Административное право. Граждане как субъект административного праваПод субъектами административного права понимаются участники общественных отношений, наделенные правами и обязанностями в сфере государственного управления, осуществления задач и функций исполнительной власти. Они подразделяются на два вида: индивидуальные субъекты (граждане) и коллективные субъекты (организации), которые в свою очередь делятся на определенные группы — граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, органы исполнительной власти, другие государственные органы, негосударственные организации, общественные объединения, реализующие свои права и обязанности в сфере государственного управления. В соответствии с Конституцией Российской Федерации на первый план среди субъектов административного права выдвинуты граждане. «Человек, его права и свободы,— гласит от. 2 Конституции,— являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Административно-правовой статус граждан Российской Федерации, представляющий комплекс их прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права, а также правовые гарантии реализации этих прав и обязанностей, установлен Конституцией Российской Федерации, Законом РСФСР от 28 ноября 1991 года «О гражданстве РСФСР», другими законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов. Конституция Российской Федерации определяет, что в нашей стране признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (статьи 17, 62 Конституции). Среди международных правовых актов, нормы которых восприняты законодательством Российской Федерации, следует выделить Всеобщую декларацию прав человека, принятую резолюцией 217А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года, Международный пакт от 16 декабря 1966 года «О гражданских и политических правах». Наряду с нормами Конституции Российской Федерации и соответствующими международными правовыми актами, составляющими основу административно-правового статуса граждан, их права и обязанности в сфере государственного управления, а также гарантии их реализации устанавливаются законодательными актами и нормативными правовыми актами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов. Граждане как субъекты административного права вступают в конкретные административно-правовые отношения при наличии следующих условий и оснований: — реализации гражданами предоставленных им по закону прав в сфере управления; — выполнения возложенных на граждан обязанностей в сфере управления; — нарушения гражданами своих правовых обязанностей в этой сфере; — нарушения органами исполнительной власти или их должностными лицами прав и законных интересов граждан. Для реализации предоставленных прав и выполнения возложенных обязанностей граждане должны обладать административной правосубъектностью, включающей в себя административную правоспособность и административную дееспособность. Административная правоспособность — это способность гражданина быть субъектом административного права, т.е. иметь права и обязанности в сфере управления. Правоспособность наступает у граждан с момента рождения и прекращаются с их смертью. Объем и содержание административной правоспособности определяется соответствующими правовыми нормами. Административная дееспособность — это способность гражданина своими действиями осуществлять предоставленные права, выполнять установленные обязанности и нести юридическую ответственность за неправомерные действия. Дееспособность наступает с достижением гражданином определенного возраста. Различают: частичную административную дееспособность учащихся школьного возраста; дееспособность граждан, достигших 16-летнего возраста, нести юридическую ответственность за совершение административных правонарушений; полную дееспособность граждан, достигших 18-летнего возраста. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления, подразделяющиеся на общие и специальные, производны от основных прав, свобод и обязанностей граждан, закрепленных в Конституции Российской Федерации. Конституционные права и обязанности граждан, реализуемые в сфере государственного управления, детализируются и развиваются в нормах административного права. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что не все права и обязанности человека и гражданина производны от его конституционного правового статуса. Особенно это относится к законодательным и иным нормативным правовым актам, определяющим правовое положение гражданина, его права и обязанности в конкретной отрасли (сфере) государственного управления. Например, такими правовыми актами являются: Федеральные законы от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения»; от 21 декабря 1994 г. «О пожарной безопасности»; Правила дорожного движения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090; Правила пожарной безопасности в РФ, утвержденные приказом МВД России от 14 декабря 1993 г. № 536 и другие. Значительное место в регулировании административно-правового статуса граждан занимают нормы законодательства об административных правонарушениях, имеющего своей задачей охрану общественного строя Российской Федерации, собственности, социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, а также прав и законных интересов предприятий, учреждений и организаций, установленного порядка управления, государственного и общественного порядка, укрепление законности, предупреждение правонарушений, воспитание граждан в духе точного и неуклонного соблюдения Конституции Российской Федерации, уважения к правам, чести и достоинству других граждан, добросовестного выполнения своих обязанностей (ст. I КоАП РСФСР). Анализ норм права, устанавливающих административно-правовой статус граждан, показывает, что наиболее значительный объем предоставленных гражданам прав и возложенных на них обязанностей реализуется ими во взаимоотношениях с органами исполнительной власти, т. е. в сфере государственного управления. Права граждан в сфера управления: — право на участие в государственном управлении. Ст. 32 Конституции РФ устанавливает, что граждане Российской Феде рации имеют право: участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме; — право на поступление на государственную службу. Конституционная норма о том, что граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе, получила конкретизацию в федеральном законе от 5 июля 1995 года «Об основах государственной службы в Российской Федерации»; — право на объединение, включая право на создание профессиональных союзов для защиты своих интересов. Это конституционное право граждан детализировано в федеральных за конах от 14 апреля 1995 гола «Об общественных объединениях», от 8 декабря 1995 года «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»; — право обращаться лично, а также вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе; — право на обжалование действий и решений органов управления и должностных лиц; — право на охрану здоровья и образование, закрепленное статьями 41, 43 Конституции Российской Федерации, законодательными и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов; — право на изменение имени и фамилии. Это право имеют граждане, достигшие 18-летнего возраста, Решение в установлен ном порядке принимаются органами загса по инициативе гражданина; — право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, реализуемое в установленном порядке на основе статей 22, 23 Конституции Российской Федерации; — право проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, реализуемое на основе ст. 31 Конституции Российской Федерации в порядке, установленном Указом Президента РФ от 25 мая 1992 года «О порядке организации и проведения собраний и митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования»; — право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, реализуемое на основе ст. 27 Конституции Российской Федерации и федерального закона от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места прибывания и места жительства в пределах Российской Федерации» в порядке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Приведенный выше перечень прав граждан в сфере управления включает права, которые реализуются преимущественно на основе норм административного права органами исполнительной власти, Однако этот перечень не является исчерпывающим. Граждане имеют и другие права, например, право на приобретение оружия, входящие в содержание их административно-правового статуса. Предоставленные гражданам права в сфере управления неразрывно связаны с возлагаемыми на них обязанностями. Так, осуществление гражданином права на приобретение оружия обязывает его получить лицензию и зарегистрировать оружие в органе внутренних дел по месту жительства. Общая обязанность всех граждан Российской Федерации состоит в обязанности соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ст. 15 Конституции) и детализируется в многочисленных нормативных правовых актах применительно к отдельным сферам и отраслям управления. Конституционные нормы устанавливают такие обязанности граждан, как: платить законно установленные налоги и сборы; сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природным богатствам; защищать Отечество. Конституционная обязанность граждан соблюдать законы включает соблюдение ими административно-правовых норм, устанавливающих соответствующие правила, нормативы, требования в различных сферах управления, отраслях промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, социального обслуживания населения и административно-политической деятельности. Большинство обязанностей граждан в сфере государственного управления осуществляется ими без вступления в конкретные административно-правовые отношения и характеризует их законопослушное поведение. Это относится к соблюдению общеобязательных правил дорожного движения, пожарной безопасности и других. При этом граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц органов исполнительной власти, на которые возложен контроль и надзор за соблюдением действующих правил. В установленных законодательством случаях обязанности граждан в сфере управления выражаются в необходимости совершения определенных регистрационных действий, получения разрешений или лицензий на занятие определенным видом деятельности, приобретение оружия. При осуществлении этих обязанностей граждане вступают в административно-правовые отношения с соответствующими органами исполнительной власти. Нарушение установленных общеобязательных правил, невыполнение законных требований должностных лиц по их соблюдению может повлечь за собой применение мер административного воздействия к виновным лицам. Для обеспечения прав и свобод граждан в сфере государственного управления в государстве устанавливаются юридические гарантии, имеющие цель поставить органы исполнительной власти и ее должностных лиц в строго определенные юридические рамки, предотвратить произвольное использование власти. К юридическим гарантиям прав граждан относятся: — закрепление в Конституции Российской Федерации законодательных и других нормативных правовых актах прав и свобод граждан в сфере управления; — установление в законодательстве Российской Федерации ответственности органов управления и должностных лиц за на рушение прав и законных интересов граждан; — предоставление гражданам законодательством Российской Федерации права на обжалование незаконных действий органов управления и должностных лиц и на возмещение ущерба, при чиненного их незаконными действиями при исполнении служебных обязанностей; — осуществление прокурорского надзора и контрольно-надзорной деятельности по обеспечению прав граждан уполномоченных на это органов исполнительной власти. |