Новости
29.11.2024
Услуги веб-разработки и программированияВ современном мире наличие качественного веб-сайта является неотъемлемой частью успешного бизнеса. Услуги веб-разработчика становятся основой для ... подробнее 14.09.2024
Нормативные требования к обслуживанию газового оборудования ...В настоящее время действует норма, согласно которой все газовые трубы в пределах одного дома все газовое оборудование в квартирах должна обслуживать ... подробнее 13.09.2024
Отдельные аспекты обустройства и использования тротуаровДля обустройства тротуаров могут быть применены различные материалы. Чаще всего используется традиционный асфальт. На старых, давно не ... подробнее 05.08.2024
Каким бывает банкротство юридического лицаНе все бизнесы успешны. Есть случаи откровенно неудачных вложений средств, есть непредсказуемый рынок. Если причина неудачи появилась без содействия ... подробнее 28.07.2024
Роль экспертизы в рассмотрении дел о ДТПАктивный городской трафик и высокие скорости наряду с неуверенным маневрированием на загородных трассах являются причинами ДТП. При рассмотрении ... подробнее 18.04.2024
Юридические аспекты казначейского сопровождения ...Государственный контракт предполагает достижение целей и решение задач, которые явно описаны внутри контракта. К целям и задачам привязано ... подробнее |
Процессуальное право. Административный процессПроцессуальное право — это система юридических норм, регулирующая правоотношения, возникающие при расследовании и рассмотрении правонарушений, а также при принятии и реализации решений по результатам расследования и рассмотрения дел о правонарушениях. В зависимости от объекта и тяжести правонарушения различают административный, гражданский, арбитражный, уголовный и другие процессы. Административный процесс — это порядок осуществления государственно-управленческой деятельности по реализации норм административного права. В более узком, специальном смысле административный процесс — это деятельность государственных органов по рассмотрению дел об административных правонарушениях. В данной главе речь пойдет именно об этом аспекте административного процесса. Совокупность конкретных действий по выяснению обстоятельств административных правонарушений и реализации норм административной ответственности составляет производство об административных правонарушениях. Порядок производства по делам об административных правонарушениях определяется Кодексом об административных нарушениях (КоАП), другими законодательными актами Российской Федерации и ее субъектов, а также подзаконными актами, принятыми в развитие КоАП. В целях гарантии конституционных прав и свобод граждан законодательством установлено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое должно быть прекращено при следующих обстоятельствах: отсутствие события и состава административного правонарушения, отсутствие субъекта административного правонарушения, свершение деяния в состояний крайней необходимости или необходимой обороны, издание акта амнистии, отмена акта, устанавливающего административную ответственность, истечение сроков наложения административного взыскания, смерть нарушителя административного права и др. Производство по делам об административных правонарушениях включает следующие стадии: возбуждение дела, принятие мер по обеспечению производства, рассмотрение дела, вынесение постановления, исполнение, обжалование и опротестование постановления. Возбуждение дела об административном правонарушении оформляется протоколом. Протокол должен содержать следующие сведения: дата и место составления; должность, фамилия, отчество лица, составившего протокол; сведения о личности правонарушителя; место, время и существо правонарушения; нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; фамилия и адреса свидетелей, если они имеются; доказательства наличия или отсутствия правонарушения; виновность нарушителя; другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Протокол подписывается составившим его лицом, правонарушителем, свидетелями и потерпевшими, если таковые имеются. В случае отказа нарушителя от подписи в протоколе делается запись об этом. При составлении протокола нарушителю разъясняются его права и обязанности. Оформленный протокол направляется органу или должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях. Составление протокола не является обязательным: а) если за административное правонарушение установлена ответственность в виде минимального штрафа и нарушитель его не оспаривает; б) если по закону штраф налагается и взимается, а предупреждение оформляется на месте правонарушения; в) в некоторых других случаях. В целях обеспечения производства об административных правонарушениях могут применяться административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей, изъятие вещей и документов, освидетельствование на состояние опьянения, отстранение от управления транспортным средством, задержание транспортного средства. На административное задержание имеют право органы внутренних дел, пограничные войска РФ, старшие должностные лица военизированной охраны объектов, должностные лица военной автоинспекции. Административное задержание заключается в доставлении правонарушителя в отделение милиции, караульное или другое помещение для составления протокола, установления личности и других процессуальных действий. Оформление задержания протоколом обязательно. В протоколе указывается: дата и место составления; должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего протокол; сведения о личности задержанного; время и мотивы задержания. Протокол подписывается составившим его лицом и задержанным. По просьбе задержанного о месте его нахождения уведомляются родственники и администрация по месту работы или учебы. О задержании несовершеннолетнего обязательно уведомляются родители или заменяющие их лица. Задержание лица, совершившего административное правонарушением, может длиться до 3-х часов, в штабе народной дружины — до 1 часа. Нарушители пограничного режима могут быть задержаны до 3-х суток с сообщением об этом прокурору или до 10 суток с санкции прокурора. В некоторых случаях: за мелкое хулиганство, незаконную торговлю и др. правонарушители могут быть задержаны до рассмотрения дела народным судьей или начальником органа внутренних дел. Личный досмотр и досмотр вещей может проводиться должностными лицами органов внутренних дел, военизированной охраны, гражданской авиации, таможенных учреждений и пограничных войск. Досмотр может проводиться только лицом одного пола с досматриваемым и в присутствии двух понятых того же пола. Досмотр вещей может производиться, кроме того, должностными лицами органов рыбоохраны и надзора за правилами охоты, досмотр проводится, как правило, в присутствии владельца вещей, а в случаях, не терпящих отлагательства — в отсутствии владельца с участием двух понятых. И личный досмотр и досмотр вещей фиксируется в протоколе об административном правонарушении, либо об административном задержании, либо в отдельном протоколе. Изъятию подлежат вещи и документы, которые непосредственно явились орудием или объектом правонарушения и были обнаружены при задержании, личном досмотре или досмотре вещей, изъятые вещи и документы хранятся до рассмотрения дела и используются в качестве доказательств, после чего они либо возвращаются владельцу, либо конфискуются, либо уничтожаются. Изъятие оформляется отдельным протоколом, либо фиксируется в протоколах об административном задержании, досмотре вещей, правонарушении. Изъятое водительское удостоверение возвращается владельцу после уплаты штрафа. Неправомерные действия должностных лиц, производивших административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей, изъятие вещей и документов могут быть обжалованы в вышестоящий орган или в прокуратуру. Отстранение от управления транспортным средством и задержание транспортного средства производится в следующих случаях: имеются достаточные основания полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения; водитель не имеет права управлять транспортным средством или не имеет при себе водительских прав или регистрационных документов на транспортное средство; транспортное средство эксплуатируется без номерных знаков, или знаки поддельные, нестандартные, нечитаемые и т.п. Отстранение от управления выражается в запрещении водителю приводить транспортное средство в движение, изъятий ключа из замка зажигания и освобождении нарушителем места водителя. Задержанное средство доставляется в дежурную часть органа внутренних дел, площадку около поста милиции, платную стоянку, порядок хранения и оплаты хранения транспортного средства определяется органами местного самоуправления. Освидетельствование граждан на состояние опьянения производится в случаях, когда имеются достаточные основания полагать о наличии опьянения. Освидетельствование с помощью индикаторных трубок производится в присутствии двух свидетелей. Освидетельствование в медицинском учреждении производится в случаях, когда обследуемое лицо не согласно с выводом, сделанным на основании показания индикаторной трубки, и когда результатом опьянения явился существенный материальный ущерб или имеются пострадавшие. Дела об административных правонарушениях рассматриваются органами исполнительной власти, а в наиболее серьезных случаях районным, городским судом: только они могут применять в качестве взыскания исправительные работы и административный арест, они же являются последней инстанцией для обжалования и опротестования административных взысканий. Административные комиссии при главах местной администрации рассматривают основную массу дел об административных нарушениях, кроме тех, которые законом отнесены к компетенции других органов. Администрация муниципальных образований рассматривает дела об административных правонарушениях при отсутствии на данной территории административной комиссии. Комиссия муниципальных органов по делам несовершеннолетних рассматривает все дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, кроме случаев злостного неповиновения работнику милиции или народному дружиннику, а также дела в отношении родителей несовершеннолетних. Главы администрации правомочны рассматривать практически все дела об административных правонарушениях. Во многих случаях административные взыскания правомочны накладывать начальники, заместители начальников и другие сотрудники органов внутренних дел — каждый в соответствии со своей компетенцией. Дела об административных правонарушениях могут рассматривать органы железнодорожного, морского, речного, воздушного, пассажирского городского транспорта, рыбоохраны, местного хозяйства, государственного пожарного надзора, органы пограничных войск, таможенные и другие органы. В рассмотрении дел об административных правонарушениях участвуют также нарушители, потерпевшие, законные представители, свидетели, эксперты, переводчики, могут привлекаться и другие лица. Законом установлены сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях. Максимальный срок — пятнадцать дней со дня поступления в компетентный орган протокола и других материалов дела об административном правонарушении. Для рассмотрения некоторых дел установлены более сжатые сроки: до семи дней — за нарушение дисциплины судебного процесса, до пяти дней — за мелкое хищение, одни сутки — за появление в общественном месте в пьяном виде. Рассмотрение дела включает установление следующих обстоятельств: совершено ли административное правонарушение, виновно ли в нем данное лицо, есть ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность; причинен ли материальный ущерб; другие существенные обстоятельства. Законодательством установлены два вида постановлений по делам об административных правонарушениях: постановление о наложении административного взыскания и постановление о прекращении дела производством. Прекращение дела производством может сопровождаться устным замечанием, передачей дела на рассмотрение в общественную организацию, прокурору, органу предварительного следствия или дознания. Постановлением также определяется судьба изъятых вещей, документов, объем и порядок возмещения виновным ущерба. Постановление о наложении административного взыскания подлежит исполнению с момента внесения постановления. В некоторых случаях исполнение может быть отсрочено до одного месяца. Но если взыскание не было применено в течение трех месяцев, то оно исполнению не подлежит. Кодексом об административных правонарушениях установлены следующие виды административных взысканий: предупреждение, штраф от одной десятой до ста минимальных зарплат или до десятикратной величины принесенного вреда, возмездное изъятие предмета — орудия или объекта нарушения, конфискация предмета — орудия или объекта правонарушения, лишение специального права (управления транспортом, охоты и др.) от пятнадцати дней до трех лет, исправительные работы от пятнадцати дней до двух месяцев с удержанием до двадцати процентов заработка в фонд государства, по решению суда — административный арест до пятнадцати суток, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. Постановление может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, адвокатом — от его имении, потерпевшим, в течение десяти дней со дня вынесения постановления. Если указанный срок пропущен по уважительным причинам, он может быть восстановлен. Обжалование производится путем обращения в соответствующую администрацию или в суд. Решение городского или районного суда окончательно и обжалованию не подлежит Подача жалобы приостанавливает исполнение административного взыскания, за исключением предупреждения, административного ареста и штрафа, налагаемого на месте правонарушения. Жалоба рассматривается правомочным органом в десятидневный срок со дня ее поступления. Прокурором может быть опротестовано постановление о наложении административного взыскания, а также решение, принятое по жалобе, и постановление суда. Принесение прокурором протеста приостанавливает исполнение постановления. Протест, как и жалоба, рассматривается в десятидневный срок со дня его поступления в компетентный орган. Орган, должностное лицо при рассмотрении жалобы или протеста на постановление по делу об административном правонарушении может принять одно из следующих решений: 1) оставить постановление без изменения, а жалобу или протест без удовлетворения; 2) отменить постановление и направить дело на новое рассмотрение; 3) отменить постановление и прекратить дело; 4) изменить меру взыскания, не допуская его усиления. |