Новости
29.11.2024
Услуги веб-разработки и программирования
В современном мире наличие качественного веб-сайта является неотъемлемой частью успешного бизнеса. Услуги веб-разработчика становятся основой для ...

подробнее
14.09.2024
Нормативные требования к обслуживанию газового оборудования ...
В настоящее время действует норма, согласно которой все газовые трубы в пределах одного дома все газовое оборудование в квартирах должна обслуживать ...

подробнее
13.09.2024
Отдельные аспекты обустройства и использования тротуаров
Для обустройства тротуаров могут быть применены различные материалы. Чаще всего используется традиционный асфальт. На старых, давно не ...

подробнее
05.08.2024
Каким бывает банкротство юридического лица
Не все бизнесы успешны. Есть случаи откровенно неудачных вложений средств, есть непредсказуемый рынок. Если причина неудачи появилась без содействия ...

подробнее
28.07.2024
Роль экспертизы в рассмотрении дел о ДТП
Активный городской трафик и высокие скорости наряду с неуверенным маневрированием на загородных трассах являются причинами ДТП. При рассмотрении ...

подробнее
18.04.2024
Юридические аспекты казначейского сопровождения ...
Государственный контракт предполагает достижение целей и решение задач, которые явно описаны внутри контракта. К целям и задачам привязано ...

подробнее

Международное право. Отрасли международного права

Право международных договоров — отрасль международного права, нормы которой определяют условия действительности, порядок заключения, действия, изменения и прекращения международных договоров. Объектом этой отрасли является сам международный договор, ставший ведущим источником международного права.

Стремительно расширяющиеся межгосударственные и иные связи закрепляются все новыми и новыми договорами, а поэтому повышается значимость данной отрасли права.

В 1969 году на Конференции ООН в Вене была принята Конвенция о праве международных договоров, которая подробно регламентирует порядок заключения международных договоров, их вступления в силу, толкования, применения и прекращения условий действительности. Ее участниками являются около 60 государств. Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией № 3233 от 22 ноября 1974 года предложила всем государствам стать участниками данной Конвенции, чтобы ей был придан универсальный характер.

В Конвенции 1969 г. международный договор определяется как «международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (ст. 2).

Правовую сущность международного договора составляет соглашение, иначе, соглашение воль субъектов международного права. Современное международное право декларирует заключение (подписание) только равноправных договоров, т.е. заключаемых в соответствии с принципами суверенного равенства, добровольности и невмешательства во внутренние дела его участников и исключающих всякую дискриминацию каких-либо сторон.

Договоры бывают двусторонними и многосторонними в зависимости от числа участников.

Двусторонние договоры подразделяются на межгосударственные, межправительственные и межведомственные.

Многосторонние договоры бывают с ограниченным числом участников и общие (универсальные).

К числу ограниченных многосторонних договоров может быть отнесен Римский договор об учреждении Европейского Экономического Сообщества 1957 г. Чтобы стать членом ЕЭС, необходимо получить согласие всех участников этого договора. Иногда такие договоры именуются закрытыми.

Общие (универсальные) многосторонние договоры согласно Венской декларации 1969 года «должны быть открыты для всеобщего участия».

В зависимости от вида объектов международных договоров, эти договоры могут быть политическими, экономическими и договорами по специальным вопросам. К политическим договорам следует отнести Устав ООН, Договор об Антарктике 1959 г. и др. К экономическим договорам относятся соглашения об экономическом и научно-техническом сотрудничестве, соглашения о займах, кредитах и т.д.

Соглашения в области здравоохранения, экологии, сельского хозяйства, культуры, спорта, образования, связи, транспорта, консульские конвенции — все они относятся к третьему виду договоров.

Немаловажное значение имеет форма международных договоров, т.е. средства и способы, при помощи которых согласование воль субъектов международного права приобретает характер явно выраженного соглашения.

В понятие договорной формы входят: язык, структура и наименование договора.

Двусторонние договоры обычно составляются на языках обеих договаривающихся сторон в двух экземплярах, каждый из которых содержит два соответствующих языковых текста. Тексты на языках обеих сторон юридически равнозначны (аутентичны). Многосторонние договоры, как правило, составляются на официальных языках ООН: английском, арабском, испанском, китайском, русском и французском.

Основными элементами структуры договора являются: преамбула (введение), содержащая цели договора и ряд формальных моментов; центральная часть, содержащая положения по существу регулируемых отношений; заключительная часть, включающая положения о природе вступления в силу, действии и прекращении действия договора. Все большее значение приобретают приложения к договору в виде протоколов, программ и т.д.

Однако, договор без преамбулы, без заключительных статей также обязателен и действителен, как и договор с этими частями.

В понятие формы входит наименование договора. В международном праве нет общепризнанной классификации таких наименований. Одинаковые по форме и содержанию акты могут именоваться договором, конвенцией, соглашением. Договор также может именоваться пактом, хартией, трактатом, совместной декларацией, заключительным актом, заявлением, коммюнике, уставом, статутом, протоколом, обменом нотами, научно-техническими программами и др. Юридического значения это не имеет.

Договоры могут быть и устные, хотя встречаются очень редко. Устные договоры также юридически обязательны, как и письменные.

Конституции и другие внутренние нормативные акты государств устанавливают, какие органы и в каких случаях имеют право заключать международные договоры, определяют органы и процедуру ратификации, перечень договоров, подлежащих обязательному предварительному парламентскому одобрению и ратификации, последовательность осуществления этих актов.

В ряде государств действуют специальные законодательные акты в области международных договоров. Они подробно определяют порядок заключения, исполнения и прекращения действия международных договоров государств с другими государствами и международными организациями.

Право международных организаций — отрасль современного международного права, состоящая из правовых норм, регулирующих вопросы создания, структуры и деятельности межгосударственных организаций.

Что же понимается под международной организацией? Это объединение государств, созданное на основе международного договора для выполнения определенных целей, имеющее систему постоянно действующих органов, обладающее международной правосубъектностью и учрежденное в соответствии с международным правом. Основным источником права международных организаций является Устав ООН. Обычно международные организации разделяются на:

а) Международные универсальные организации, цели и предмет деятельности которых представляет интерес для всех государств мира, например, ООН, ВОЗ, ВМО и др.

б) Международные региональные организации. Они создаются государствами, расположенными в одном географическом районе по любым вопросам, например, Евроатом, Хельсинская ко миссия по вопросам охраны вод Балтийского моря от загрязнений (Хелкам), Европейская экономическая комиссия (ЕЭК), Лига арабских государств, Организация африканского единства и др.

в) Международные неправительственные организации (МНПО) — международные объединения национальных групп, союзов и частных лиц неправительственного характера, созданные ими в целях содействия международному сотрудничеству в политической, экономической, научно-технической, культурной, гуманитарной и иных областях человеческой деятельности. Процесс возникновения этих организаций значительно усилился после второй мировой войны. Они, как правило, имеют свой устав и осуществляют деятельность в нескольких государствах. В мире сейчас насчитывается более 7 тысяч международных неправительственных организаций. В отличие от межгосударственных организаций они не являются субъектами международного права, однако их деятельность как выразителей общественного мнения оказывает влияние на политику государств и межгосударственных организаций.

Большинство специализированных организаций ООН тесно сотрудничает с МНПО и предоставляют им консультативный статус.

К числу крупнейших МНПО относятся: Межпарламентский союз, Международный совет научных союзов, постоянный Пагуошский комитет и др.

Возвращаясь к межгосударственным организациям, следует особо подчеркнуть большую значимость Организации Объединенных Наций. Она является универсальной международной организацией по обеспечению мира, безопасности и международного сотрудничества. Была создана в 1945 г. по инициативе ведущих стран антигитлеровской коалиции (СССР, США, Англии, Китая и Франции). Членами ООН по состоянию на 1996 г. являются 185 государств.

Главные цели ООН: поддержание международного мира и безопасности; принятие эффективных коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира; разрешение мирными средствами международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира; развитие дружественных отношений между народами; осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера; поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии; быть центром для согласования действий государств в достижении целей, стоящих перед Организацией.

Главными органами ООН являются: Генеральная Ассамблея ООН, Совет Безопасности ООН, Экономический и Социальный Совет ООН, Совет по Опеке, Международный Суд ООН и Секретариат ООН. Вместе с 14 специализированными учреждениями и 300 вспомогательными органами ООН образует так называемую систему Организации Объединенных Наций.

Согласно статьи 4 Устава ООН членами ООН могут быть миролюбивые государства, которые готовы принять на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, и которые могут и желают эти обязательства выполнять.

Прием новых членов ООН производится Генеральной Ассамблеей большинством в 2/3 голосов по рекомендации Совета Безопасности, с соблюдением принципа единогласия его постоянных членов.

Система ООН будет развиваться и дальше. Особый импульс ее развитию придает необходимость эффективного решения глобальных проблем, которые входят в компетенцию всех звеньев системы и требуют взаимосвязанного рассмотрения.

Право международной безопасности

Человечество медленно, но верно начинает осознавать, что защитить себя в одиночку любое государство не в состоянии, дальнейшее наращивание вооруженных сил и вооружений бессмысленно, а в случае возникновения ядерной войны победителей не будет. В итоге все более становится очевидным, что в обеспечении безопасности государств акценты должны быть смешены в сторону приоритетного использования как политических, так и юридических средств.

Для обеспечения безопасности на Земле требуется объединение усилий всех (по крайней мере большинства) государств, и в первую очередь ядерных. Гарантии безопасности каждого отдельного государства лежат через всемирное укрепление всеобщей безопасности.

Международная безопасность строится на твердом фундаменте баланса интересов, а без сохранения этого баланса не может быть обеспечена ее надежность. Сегодня сохранение мира и его укрепление следует искать на путях разоружения, уменьшения уровней вооружений согласно договоренностям до разумной достаточности, без превышения нужд законной самообороны, при полном запрещении всех средств массового уничтожения, включая ядерное оружие.

В середине 80-х годов появляется на свет концепция всеобъемлющей международной безопасности. Смысл ее заключается в том, что должна быть обеспечена такая организация международных отношений, которая бы исключала возможность возникновения войны. Должны быть разработаны всеобъемлющие меры в вопросах военных, политических, гуманитарных, экономических, экологических, культурных, торговых и др., которые бы способствовали установлению стабильного, безопасного и ненасильственного мира.

В развитие указанной концепции Генеральная Ассамблея ООН 5 декабря 1986 г. и 7 декабря 1987 г. приняла специальные резолюции о создании всеобъемлющей системы международного мира и безопасности, а 7 декабря 1988 г. — резолюцию «Всеобъемлющий подход к укреплению международного мира и безопасности в соответствии с Уставом ООН».

Какова роль международного права в осуществлении всеобъемлющего подхода к безопасности?

Она сводится, в основном, к решению двух задач: а) обеспечению эффективного использования того правового механизма поддержания мира, которым международное право уже располагает, укрепление международного порядка; б) выработке новых международно-правовых норм. Как видим, выполнение первой задачи связано с процессом правоприменения, вторая — с процессом международного правотворчества.

Современное международное право по своей природе является правом мира, поэтому его нормы и принципы способствуют укреплению международной безопасности. Все государства должны строго соблюдать свои обязательства по международному праву.

Специальные принципы международной безопасности носят нормативный характер: принцип равной безопасности и принцип ненанесения ущерба безопасности государств, а также принцип равенства и одинаковой безопасности.

Международное право уже сейчас располагает обширным арсеналом конкретных средств обеспечения международной безопасности: мирный путь разрешения споров, всеобщая и региональная коллективная безопасность; разоружение; прекращение гонки вооружений, их ограничение; неприсоединение и нейтралитет, меры по предотвращению ядерной войны и внезапного нападения и многие другие.

Все эти средства являются в той или иной мере международно-правовыми, так как они должны регламентироваться договорами и реализовываться на основе принципов и норм действующего международного права при создании в необходимых случаях дополнительных международно-правовых норм.

Права человека

Территория и население составляют основу государства, как субъекта международного права. Население составляют физические лица, проживающие на территории государства и находящиеся под его юрисдикцией. Население любого государства составляют граждане данного государства, иностранцы (исключение составляют лица с дипломатическим иммунитетом), лица без гражданства (апатриды), лица с двойным гражданством (бипатриды).

В современном международном праве имеется целая отрасль, посвященная правам человека. В нем содержатся общепризнанные и обязательные для всех государств нормы, определяющие основные права и свободы человека независимо от гражданства, пола, расы, вероисповедания и т.д. Эти нормы закрепляются множеством международных договоров, о которых будет сказано ниже.

В области прав человека многими государствами осуществляется сотрудничество. На международном уровне разрабатываются стандарты прав и свобод человека, которые государства обязуются ввести в свои национальные правовые системы, а также устанавливается порядок контроля за соблюдением этих стандартов.

Согласно п. 3. ст. 1 Устава ООН к международному праву относится лишь обязательство уважать права человека (т.е. принцип уважения прав человека и основных свобод), сами же соответствующие права и свободы — представляются индивидам государствами через их внутреннее право (либо международным договором, участником которого государство является). Права человека неделимы, составляют единый комплекс. Социально-экономические права являются стержнем прав человека. Принцип уважения прав человека не противостоит другим общепризнанным принципам международного права, а гармонично с ними сочетается.

Из суверенитета государства следует, что вся сфера его взаимоотношений с собственным населением — вопрос внутренний, регулируемый им самостоятельно. На этом основано сложившееся в практике ООН правило, согласно которому под нарушением прав человека как международной проблемой надо понимать не единичные нарушения прав отдельных индивидов, а общую политическую и правовую ситуацию в государстве, которая свидетельствует о том, что данное государство игнорирует свое обязательство уважать права человека, совершая массовые и грубые нарушения основных прав человека, являющиеся, например, результатом апартеида, расизма, колониализма, иностранной оккупации и т.п. Международные процедуры в принципе предназначены для того, чтобы повышать эффективность содействия уважению к правам человека на международном уровне, а не заменять или дублировать работу государственного механизма по этим вопросам. Устав ООН не конкретизирует понятие прав человека. Это сделано в международных документах, которые носят рекомендательный характер: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами 1965 г.

К договорам, имеющим обязывающий характер, относятся: Конвенция о политических правах женщины 1952 г., Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и др.

Принято ряд международных документов, направленных на борьбу с массовыми и грубыми нарушениями прав человека: Конвенции о неприменимости сроков давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества, 1968 г., Международной конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него, 1973 г., Принципов международного сотрудничества в отношении обнаружения, ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях и приступлениях против человечества, 1973 г.

Значительную лепту внес в эту проблему Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), содержащий принцип уважения прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений.

Заключительный акт предусматривает, что государства обязуются благожелательно рассматривать все просьбы и упрощать процедуры в том, что касается семейных контактов и встреч, воссоединения семей, браков между гражданами различных государств, поездок по личным и профессиональным причинам, а также будут содействовать развитию туризма, встреч между молодежью, расширению спортивных связей.

В итоговом документе Мадридской встречи представителей государств-участников СБСЕ 1983 г. подчеркнута решимость государств совершенствовать свои законы и административные нормы в области прав человека и обеспечивать эффективное осуществление прав человека и основных свобод.

Международное экономическое право

Международное экономическое право — как отрасль международного права представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения между субъектами международного права в связи с их деятельностью в области международных отношений.

Объектом регулирования международного экономического права являются межгосударственные экономические отношения. После развала колониальной системы новые независимые государства выдвинули концепцию нового международного экономического порядка (НМЭП), которая нашла свое воплощение в принятых в апреле 1974 г. Генеральной Ассамблеей ООН Декларации и Программе действий по установлению нового международного экономического порядка, а также в принятой в декабре 1974 г. Генеральной Ассамблеей ООН хартии экономических прав и обязанностей государств. Смысл этой концепции — в установлении в международных экономических отношениях преференциального (независимого льготного) режима для развивающихся государств в том, что касается использования сырья, промышленного экспорта, передачи технологий, кредитных отношений, ограничения деятельности транснациональных корпораций (ТИК).

Основу международно-правового регулирования экономических отношений наряду с основными принципами международного права составляют специальные принципы международного экономического права, такие, как: принцип неотъемлемого суверенитета государств над их богатствами и естественными ресурсами, принцип свободы выбора формы организации внешнеэкономических связей, принцип экономической недискриминации, принцип равенства и взаимной выгоды государств в международных экономических отношениях, принцип развития взаимовыгодного сотрудничества в области торговли, экономики, науки и техники.

Исключительное значение имеют договорные принципы: принцип наибольшего благоприятствования, принцип национального режима, принцип взаимности.

Международные экономические договоры имеют специфические наименования в зависимости от их предназначения: торговые соглашения, торговые (контингентные) соглашения, кредитные соглашения, соглашения о международных расчетах, платежные соглашения, клиринговые соглашения, платежно-клиринговые соглашения, долгосрочные комплексные соглашения об экономическом, промышленном и научно-техническом сотрудничестве, международные товарные соглашения.

В сфере межгосударственных экономических отношений большую организующую и мобилизующую роль играют международные организации; прежде всего ООН с ее разветвленной системой органов и учреждений: Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), Комиссия по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), международная продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО), финансовые учреждения (МБРР, МВК, МФК, MAP) и многие другие.

Международное морское право

Международное морское право относится к одной из старейших отраслей, его нормы создавались в процессе тысячелетней практики государств по освоению и использованию морских пространств и ресурсов, прежде всего для мореплавания и рыболовства.

Принципы и нормы международного морского права устанавливают правовой статус и режим морских пространств, а также регулируют отношения между субъектами международного права в связи с их деятельностью в Мировом океане.

Самым значимым правовым актом в международном морском праве является Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., которая вступила в силу в 1994 г. В специальной литературе эту Конвенцию нередко называют «Конституцией для океанов». Она состоит из 17 частей, 320 статей, 9 приложений и охватывает почти все вопросы, касающиеся морского пространства и его использования, включая мореплавание и пролет, разведку и освоение ресурсов, защиту морской среды от загрязнения, рыболовство и судоходство. Конвенция регулирует поведение государств в Мировом океане, определяя морские зоны (территориальное море, континентальный шельф, исключительная экономическая зона, архипелажные воды и т.д.), устанавливая правила делимитации морских границ, права, обязанности и ответственность государств и устанавливая механизм для урегулирования споров. Российская Федерация Конвенцию пока не ратифицировала.

Деятельность государств в использовании морских территорий регламентируется также Конвенциями по охране человеческой жизни на море 1960 и 1974 гг., Конвенцией о международных правилах предотвращения столкновения судов в море 1972 г., Конвенцией о Международной организации морской спутниковой связи 1976 г., Конвенцией по поиску и спасению на море 1979 г., Конвенцией по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и др. материалов 1972 г., Конвенцией по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., Конвенцией о сохранении атлантических тунцов 1966 г., Конвенцией о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г. и др.

Более 60 международных организаций связаны с использованием морских пространств и ресурсов. Среди них: Международная морская организация (ИМО) с числом участников более 130 государств, Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ), Комитет по судоходству (ЮНКТАД), Межправительственная океанографическая комиссия (МОК) при ЮНЕСКО и др.

Международное воздушное право

Международное воздушное право ведет свое начало с Парижской конвенции о воздушной навигации 1919 года, которая признала и ввела в действие принцип суверенитета государства на воздушное пространство, находящееся над его сухопутной и водной территорией.

Совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государствами по поводу использования воздушного пространства и организации международных воздушных сообщений, и составляет международное воздушное право. Его основной принцип — полный и исключительный суверенитет государства над его воздушным пространством.

Второй принцип — свобода полетов воздушных судов всех государств над открытым морем и территориями других государств.

Третий принцип — обеспечение безопасности полетов международной гражданской авиации.

Исключительно важную роль в деле регулирования межгосударственных отношений при использовании воздушного пространства для организации международных авиарейсов играет созданная в 1944 г. специализированная Международная организация гражданской авиации — ИКАО.

В целях безопасности воздушного движения и упорядочения полетов ИКАО разрабатывает и совершенствует унифицированные летно-технические нормы («Международные стандарты»), являющиеся приложением к Чикагской конвенции 1944 г. под названием «Правила полетов», которые должны в обязательном порядке соблюдаться воздушными судами всех стран во время их полетов над открытым морем.

Исходя из принципа полного и исключительного суверенитета государств на воздушное пространство, каждое государство устанавливает порядок допуска иностранных воздушных судов в свое воздушное пространство. Разрешение нужно как для регулярных, так и для нерегулярных (разовых, эпизодических) международных полетов.

Международные воздушные передвижения регулируются Чикагской конвенцией 1944 года, национальным законодательством и двусторонними соглашениями.

Международное космическое право

Международное космическое право регулирует отношения между его субъектами в связи с их деятельностью по исследованию и использованию космического пространства, включая небесные тела.

Весьма существенным для правового регулирования, космической деятельности является специальный основной принцип космического права — нераспространение государственного суверенитета на космическое пространство и небесные тела, или другими словами — принцип свободы исследования и использования космического пространства.

В международном праве небесные тела и их природные ресурсы объявлены общим наследием человечества.

Подчеркивая общечеловеческое значение миссии, выполняемой космонавтами, Договор о космосе 1967 г. характеризует их как «посланцев человечества в космос», что налагает на них обязательства не заниматься деятельностью, несовместимой с интересами всего человечества и обязывает государства принимать все возможные меры для охраны их жизни и здоровья.

Развитие международного космического права происходит путем заключения международных договоров. Ниже приведем группу основных международных договоров, разработанных в ООН и ратифицированных значительным числом государств:

— Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г.

— Соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г.; > 80 участников.

— Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г.; 80 участников.

— Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1975 г.; 40 участников.

— Соглашение о деятельности государств на Луне и др. небесных телах 1979 г. (вступило в силу 11 июля 1984 г.; 8 участников).

В заключение следует обратить внимание на два важных обстоятельства рассматриваемой отрасли международного права:

а) объявленная свобода космоса не означает произвола в космосе. Свобода в космосе для всех государств в настоящем и будущем может быть реализована на практике только при строгом соблюдении определенных ограничений этой свободы «в соответствии с международным правом, включая Устав ООН».

б) Космическое пространство и небесные тела объявлены безъядерной зоной. Это означает, что согласно ст. IV Договора о космосе 1967 г., государства «обязуются не выводить на орбиту Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать оружие на небесных телах и не размещать такое оружие в космическом пространстве каким-либо иным образом».

С полным основанием можно утверждать, что народы мира все больше осознают значимость международного права. Человечество уверовало в гуманность, действенность и справедливость норм и принципов международного права.

Оглядываясь на пройденный человечеством путь более чем за 50 лет после окончания второй мировой войны, можно с уверенностью констатировать, что несмотря на сложность протекающих в мире процессов, третью мировую войну удалось предотвратить, а вернее, не допустить. И в этом главная заслуга Организации Объединенных Наций (ООН) и международного права, как регуляторов основных мировых процессов. .

Последнее десятилетие уходящего века объявлено Десятилетием международного права ООН, что дает повод надеяться на то, что грядущий век будет веком правового международного сообщества, веком всеобщего господства права. Международное право станет правом международного сообщества.

Хотелось бы очень верить, что все сказанное будет нормой и для России, которая должна стать не на словах, а на деле правовым государством. Чем быстрее ее граждане почувствуют на себе материальный критерий: нарушать или не выполнять законы - экономически не выгодно, тем быстрее Россия займет столь заветное место в ряду цивилизованных государств мира.