Новости
14.09.2024
Нормативные требования к обслуживанию газового оборудования ...
В настоящее время действует норма, согласно которой все газовые трубы в пределах одного дома все газовое оборудование в квартирах должна обслуживать ...

подробнее
13.09.2024
Отдельные аспекты обустройства и использования тротуаров
Для обустройства тротуаров могут быть применены различные материалы. Чаще всего используется традиционный асфальт. На старых, давно не ...

подробнее
05.08.2024
Каким бывает банкротство юридического лица
Не все бизнесы успешны. Есть случаи откровенно неудачных вложений средств, есть непредсказуемый рынок. Если причина неудачи появилась без содействия ...

подробнее
28.07.2024
Роль экспертизы в рассмотрении дел о ДТП
Активный городской трафик и высокие скорости наряду с неуверенным маневрированием на загородных трассах являются причинами ДТП. При рассмотрении ...

подробнее
18.04.2024
Юридические аспекты казначейского сопровождения ...
Государственный контракт предполагает достижение целей и решение задач, которые явно описаны внутри контракта. К целям и задачам привязано ...

подробнее
15.03.2024
Изменения нормативной базы использование дронов
Нормативная база относительно возможности использования дронов регулярно пересматривается. Связано это с бурным развитием техники в данном ...

подробнее

Образовательное право. Управление образованием

В системе образования исторически сложилась достаточно стройная система управления, структура и функции которой регламентируются законом об образовании и другими нормативными актами.

Структура управления российским образованием включает следующие органы.

Федеральные центральные государственные органы законодательной и исполнительной власти, включая Министерство общего и профессионального образования и подчиненные ему структуры.

Федеральные ведомственные органы управления образованием, т.е. управления, отделы и иные подразделения в составе министерств и ведомств.

К ведению федеральных органов относится: формирование и осуществление федеральной политики в области образования; установление национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов, правовое регулирование отношений в области образования, разработка и реализация федеральных и международных программ развития образования в России и содействие организации образования на языках народов Российской Федерации в иных государствах и др.

Государственные органы управления образованием субъектов Российской федерации: министерства, комитеты, главные управления, управления и иные подразделения. В ведении субъектов Федерации находятся: определение и осуществление политики в области образования, не противоречащей политике РФ в области образования, законодательство в области образования; определение особенностей создания и финансирования образовательных учреждений; подкрепление государственных гарантий доступности и обязательности основного общего образования финансированием из местного бюджета.

Местные (муниципальные) органы управления образованием создаются решением соответствующих органов местного самоуправления и отвечают за реализацию права граждан на получение обязательного основного общего образования.

Органам управления образованием подконтрольны подведомственные им образовательные учреждения. В случае нарушения учреждением законодательства в области образования или своего устава органы управления вправе своим предписанием приостановить в этой части деятельность учреждения до решения суда.

Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок их выборов и компетенция определяются уставом.

Непосредственное управление осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель (администратор). Руководитель может быть:

а) избран коллективом образовательного учреждения;

б) избран коллективом при предварительном согласовании кандидатуры (кандидатур) с учредителем;

в) избран коллективом с последующим утверждением учредителем;

г) назначен учредителем с представлением совету учреждения права вето;

д) назначен учредителем;

е) нанят учредителем,

В гражданском образовательном учреждении высшего образования назначение ректоров не допускается. Разграничение полномочий между советом и руководителем учреждения определяется его Уставом. Руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений совмещение их должностей с другими руководящими должностями, кроме научного и научно-методического руководства, не разрешается. Должностные обязанности руководителей государственных и муниципальных образовательных учреждений не могут исполняться по совместительству.

Руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет непосредственно его учредитель или по его поручению попечительский совет, формируемый учредителем. Учредитель определяет правомочия попечительского совета, схему внутреннего управления учреждением, процедуру назначения (выборов) и полномочия руководителя по согласованию с педагогическим коллективом. Все это фиксируется в уставе учреждения. Компетенция образовательного учреждения в целом включает:

— материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса;

— привлечение дополнительных источников финансовых и материальных средств;

— предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;

— подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации;

— организация и совершенствование методического обеспечения образовательного процесса;

— разработка и утверждение образовательных программ, учебных планов, рабочих программ учебных курсов и дисциплин, а по согласованию с органами местного самоуправления — годовых календарных учебных графиков;

— установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей,

— установление ставок заработной платы, должностных окладов, надбавок и доплат работникам образовательного учреждения в пределах собственных средств и с учетом установленных ограничений;

— разработка и принятие устава образовательного учреждения, правил внутреннего распорядка и иных локальных актов;

— формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной в лицензии квоты;

— осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом, лицензией и свидетельством о государственной аккредитации,

— текущий контроль и промежуточная аттестация обучающихся;

— контроль за своевременным предоставлением обучающимся, воспитанникам льгот, предусмотренных законодательством и актами самоуправления;

— обеспечение в учреждениях интернатного типа условий не ниже нормативных;

— создание условий для организации общественного питания и медицинского обслуживания обучающихся, воспитанников и сотрудников;

— содействие деятельности учительских (педагогических) организаций (объединений) и методических объединений;

— координация деятельности общественных организаций, не запрещенной законом;

— осуществление иной деятельности, не запрещенной законом и предусмотренной Уставом образовательного учреждения.

Создается образовательное учреждение учредителем по собственной инициативе и регистрируется уполномоченным органом в законодательном порядке. В регистрации учреждения не может быть отказано по мотивам нецелесообразности. Отказ может быть обжалован в суде. Исковое заявление подлежит рассмотрению в месячный срок. Для регистрации учредитель представляет заявление, решение учредителя о создании учреждения или договор учредителей, устав образовательного учреждения и документ об уплате государственной пошлины.

Право юридического лица у образовательного учреждения возникает с момента его регистрации. Право на ведение образовательной деятельности и установленные законом льготы — с момента выдачи лицензии (разрешения). Лицензия выдается на основании заключения экспертной комиссии. Предметом экспертизы является соответствие условий образовательного процесса установленным нормам и требованиям: строительным, санитарным и гигиеническим, охраны труда, здоровья, оборудования, образования педагогических работников и укомплектованности штатов. Содержание, организация и методика образовательного процесса предметом экспертизы не являются. Затраты на экспертизу оплачивает учредитель.

В лицензии фиксируются контрольные нормативы, предельная численность контингента обучающихся и срок действия лицензии. Отрицательный вывод экспертизы может быть обжалован в суде. В случае нарушений условий лицензии она подлежит изъятию. Возобновление лицензии — в том же порядке, что и получение.

Права образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования, на пользование гербовой печатью и на включение в систему централизованного финансирования возникают с момента их государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации. Свидетельство о государственной аккредитации образовательного учреждения подтверждает: а) его государственный статус, б) уровень реализуемых образовательных программ, в) соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов, г) право на выдачу выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне образования.

Свидетельство, выдаваемое дошкольным образовательным учреждением, подтверждает его государственный статус, уровень реализуемых образовательных программ, категорию учреждения.

Аккредитация проводится на основании заявления образовательного учреждения и заключения по его аттестации.

Аттестация образовательного учреждения также проводится по его заявлению один раз в пять лет. Затраты также оплачиваются образовательным учреждением.

Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов. Условием аттестации являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трех последовательных лет.

Первая аттестация вновь созданного образовательного учреждения может проводиться по его заявлению после первого выпуска обучавшихся, но не ранее, чем через три года после получения лицензии при условии положительных результатов итоговой аттестации не менее, чем половины его выпускников.

Первая аттестация вновь созданного образовательного учреждения начального, основного и среднего (полного) общего образования может проводиться поэтапно, по ступеням образования.

Аттестационное заключение может быть обжаловано в суд только в части процедуры аттестации. Образовательное учреждение вправе потребовать повторной аттестации не ранее, чем через 12 месяцев с момента отказа ему в государственной аккредитации. По результатам аттестации образовательное учреждение может быть лишено государственной аккредитации.

Государственная аттестационная служба может направить образовательному учреждению, имеющему государственную аккредитацию, рекламацию на качество образования, на несоответствие образования требованиям соответствующего государственного стандарта. Основанием для рассмотрения высшим органом государственной аттестационной службы вопроса о направлении указанной рекламации являются:

применительно к общеобразовательным учреждениям:

— решение общего собрания родителей, законных представителей обучающихся образовательного учреждения;

— социальное представление отделения государственной аттестационной службы по месту нахождения учреждения;

применительно к профессиональному образовательному учреждению:

— решение общего собрания обучающихся образовательных учреждений;

— официальное представление государственной службы занятости населения.

Повторная в течение двух лет рекламация автоматически влечет за собой лишение образовательного учреждения его государственной аккредитации. Возобновление аккредитации осуществляется в том же порядке, что и ее получение.