Новости
05.02.17
Закон и мораль в разрешении семейных споров
Закон охраняет семейные ценности и традиции, формирует ответственности сторон семейных взаимоотношений, защищает права и интересы каждого члена конкретной ячейки общества.


подробнее
30.01.17
Вниманию собственников нежилых помещений!!!
Юридическая Компания "АМПАРО" приглашает собственников нежилых помещений и арендодателей к взаимовыгодному сотрудничеству на постоянной основе.


подробнее
27.01.17
Вниманию клиентов Компании и посетителей сайта!!!
Обращаем внимание всех клиентов Компании и посетителей сайта, что телефоны Юридической Компании "АМПАРО" изменились. Актуальную информацию можно найти в разделе "Контакты".
подробнее

Италия. Крах фашистского режима. Установление и развитие республики

Вторая мировая война, в которую Италия вступила на стороне гитлеровской Германии 10 июня 1940 г., принесла новые бедствия для итальянского народа. Обнажилась несогласованность между захватническими амбициями Италии и финансовыми и экономическими возможностями страны. Поражение фашистов под Сталинградом и в Северной Африке, а также высадка в 1943 г. англо-американских войск в Сицилии привели к тому, что Италия была вынуждена защищать уже свою территорию. В стране начали проходить массовые забастовки под экономическими и политическими лозунгами.

В этой сложной обстановке в целях предотвращения революционного выступления народа крупная итальянская буржуазия, генералитет и часть руководителей фашистской партии смогли договориться с королем об устранении Муссолини от власти и его аресте. По указанию короля 25 июля 1943 г. было сформировано новое правительство во главе с маршалом Бадальо, а в начале сентября Италия капитулировала. На основании соглашения о капитуляции на территории Италии высадились войска США и Англии. Немцам удалось при помощи своего десанта освободить Муссолини, после чего Гитлер назначил его главой правительства в оккупированной части Италии.

В течение осени 1943 - весны 1945 г. против германских оккупантов боролись отряды сопротивления, возглавляемые созданным по инициативе коммунистов Комитетом национального освобождения. В него входили представители различных партий. 25 апреля 1945 г. на Севере Италии вспыхнуло вооруженное восстание, вследствие которого страна была освобождена от гитлеровских захватчиков. Было создано Временное правительство -совет министров, обладавшее исполнительными и законодательными полномочиями. Король под напором новой власти отрекся от престола.

Победа Советского Союза над гитлеровской Германией привела и к падению режима фашистской диктатуры в Италии.

Переход к республике. После войны и освобождения от фашисткой диктатуры перед народом Италии актуальным стал вопрос о государственном устройстве страны. 2 июня 1946 г. был проведен референдум, в ходе которого народ высказался за установление республики. Сторонники монархии оказались в меньшинстве. 18 июля 1946 г. Италия была провозглашена республикой. Одновременно с референдумом проходили выборы в Учредительное собрание, которые были проведены на основании утвержденного правительством 20 марта 1946 г. закона «Об Учредительном собрании». Большинство мест в Учредительном собрании получили христианские демократы - 35%, их лидер и стал премьер-министром. Социалисты получили 21%, коммунисты- 19%, остальные места заняли крайне правые группировки.

Конституция 1947 г. Учредительное собрание большинством голосов (453 против 62) 22 декабря 1947 г. утвердило Конституцию Итальянской республики, вступившую в силу с 1 января 1948 г.

Статья 1 Конституции провозглашает Италию демократической республикой, основанной на труде, и устанавливает, что суверенитет принадлежит народу.

Конституция торжественно провозглашает, что Италия отвергает войну как посягательство на свободу других народов и как средство решения международных споров.

Конституцией продекларированы широкие демократические права: право на труд, на вознаграждение, пропорциональное количеству и качеству затраченного труда, право на еженедельный отдых и на ежегодный оплачиваемый отпуск, каждому нетрудоспособному - право на социальную поддержку. В ней говорится о равенстве прав женщин и мужчин. Кроме того, предусматривается свобода организации профсоюзов, право на стачку. Конституция гарантирует свободу слова, печати, организаций, митингов и демонстраций, неприкосновенность личности и жилища и др. В Конституции указано также на равенство всех перед законом.

Институтами непосредственной демократии в стране являются референдум, «народное вето», народная законодательная инициатива.

Высшая законодательная власть в стране принадлежит двухпалатному парламенту. Нижняя палата - Палата депутатов - избирается всеобщими и прямыми выборами сроком на пять лет. Сенат избирается по областям сроком на шесть лет. Палаты имеют равные права в области законодательства и контроля над правительством. Парламент издает законы, объявляет состояние войны и мира, ратифицирует международные договоры, утверждает бюджет, участвует в формировании важных органов государственной власти. Для отставки правительства достаточно вотума недоверия, вынесенного одной из палат парламента.

Главой государства является президент, избираемый тайным голосованием на совместном заседании обеих палат парламента с участием представителей от областей. Срок его полномочий семь лет. Полномочия президента довольно широки. Он назначает выборы парламента, может распустить парламент или одну из его палат досрочно, а также имеет право отлагательного вето в отношении принятых парламентом законов. Президент назначает на высшие государственные должности, является верховным главнокомандующим вооруженных сил, обладает правом помилования и др. Акты президента требуют обязательной контрассигнации со стороны премьер-министра.

Правительство - Совет министров осуществляет исполнительные полномочия. Оно ответственно перед парламентом. Президент назначает председателя Совета министров, а по его предложению - министров. После этого вновь сформированное правительство должно получить доверие обеих палат. Правительству может быть делегировано со стороны парламента осуществление законодательной функции, но с определенными ограничениями и в чрезвычайных обстоятельствах.

Вся судебная система Италии возглавляется Высшим советом магистратуры под председательством президента республики.

В низовом звене судебной системы действуют консилиаторы (мировые судьи, букв. - советчики), которые рассматривают малозначительные гражданские дела. Далее следует претура - суд претора. Претор рассматривает апелляции на решения консилиаторов и разрешает гражданские дела с относительно небольшой ценой иска, дела о трудовых конфликтах и спорах по вопросам социального обеспечения. Он также рассматривает уголовные дела, по которым грозит наказание в виде лишения свободы на срок не более трех лет.

Апелляции на решения преторов рассматриваются в трибуналах, которые, кроме того, являются судами первой инстанции по широкому кругу дел.

Апелляционной инстанцией для трибуналов и высшей судебной инстанцией в округе являются апелляционные суды. Они имеют отделения по гражданским, уголовным, трудовым делам, следственное отделение.

В судебном округе создаются один или несколько судов ассизов и апелляционных судов ассизов. Суды ассизов рассматривают дела о совершении тяжких преступлений, специально указанных в законе. Всего в Италии 100 судов ассизов по первой и 36 - по апелляционной инстанции.

Возглавляет систему судов общей юрисдикции Кассационный суд, включающий около 300 магистратов. Он обеспечивает единство судебной практики и разрешает споры о компетенции между судами.

Высшая инстанция административной юстиции - Государственный совет. Эту функцию выполняют три его отделения с судебными полномочиями. Общее собрание Совета может формулировать правовые принципы для деятельности административных трибуналов.

Юрисдикция военных трибуналов в мирное время распространяется только на военные преступления, совершаемые лицами, входящими в состав вооруженных сил.

Конституционному суду подсудны споры о конституционности законов и имеющих силу закона актов государства и областей; конфликты между властями государства, между властями государства и областей; обвинения против президента Итальянской Республики, выдвинутые в соответствии с нормами Конституции.

Конституционный суд принимает решения о правомерности проведения референдумов, касающихся отмены законов.

Конституция (ст. 5) гласит, что республика едина и неделима, но признает и поощряет местную автономию.

Республика делится на области, провинции и коммуны. Все эти политико-административные единицы в той или иной мере обладают автономией.

Согласно закону 1990 г. провинции и коммуны должны иметь следующие органы: совет, джунту как исполнительный орган власти, главу исполнительной власти - мэра в коммунах и председателя в провинциях.

Реальным весом в политической жизни Италии обладает католическая церковь. Согласно ст. 7 Конституции государство и католическая церковь применительно к своему собственному устройству независимы и суверенны. Отношения между ними регулируются Латеранскими соглашениями. Эти соглашения были заключены в 1929 г. и новеллизированы Конкордатом 1984 г. Значение католической церкви усиливается тем обстоятельством, что 90% населения Италии исповедуют католицизм. В организационном плане римско-католическая церковь разделена в Италии на 59 архиепископств.

Конституция (ч. 2 ст. 8) признает за некатолическими конфессиями право создавать свои организации согласно собственным уставам, если они не противоречат итальянскому правопорядку. В общественной жизни страны важное место занимают политические партии. Самыми массовыми из них длительное время являлись Христианско-демократическая партия (ХДП) и Итальянская коммунистическая партия (ИКП).

Основанная в 1943 г. ХДП пользуется поддержкой католической церкви и внутренне никогда не была единой. В ее составе всегда существовали левые, правые и центристские группировки.

ИКП опиралась главным образом на рабочих (особенно на промышленных), под ее влиянием находился и крупнейший профсоюз страны. Всеобщая итальянская конфедерация труда (ВИКТ). ИКП прекратила свое существование в 1991 г., когда на ее основе была создана Демократическая партия левых сил (ДПЛС), взявшая вскоре курс на традиционные идеалы социал-демократии. Часть делегатов последнего съезда ИКП, которые не могли поступиться прежними коммунистическими принципами, организовали Партию коммунистического преобразования. В последние годы в ответ на резкую активизацию правых сил (включая ХДП) эти две партии создали широкую коалицию левоцентристских сил.

Основанная в 1892 г. Итальянская социалистическая партия (ИСП) опирается на средние слои населения. Выступает за гражданские права населения, за свободу и социальную справедливость.

Итальянская социал-демократическая партия (ИСДП), образованная в 1969 г., занимает более правые позиции и тесно сотрудничает с ХДП. Обе названные партии входят в Социалистический интернационал.

Еще правее находится образованная в 1991 г. Северная лига, выступающая за отделение, а точнее, за отбрасывание слаборазвитого Юга, за передачу ресурсов страны под контроль областных правительств.

Наличие противоречий во взглядах разных партий влечет за собой разногласия и в создаваемых ими коалициях. И как показала история, это приводило к частым правительственным кризисам и даже к досрочным выборам в парламент (1972 г.).

По результатам парламентских выборов, проведенных в 1996 г., итальянское правительство сформировал лидер левоцентристского блока «Оливковая ветвь».