Новости
29.11.2024
Услуги веб-разработки и программирования
В современном мире наличие качественного веб-сайта является неотъемлемой частью успешного бизнеса. Услуги веб-разработчика становятся основой для ...

подробнее
14.09.2024
Нормативные требования к обслуживанию газового оборудования ...
В настоящее время действует норма, согласно которой все газовые трубы в пределах одного дома все газовое оборудование в квартирах должна обслуживать ...

подробнее
13.09.2024
Отдельные аспекты обустройства и использования тротуаров
Для обустройства тротуаров могут быть применены различные материалы. Чаще всего используется традиционный асфальт. На старых, давно не ...

подробнее
05.08.2024
Каким бывает банкротство юридического лица
Не все бизнесы успешны. Есть случаи откровенно неудачных вложений средств, есть непредсказуемый рынок. Если причина неудачи появилась без содействия ...

подробнее
28.07.2024
Роль экспертизы в рассмотрении дел о ДТП
Активный городской трафик и высокие скорости наряду с неуверенным маневрированием на загородных трассах являются причинами ДТП. При рассмотрении ...

подробнее
18.04.2024
Юридические аспекты казначейского сопровождения ...
Государственный контракт предполагает достижение целей и решение задач, которые явно описаны внутри контракта. К целям и задачам привязано ...

подробнее

Право социального обеспечения. Источники права социального обеспечения

Источники права социального обеспечения могут классифицироваться по различным критериям: по сфере действия, по кругу субъектов, по сроку действия и другим. Наибольшее практическое значение имеет классификация источников права социального обеспечения по их юридической силе и органам, которые их принимают.

Согласно ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. К этой группе источников права социального обеспечения следует отнести нормы Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина; Всеобщей декларации прав человека (1948 г.); нормы ряда Конвенций и Рекомендации МОТ, например: Конвенции МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (1952 г.); Конвенции МОТ № 128 «О пособиях по инвалидности, старости и на случай потери кормильца» (1967 г.) и др.; Рекомендации МОТ № 43 «Об общих принципах страхования по инвалидности, старости и на случай потери кормильца» (1933 г.); нормы соглашений стран СНГ по вопросам социального обеспечения, например: Соглашение государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г.; Соглашения о взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих от 15 апреля 1994 г. и др.).

Особое место среди источников права социального обеспечения занимает Конституция Российской Федерации. Ст. 18 Конституции РФ закрепляет положение о том, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления. Конституция закрепляет правовой статус (положение) граждан в сфере социального обеспечения) (см. ст.ст. 7, 33, 37, 38, 39, 41, 45, 46, 53 и др.

К источникам права социального обеспечения относятся также нормы Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. Они закрепляют право граждан на охрану здоровья (беременных женщин, женщин-матерей, несовершеннолетних, инвалидов и т.п.) и гарантии этих прав. Особое место при этом занимает право граждан на бесплатное получение различных видов медико-социальной помощи, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами.

Среди источников права социального обеспечения важное место занимают законы Российской Федерации. До настоящего времени отсутствует единый кодифицированный правовой акт, закрепляющий права граждан в области социального обеспечения. Такие права закреплены в различных российских законах, регулирующих пенсионное обеспечение, обеспечение пособиями, предоставление различного вида социальных услуг, например: Законе РФ от 20 ноября 1990 г.» О государственных пенсиях в Российской Федерации» с изм. и доп.; Федеральном законе от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»; Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Федеральном законе от 12 января 1996 г. «О погребении и похоронном деле»; Федеральном законе от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и других законах.

Указы Президента РФ также выполняют роль источников права социального обеспечения, так как ими регулируются многие вопросы, относящиеся к данной сфере. В последнее время приняты Указы Президента РФ, которые устанавливают различные социальные гарантии лицам, находившимся на государственной службе (должности); меры по социальной поддержке граждан, потерявших работу и признанных безработными; меры по социальной поддержке многодетных семей; социальные льготы несовершеннолетним — бывшим узникам концлагерей; повышенные размеры компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, и другие вопросы социальной защиты населения Российской Федерации.

Среди источников права социального обеспечения следует выделить Постановления Правительства РФ. В качестве источников права они устанавливают порядок и условия применения норм законов о пенсионном обеспечении граждан, об обеспечении граждан пособиями, устанавливают дополнительные меры по социальной защите различных групп обеспечиваемых. К таким источникам права относятся, например: Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994г. «Об утверждении Положения о порядке назначении и выплаты пенсий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений Прокуратуры РФ и их семьям»; Постановление Правительства РФ от 01 сентября 1995 г. «О утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей»; Постановление Правительства РФ от 13 августа 1996 г. «О порядке признания граждан инвалидами» и целый ряд других.

Нормативные акты министерств и ведомств также могут выступать в роли источников права социального обеспечения. На основании норм таких актов гражданам производятся некоторые социальные выплаты или предоставляются социальные услуги. К их числу следует отнести, например, Положение о порядке и условиях предоставления компенсационных выплат работникам, находящимся в отпусках без сохранения заработной платы в связи с временным вынужденным прекращением работы организации, утв. приказом Федеральной службы занятости России от 06 марта 1995 г.; Порядок выплаты единовременного денежного пособия вынужденным переселенцами беженцам, утв. приказом федеральной миграционной службы от 01 ноября 1993 г.; Положение о порядке назначения и выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой и попечительством, утв. приказом Минобразования РФ от 16 февраля 1993 г. Кроме того, к этой группе источников права относятся и такие акты как, например, Инструкция министерства юстиции РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ «О порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям, пребывающим в отставке, и бывшим судьям, находящимся на пенсии»; Инструкция «О порядке обеспечения населения протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения и средствами, облегчающими жизнь инвалидов», утв. приказом Минсоцзащиты населения РСФСР от 15 февраля 1991 г. и другие акты министерств и ведомств.

В условиях формирования рыночной экономики локальные акты как источники права социального обеспечения приобретают важное значение. Предусматривая дополнительные к федеральным меры социальной поддержки граждан, они существенно повышают их социальную защиту на уровне региона, муниципальном уровне, на уровне каждого конкретного предприятия. В числе таких источников права необходимо выделить нормы коллективных договоров, которые заключаются в соответствии с Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г. К данной группе источников права могут также относиться нормы территориальных соглашений, актов субъектов федерации и органов муниципальной власти, касающиеся вопросов социальной защиты граждан.