Новости
14.09.2024
Нормативные требования к обслуживанию газового оборудования ...
В настоящее время действует норма, согласно которой все газовые трубы в пределах одного дома все газовое оборудование в квартирах должна обслуживать ...

подробнее
13.09.2024
Отдельные аспекты обустройства и использования тротуаров
Для обустройства тротуаров могут быть применены различные материалы. Чаще всего используется традиционный асфальт. На старых, давно не ...

подробнее
05.08.2024
Каким бывает банкротство юридического лица
Не все бизнесы успешны. Есть случаи откровенно неудачных вложений средств, есть непредсказуемый рынок. Если причина неудачи появилась без содействия ...

подробнее
28.07.2024
Роль экспертизы в рассмотрении дел о ДТП
Активный городской трафик и высокие скорости наряду с неуверенным маневрированием на загородных трассах являются причинами ДТП. При рассмотрении ...

подробнее
18.04.2024
Юридические аспекты казначейского сопровождения ...
Государственный контракт предполагает достижение целей и решение задач, которые явно описаны внутри контракта. К целям и задачам привязано ...

подробнее
15.03.2024
Изменения нормативной базы использование дронов
Нормативная база относительно возможности использования дронов регулярно пересматривается. Связано это с бурным развитием техники в данном ...

подробнее

Экологическое право. Взаимодействие общества и природы

Анализ состояния экологической обстановки является начальным этапом знакомства с экологической деятельностью и ее участниками в Российской Федерации (РФ), способствует формированию активной позиции лиц, изучающих экологическое право, и подчеркивает значимость экологического права при осуществлении правовой реформы в России. Источниками официальной информации о состоянии окружающей природной среды (ОПС) являются государственные доклады.

Основными формами взаимодействия общества и природы являются: природопользование — использование полезных свойств природных ресурсов в целях удовлетворения экономических и духовных потребностей человека; охрана ОПС — сохранение от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения объектов ОПС; обеспечение экобезопасности, под которой понимается состояние защищенности жизненно-важных интересов объектов безопасности (личности, предприятия, территории, региона и т. д.) от угроз, возникающих от загрязненных вследствие антропогенной деятельности природных объектов и стихийных бедствий экологического характера. Приведенное определение соответствует Закону «О безопасности». Иногда под экобезопасностыо объекта понимают отсутствие у него свойств и характеристик, делающих его источником экоопасности для иных объектов. Указанное определение экобезопасности соответствует Закону «О защите прав потребителей».

Законом «Об охране окружающей природной среды» в качестве объектов охраны ОПС определены: естественные экосистемы; озоновый слой атмосферы; земля, ее недра; воды; животный и растительный мир; микроорганизмы; генетический фонд; заповедники; заказники; находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.

Правовое регулирование, обеспечение законности и правопорядка в сфере природопользования, охраны ОПС и экобезопасности, в том числе применение мер принуждения в целях защиты экологических прав граждан, а также экологические работы и услуги составляют содержание экологической деятельности.

Экодеятельность осуществляется на основе Концепции устойчивого развития России, реализуется в виде целевых экологических программ — федеральных, субъектов Федерации, муниципальных, территориальных и т.д. Участниками экодеятельности являются органы государственной власти и органы местного самоуправления (МСУ); хозяйствующие субъекты — природопользователи; финансовые посредники (социальные, экологические коммерческие банки, фонды, страховые организации и т.д.); общественные экоорганизации и экодвижения; образовательные и научно-исследовательские учреждения экологической ориентации. Компетенция участников установлена законодательством. Непосредственно взаимодействуют с окружающей природной средой хозяйствующие субъекты (предприятия-природопользователи), которые и являются основными ее загрязнителями.

Федеральными органам исполнительной власти, осуществляющими полномочия в сфере экодеятельности, являются министерства (природных ресурсов; сельского хозяйства и продовольствия; здравоохранения); государственные комитеты (по охране окружающей природной среды; земельным ресурсам и землеустройству); федеральные службы (по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; по геодезии и картографии; лесного хозяйства); федеральные надзоры (горный и промышленный; по ядерной и радиационной безопасности). Экологические функции осуществляют также МЧС, Минстрой, МВД, Минобороны, Государственный таможенный комитет. Федеральная пограничная служба, Госкомстатистики, Госкомстандарт.

В Государственной Думе РФ созданы комитеты по экологии, по природным ресурсам и природопользованию; в Совете Федерации — по аграрной политике; по науке, культуре, здравоохранению, образованию, экологии. Важная роль в экодеятельности принадлежит судам общей юрисдикции, арбитражным судам. Прокуратуре РФ (в частности, природоохранным прокуратурам).

Исключительная роль при осуществлении экодеятельности принадлежит экологическому праву. Предметом экоправа являются общественные отношения, имеющие волевой характер, складывающиеся по поводу объектов природы и их экологических связей; входящие в сферу действия эколого-правовых норм. Формы проявления экоправа: правовые идеи и доктрины, составляющие правовую концепцию взаимодействия общества и природы; нормы экоправа; правоотношения (права и обязанности участников экодеятельности).

Экологическое право — совокупность норм и правоотношений, регулирующих отношения в сфере взаимодействия общества и природы (при осуществлении экологической деятельности).

Объединение понятий отрасль права, наука и учебная дисциплина образует систему экологического права.

Принципы экологического права: использование и охрана ОПС как основы жизнедеятельности; государственное управление экологической деятельностью; целевое, рациональное, комплексное, устойчивое, платное, плановое экологопользование; приоритет мероприятий по охране природы и обеспечению экобезопасности; системный подход к обеспечению экобезопасности. Принципиальными в экологическом праве являются приоритеты: земель сельскохозяйственного назначения; вод питьевого и бытового назначения; использования недр для разработки полезных ископаемых; условий существования животных в состоянии естественной свободы; лесов защитного значения; обеспечения экобезопасности населения и территорий при осуществлении хозяйственной и иных видов деятельности.

Источники экологического права. Основополагающие нормы в области экологической деятельности закреплены в Конституции РФ. Вменяя в обязанность каждого гражданина охрану природы, окружающей среды и бережное отношение к природным богатствам (ст. 58), Конституция одновременно гарантирует право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экоправонарушениями (ст. 42). Природопользование, охрана ОПС, обеспечение экобезопасности, законодательство об охране ОПС, водное, лесное, о недрах отнесены к совместному ведению федерации и ее субъектов (ст. 72).

Важную роль в обеспечении нормального санитарного состояния ОПС и в охране здоровья граждан, в организации санитарного надзора в России играет Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополчии населения».

Общественные отношения в области охраны и рационального использования природных ресурсов регулируются Земельным кодексом РСФСР, Лесным кодексом РФ. Водным кодексом РФ, законами «О недрах», «О континентальном шельфе РФ», «О соглашениях о разделе продукции», «О животном мире». «Об особо охраняемых природных территориях», «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», «Об охране атмосферного воздуха».

Федеральный закон «Об экологической экспертизе» регулирует комплекс вопросов, связанных с назначением и проведением экологических экспертиз.

Общественные отношения в области обеспечения экобезопасности регулируются законами «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О радиационной безопасности населения». «Об использовании атомной энергии».

Эколого-правовые нормы имеются в Гражданском кодексе РФ, в законах «О защите прав потребителей», «О безопасности». «Об обороне», в страховом, жилищном, налоговом законодательствах.

Особое место в формировании экологического законодательства занимают постановления Правительства РФ, положения, инструкции, государственные стандарты, санитарные правила и нормы, методические рекомендации по определению вредных токсических веществ и их концентраций в атмосфере, водных объектах, причиненного вреда и другие.

Руководящие постановления Пленума Верховного суда РФ и Президиума Высшего Арбитражного суда РФ, принимаемые по результатам анализа судебной деятельности, также относятся к источникам экологического законодательства, хотя и не содержат новых юридических норм.