизованной системой. Конституции закавказских республик, относя прокуратуру к судебной власти, фактически не говорят и об осуществлении ею функций общего надзора, а в Конституции Грузии прокуратура прямо называется учреждением судебной власти. Единственной страной, входящей в СНГ, где прокуратура конституционно отнесена к исполнительной власти, является Кыргызстан. Глава 5 конституции этой страны «Исполнительная власть» включает в себя три раздела: Правительство, Местную государственную администрацию и Прокуратуру. Однако функция прокуратуры, обозначенная в ст. 78 конституции Кыргызстана как «надзор за точным и единообразным исполнением законодательных актов», снова напоминает нам о пресловутом общем надзоре. Что касается бывших союзных республик — стран Балтии, то только в конституции Литовской Республики можно найти упоминание о прокуратуре. В ст. 118 конституции Литвы, входящей в главу 9 «Суд», установлено, что «государственное обвинение поддерживается, уголовное преследование производится, контроль за органами дознания осуществляется прокурорами». Никаких других функций, в том числе и общенадзорных, литовской конституцией не предусмотрено. В конституциях Латвии и Эстонии о прокуратуре вообще не упоминается. Не секрет, что государственный механизм стран Восточной Европы — сателлитов СССР был в свое время построен по советскому образу и подобию. Это замечание относится и к статусу прокуратуры. В настоящее время отдельные разделы и главы о прокуратуре имеются только в конституциях Венгрии, Словакии и Союзной Республики Югославии. В конституции Польши 7-й раздел называется «Суд и прокуратура». Функции, напоминающае общий надзор, в настоящее время осуществляются прокуратурой Венгрии. Весьма характерно для стран рассматриваемого региона и прямое подчинение прокуроров органам исполнительной власти. Так, в Польше прокуратура подчиняется министру юстиции, который осуществляет функции генерального прокурора. В Румынии органы прокуратуры функционируют под административным управлением министерства юстиции. Как видно из приведенного обзора, вопрос о месте прокуратуры в государственном механизме этих стран решается порой робко, далеко не легко и в целом неоднозначно. Конечно, всем нам нужно учесть опыт организации прокуратуры в развитых странах западного мира. Прокуратура в этих государствах никогда не осуществляет те функции, которые мы привыкли называть общенадзорными. Главное предназначение и основная задача этих органов в зарубежных цивилизованных странах — уголовное преследование и поддержание государственного обвинения в суде. Место прокуратуры в государственном механизме таких стран определяется в основном в системе исполнительной власти. Возможен и так называемый французский вариант, при котором прокуроры состоят при соответствующих судах, но подчиняются министерству юстиции. Такое решение вопроса представляется наиболее приемлемым для России, поскольку подобную систему мы уже имели в результате судебной реформы 1864 г. При этом тот факт, что прокуроры состоят при судах, не означает ни в коей мере, что они должны входить В судебную власть. По этому поводу еще в начале XX в. выдающийся русский процессуалист И. Я. Фойницкий отмечал, что «прокуратура должна быть построена как отдельное установление, стоящее между судом и правительством... министру юстиции по отношению к прокуратуре должна принадлежать власть высшего управления, в своей же процессуальной деятельности прокуратура нуждается в судебном контроле». В последней редакции Закона от 10 февраля 1999 г., в которой к тому же был значительно расширен круг органов и лиц, поднадзорных прокуратуре. К ним стали относиться также органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций. Поэтому можно констатировать, что вопреки конституционному принципу разделения властей прокуратура в Российской Федерации является самостоятельным государственным органом, не входящим ни в одну из ветвей власти. Итак, мы рассмотрели две актуальные проблемы осуществления принципа разделения властей по горизонтали в современной России. Они заключаются в неопределенности статуса президента и прокуратуры Российской Федерации в рамках трех ветвей власти. При этом мы пришли к выводу, что президент конституционно не причислен ни к одной из ветвей власти, но тем не менее, исходя из конституционных его полномочий, он является представителем исполнительной, а не какой-либо иной, в том числе особой «президентской», власти. Что касается прокуратуры, то здесь дело обстоит наоборот: она конституционно закреплена в системе судебной власти, хотя должна являться частью власти исполнительной. На самом же деле на современном этапе российская прокуратура, как и в период тоталитарного прошлого, осуществляет особую, самостоятельную власть и стоит вне рамок разделения властей. Таким образом, система органов государственной власти на федеральном уровне выглядит следующим образом. 1. Законодательная власть — Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума). 2. Исполнительная власть — Президент Российской Федерации и правительство Российской Федерации. 3. Судебная власть — суды Российской Федерации (Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и иные федеральные суды). 4. Стоящая вне системы разделения властей прокуратура Российской Федерации, осуществляющая самостоятельную «надзорную» власть. Существуют и иные, не менее актуальные проблемы организации и функционирования государственного механизма Российской Федерации. Они касаются взаимоотношений Федерального Собрания и президента Российской Федерации, Федерального Собрания и правительства Российской Федерации, президента и правительства Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и т. д. Однако рамки настоящего исследования, к сожалению, не позволяют нам коснуться этих проблем. Поэтому в заключение мы перейдем к проблемам, связанным с государственным устройством Российской Федерации. Разделением государственной власти на федеральном уровне на законодательную, исполнительную и судебную не исчерпывается принцип разделения властей. Современная Россия является федеративным государством и поэтому, кроме разделения властей по горизонтали в нем должно существовать и разделение властей по вертикали, т. е. между органами государственной власти федерации и подобными органами власти ее субъектов. Федеративное устройство России сложилось в ходе исторического развития форм ее государственного устройства. В гл. 1 мы кратко показали этот процесс в условиях дореволюционной России. Вновь образованное после 1917 г. государство — РСФСР — уже по самому своему наименованию было задумано как федеративное. Причем первоначально федерация в России стала складываться как договорная. 23 марта 1919 г. было заключено «Соглашение Центральной Советской власти с Башкирским правительством о Советской автономной Башкирии». Однако договорной процесс образования новой федерации в советский период времени на этом и остановился. К тому же первая российская автономия — Туркестанская АССР — была образована в 1918 г. центральными органами государственной власти. В дальнейшем был выбран путь не федерализации, а автономизации отдельных частей России. Поэтому официальное название государства — Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) не вполне соответствовало действительному положению дел. Если кратко показать процесс образования автономий в РСФСР, то он выглядит следующим образом. Первой автономией в 1918 г. стала Туркестанская Автономная Советская Социалистическая Республика (АССР). В настоящее время на этой территории находятся независимые государства Средней Азии — Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. В 1919 г. была образована Башкирская АССР — ныне Республика Башкортостан в составе Российской Федерации (РФ). В 1920 г. — Татарская АССР (ныне Республика Татарстан в составе РФ), а также Киргизская (Казахская) АССР — ныне независимое государство — Казахстан и Крымская АССР — ныне автономная республика в составе независимой Украины. В 1921 г. — Дагестанская АССР — ныне одна из российских республик, а также Горская АССР на территории Северного Кавказа — ныне российские республики Адыгея, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия и Чечня. В 1922 г. образуется Якутская АССР -ныне Республика Саха (Якутия) в составе РФ. Кроме АССР в то время образовывались и так называемые трудовые коммуны. Всего их было две — Трудовая Коммуна Немцев Поволжья (1918) и Карельская Трудовая Коммуна (1920). Впоследствии они были преобразованы в АССР. АССР Немцев Поволжья была упразднена в 1941 г. и более не восстанавливалась. Карельская АССР в 1940 г. была преобразована в союзную Карело-Финскую ССР. В 1956 г. она вновь вошла в состав РСФСР в качестве АССР. Ныне Карелия — республика в составе РФ. |