Новости
05.08.2024
Каким бывает банкротство юридического лицаНе все бизнесы успешны. Есть случаи откровенно неудачных вложений средств, есть непредсказуемый рынок. Если причина неудачи появилась без содействия ... подробнее 28.07.2024
Роль экспертизы в рассмотрении дел о ДТПАктивный городской трафик и высокие скорости наряду с неуверенным маневрированием на загородных трассах являются причинами ДТП. При рассмотрении ... подробнее 18.04.2024
Юридические аспекты казначейского сопровождения ...Государственный контракт предполагает достижение целей и решение задач, которые явно описаны внутри контракта. К целям и задачам привязано ... подробнее 15.03.2024
Изменения нормативной базы использование дроновНормативная база относительно возможности использования дронов регулярно пересматривается. Связано это с бурным развитием техники в данном ... подробнее 18.02.2024
Как правильно действовать при возникновении сложностей во ...При наличии полной уверенности в Вашей собственной правоте и понимания, что банк в чем-то нарушает Ваши права не торопитесь устно обсуждать это с ... подробнее 23.01.2024
Регистрация оффшорной компании в 2024 году: тенденции и ...В современном мире, на фоне постоянных изменений в международных законах и структурах бизнеса, оффшорные компании остаются одним из важных ... подробнее |
Правотворчество и систематизация нормативно-правовых актовВ процессе действия нормативно-правовые акты могут изменяться, дополняться; могут приниматься (издаваться) новые НПА. В таком случае имеет место правотворчество (законотворчество), под которым понимается деятельность уполномоченных, должностных лиц по принятию (изданию), переработке и отмене нормативно-правовых актов. С правотворчеством тесно связана систематизация нормативно-правовых актов, под которой понимается их упорядочение, приведение в более или менее единую систему. Иногда говорят при этом о систематизации законодательства, под которым понимается законодательство в широком смысле как совокупность не только законов, но и иных нормативно-правовых актов. Выделяют два основных вида систематизации нормативно-правовых актов — инкорпорацию и кодификацию, иногда говорят и о третьем виде систематизации — консолидации нормативно-правовых актов. Инкорпорация — это упорядочение нормативно-правовых актов в определенном порядке — хронологическом, тематическом, алфавитном и т. д. Инкорпорация делится на официальную и неофициальную. Официальной информацией являются своды законов, в которых нормативно-правовые акты группируются как в хронологическом, так и в тематическом порядке. Полный Свод Законов существовал в Российской Империи. В бывшем СССР была начата работа над Сводом Законов СССР и РСФСР. В современной Российской Федерации примером официальной инкорпорации является «Собрание законодательства Российской Федерации», Оно состоит из пяти разделов: 1) ФКЗ и ФЗ; 2) акты палат Федерального Собрания (постановления, обращения, декларации); 3) указы и распоряжения Президента Российской Федерации; 4) постановления и распоряжения правительства Российской Федерации; 5) решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции Российской Федерации законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, правительства Российской Федерации или отдельных положений перечисленных актов. Неофициальная инкорпорация осуществляется научными и образовательными учреждениями, юридическими и иными издательствами, отдельными гражданами и т. д. в виде сборников законодательства и нормативно-правовых актов. Публикация текста нормативно-правовых актов в таких сборниках не является официальной и на них нельзя ссылаться при решении конкретных юридических дел. Примером неофициальной инкорпорации являются и многочисленные компьютерные системы. Кодификация — это упорядочение нормативно-правовых актов, приводящее к созданию нового крупного нормативно-правового акта, охватывающего, как правило, целые отрасли права и законодательства. Результатом кодификации является принятие кодексов, имеющих силу ФЗ. В Российской Федерации кодексы имеются практически во всех отраслях права. Новыми российскими кодексами являются: Гражданский кодекс (1 и 2 части), Семейный кодекс, Уголовный кодекс, Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс и др. В то же время продолжают действовать кодексы бывшего РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, Кодекс законов о труде РСФСР, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. Процесс кодификации в настоящее время активно продолжается, на очереди принятие нового Уголовно-процессуального кодекса, Гражданского процессуального кодекса, Трудового кодекса и др. Кодифицированными нормативно-правовыми актами являются также немногочисленные Основы законодательства Российской Федерации. В бывшем СССР Основы законодательства Союза ССР и союзных республик имели верховенство над соответствующими республиканскими кодексами (например, Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик верховенствовали над уголовно-процессуальными кодексами союзных республик). В современной Российской Федерации Основы законодательства принимаются по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции Российской Федерации). Так, в настоящее время действуют Основы законодательства РФ о нотариате, об охране здоровья граждан и некоторые другие. Нормативно-правовые акты по этим вопросам вправе принимать (издавать) и в субъектах Российской Федерации, но они не должны противоречить Основам законодательства Российской Федерации. Некоторые кодексы в Российской Федерации называются уставами, например Транспортный устав железных дорог Российской Федерации, уставы субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований. Консолидация нормативно-правовых актов представляет собой промежуточную форму между инкорпорацией и кодификацией. Если при инкорпорации новый нормативно-правовой акт не создается, а при кодификации фактически создается новый, крупный нормативно-правовой акт — кодекс, или Основы законодательства, или устав, то консолидация — это сведение в один акт — ФЗ или подзаконный акт — ранее разрозненных нормативно-правовых актов. В сущности, от кодификации консолидация отличается только по внешней форме, по наименованиям вновь созданных нормативно-правовых актов. Иногда кодификацию считают отдельной формой правотворчества, а к систематизации относят только инкорпорацию и консолидацию. |