Новости
05.02.17
Закон и мораль в разрешении семейных споров
Закон охраняет семейные ценности и традиции, формирует ответственности сторон семейных взаимоотношений, защищает права и интересы каждого члена конкретной ячейки общества.


подробнее
30.01.17
Вниманию собственников нежилых помещений!!!
Юридическая Компания "АМПАРО" приглашает собственников нежилых помещений и арендодателей к взаимовыгодному сотрудничеству на постоянной основе.


подробнее
27.01.17
Вниманию клиентов Компании и посетителей сайта!!!
Обращаем внимание всех клиентов Компании и посетителей сайта, что телефоны Юридической Компании "АМПАРО" изменились. Актуальную информацию можно найти в разделе "Контакты".
подробнее

Федеративная Республика Германия

Потсдамская конференция. После капитуляции фашистского государства союзники по четырехстороннему соглашению от 5 июня 1945 г. приняли декларацию о поражении Германии и об организации нового порядка управления. Страна была разделена на четыре оккупационные зоны, которые находились под административным контролем Великобритании, США, СССР и Франции. Берлин подлежал совместному управлению. В каждой зоне устанавливалось правление губернаторов. Для решения общих вопросов был создан Союзный контрольный Совет (СКС), состоявший из главнокомандующих войсками четырех оккупационных зон. Решения в нем должны были приниматься только единогласно. Подготовкой вопросов, выносимых на рассмотрение СКС, должен был заниматься Совет министров иностранных дел. Но самые важные принципы послевоенного устройства Германии были определены на Потсдамской конференции (июль-август 1945 . г.) государств-союзников СССР, США и Великобритании. Таки-, ми принципами явились демилитаризация (полное упразднение, вооруженных сил, военных учреждений и организаций), декартелизация (ликвидация концентрации капитала в виде картелей, трестов и др.), денацификация (уничтожение фашистской партии и ее учреждений) и демократизация Германии. Все эти принципы . необходимо было претворить в жизнь путем активной работы СКС. Но западные державы сорвали в своих зонах выполнение согласованных решений, основанных на данных принципах. Они саботировали роспуск немецких военных и полувоенных формирований. В экономике Западной Германии продолжали действовать монополии. В начале 1948 г. была прекращена денацификация, множество бывших активных фашистов осталось на своих постах в различных сферах деятельности.

В нарушение Потсдамской конференции США и Великобритания произвели в 1946 г. экономическое объединение своих зон, создав «Бизонию», к которой в 1948 г. присоединилась французская зона. Была образована «Тризония». Еще в «Бизонии» начинают создаваться объединенные органы власти и управления. В мае 1947 г. возник Экономический совет, принимавший решения по финансово-экономическим вопросам, оформляется Совет земель как вторая правительственная палата, а также Верховный суд. Функции центральной администрации выполнял Административный совет, отвечавший перед Экономическим советом и Советом земель.

В рамках «Плана Маршалла» западные зоны Германии получили существенную финансовую помощь. Западные державы провели в своих зонах денежную реформу, в результате чего были ликвидированы единая германская валюта и единое денежное обращение. Администрация советской зоны не была предупреждена о проводимой реформе. В Восточную Германию хлынул поток старых купюр, что подорвало потребительский рынок. СССР ввел жесткую блокаду зональных границ, а также западных секторов Берлина. В ответ на действия Советского Союза американская администрация создала «воздушный мост» с Западным Берлином. Военно-политический раскол Германии на Федеративную Республику Германии (ФРГ) и Германскую Демократическую Республику (ГДР) стал реальностью.

Образование ФРГ. Оккупационный статут. Берлинский кризис заставил руководство западных держав и СССР ускорить консолидацию политических сил в своих зонах и перейти к созданию сепаратных государственных структур. В связи с этим в апреле 1949 г. был принят Оккупационный статут, сохранивший за губернаторами США, Великобритании и Франции право контролировать соблюдение Основного закона ФРГ, внешние сношения и международные соглашения Германии и т. п. Оккупационные власти сохраняли за собой право взять на себя всю полноту власти на территории Западной Германии в случае, «если они сочтут это необходимым». Позднее статут был пересмотрен в пользу ФРГ.

Конституция ФРГ. Основной закон Федеративной Республики Германии (Боннская конституция) был принят 8 мая 1949 г. Парламентским советом и утвержден губернаторами США, Великобритании и Франции. После одобрения его всеми землями (кроме Баварии) он 23 мая 1949 г. вступил в силу.

Западногерманское государство провозглашалось парламентарной республикой, основанной на принципах строгого разделения властей и федерализма (ст. 146), «демократическим» (вся государственная власть исходит от народа), «социальным и правовым государством» (интересы общества, права человека, закрепленные в праве, являются основными по сравнению с задачами собственно государственными). Поэтому первый раздел Конституции посвящен правам человека.

Федерализм по Основному закону подразумевал, что отдельные земли (10 земель, самостоятельных в своем бюджете и независимых друг от друга) могли пользоваться ограниченным суверенитетом, иметь свои конституции, свои представительные и правительственные органы, но федеральное право имело перевес над правом земель. Субъектом международных отношений могла выступать только ФРГ.

Законодательная власть в стране принадлежит парламенту который состоит из двух палат. Нижняя палата - бундестаг избирается народом на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования (с 18 лет) на четыре года. Голосование в нижнюю палату происходило по мажоритарной и пропорциональной системам. Партия, набравшая менее 5% голосов, не получает мандатов. Бундестаг обладает законодательными полномочиями, утверждает бюджет, а также назначает ответственного перед ним главу правительства - канцлера. Выражение недоверия канцлеру влечет уход в отставку всего правительства. Полномочия бундестага сдерживаются верхней палатой - бундесратом, которая состоит из членов земельных правительств. Бундесрат дает свое согласие на принятие законов, принимает участие в утверждении бюджета. Но в случае разногласия между палатами решающее значение имеет голос бундестага.

Главой государства является президент республики, выбираемый на пять лет особым Федеральным собранием. Федеральное собрание состоит из депутатов бундестага и равного числа членов, избираемых народными представителями земель. Полномочия президента ФРГ по сравнению с предусмотренными Веймарской конституцией значительно ограничены. Он может представлять страну в международных отношениях, назначать и увольнять федеральных судей и служащих, вносить предложения о замещении федерального канцлера. Президент по Конституции не является верховным главнокомандующим. Эти функции в мирное время осуществляет министр обороны, в военное время - канцлер. Конституция предусматривает возможность отстранения от должности президента в случае обвинения его в умышленном нарушении Основного закона.

Главной политической фигурой, таким образом, является не президент, а канцлер. Выбирается он в бундестаге по предложению президента обычно из лидеров победившей на выборах партии. Канцлер определяет всю внешнюю и внутреннюю политику государства и несет за нее ответственность только перед бундестагом. По своему усмотрению канцлер формирует кабинет министров и представляет министров на увольнение, что является обязательным для исполнения президентом.

Важным новым институтом власти для Германии явился Федеральный Конституционный суд. Его члены выбираются поровну бундестагом и бундесратом. По отношению ко всем органам власти он является единственным и независимым судебным органом. В его функции входит рассмотрение споров между федерацией и землями, проверка конституционности действий органов государственной власти или законодательных постановлений в отношении прав граждан и др.

Конституция закрепляет свободу личности, равенство всех перед законом, свободу вероисповедания, совести, религиозных и политических убеждений, свободу печати, собраний и т. п. Но вместе с тем уже в самой Конституции Федеральному конституционному суду предоставляется право ограничивать права и свободы, если он посчитает, что лицо использует эти права «для борьбы против основ свободного демократического порядка». Такое положение конституции сводит на нет демократические права и свободы, поскольку, как показала практика, члены Федерального конституционного суда не могут отказаться от своих политических пристрастий.

Первые выборы, прошедшие в августе 1949 г., принесли победу с небольшим перевесом блоку партий Христианско-демократического союза (ХДС) и Христианско-социальному союзу (ХСС). Не сильно отстала от них в количестве поданных за нее голосов Социал-демократическая партия Германии (СДПГ). Но решила судьбу выборов партия, декларировавшая либерально-республиканские позиции,- образованная в 1948 г. Свободная демократическая партия (СвДП). Примкнув к союзу ХДС и ХСС, она сделала его правящим блоком на протяжении почти 20 лет. В 1968 г. СвДП вступила в блок с СДПГ. Этот недолгий союз принес важные государственно-правовые изменения. ФРГ признала нерушимость послевоенных границ, закрепив это в специальных договорах. Международные соглашения с другими государствами позволили взаимно признать существование двух германских государств. В 1982 г. к власти снова пришел Христиан-ско-демократический союз, возглавляемый канцлером Г. Колем, который и сыграл огромную роль в определении будущего Германии.

§ 4. Германская Демократическая Республика

7 октября 1949 г. в советской оккупационной зоне было провозглашено образование Германской Демократической Республики. Это произошло на сессии Немецкого народного совета, который объявил себя высшим органом государственной власти. В тот же день вступила в действие Конституция ГДР. С 1945 г. наибольшим влиянием в восточногерманских землях стали пользоваться СДПГ и Коммунистическая партия Германии (КПГ). Они составили серьезный противовес ХДС и ХСС. КПГ стала влиять на многие сферы жизни. Так, по инициативе коммунистов в 1945-46 гг. была проведена аграрная реформа, реформа системы образования. Весной 1946 г. объединенный съезд КПГ и СДПГ постановил создать Социалистическую единую партию Германии (СЕПГ). Советской военной администрацией Германии (СВАГ). СЕПГ выступила инициатором перераспределения собственности на социалистических началах. Были проведены экономическая, аграрная и финансово-экономическая реформы.

Согласно Конституции ГДР 1949 г. верховным органом государственной власти была Народная палата. Депутатские места на основании закона 1958 г. распределялись между существующими партиями неравномерно (117 мест имела СЕПГ и по 52 - остальные). За Народной палатой закреплялось право издавать законы, вотировать бюджет и контролировать деятельность правительства. В этот период была сформирована и Палата земель, которая просуществовала до 1958 г. Парламент с этого времени стал однопалатным. Это было связано с тем, что еще в 1952 г. пять существовавших земель были упразднены и возникло новое территориальное деление на области и округа.

Главой государства являлся президент. Но в 1960 г. эта должность была упразднена и полномочия президента стал выполнять Государственный совет, избираемый Народной палатой на четыре года. Народная палата формировала Совет министров - правительство ГДР.

В 1968 г. на референдуме была утверждена новая Конституция страны. В ее основу была положена концепция «демократии победившего социализма». Система органов власти и управления по сравнению с Конституцией 1949 г. практически не претерпела изменений, за исключением того, что были увеличены численность депутатов Народной палаты (с 400 до 500 человек) и срок их полномочий (с четырех лет до пяти). Несколько расширены были права местных органов власти.

Более детализированным стал раздел о правах граждан. Новая Конституция закрепляла централизованное руководство и плановое управление социалистическим хозяйством.

В 1989 г. ГДР охватил глубокий социально-экономический и политический кризис, который в значительной мере был связан с международным курсом М.С. Горбачева и мощной пропагандистской кампанией стран НАТО. Поток беженцев, устремившихся в ФРГ в 1989 г. через открытую границу с Чехословакией, обострил ситуацию. Правительство ГДР стало терять контроль над происходящим. В сложившейся ситуации актуальной оказалась программа канцлера ФРГ Гельмута Коля, с которой он выступил в бундестаге. Все десять пунктов программы были направлены на государственно-политическое объединение Германии. Осуществление программы оговаривалось рядом условий для ГДР. Окончательное решение вопроса об объединении Германии требовало и международного урегулирования. Эта проблема стала предметом переговоров по формуле «2+4» (ФРГ, ГДР и державы-победительницы: США, СССР, Великобритания, Франция), проходивших в 1990 г. Подписанный участниками переговоров Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии восстановил полный государственный суверенитет Германии. Но это было только начало объединения. Создание новой единой Германии опиралось на ряд специальных договоров, направленных на регулирование различных сфер деятельности. Первым наиболее серьезным шагом в этом направлении явился Договор об экономической, валютной и социальной унии от 18 мая 1990 г. Согласно этому договору марки ГДР были заменены на дойчмарки. Второй шаг был сделан в августе 1990 г., когда был заключен договор о создании «единой избирательной территории». 23 февраля 1990 г. Народная палата ГДР приняла решение о присоединении к ФРГ и 31 августа по поводу этого события был подписан двухсторонний договор. Согласно договору в состав ФРГ вошли пять вновь воссозданных восточногерманских земель. В едином государстве конституционные устои стал регулировать Основной закон ФРГ 1949 г. Но в текст ст. 23 позднее было включено положение, предусматривавшее вступление Основного закона в силу и «в остальных частях Германии... по их присоединении». Общегерманские выборы, проходившие в декабре 1990 г,, принесли победу единому Христианско-демократическому союзу. Этот союз вплоть до конца XX в. сохранял в Германии статус правящей партии. Однако на последних выборах в бундестаг ХДС потерпела поражение, а пост канцлера занял лидер СДПГ.

Обретение полного суверенитета позволило существенно изменить военную политику ФРГ. В результате длительной дискуссии Федеральный конституционный суд принял решение о возможности применения бундесвера за пределами страны и стран НАТО для предотвращения кризисов и конфликтов, которые могут нанести ущерб целостности и стабильности Германии.

Новая роль Германии в современном мире не только создает для нее преимущества, но и ставит ее перед международными проблемами. В третье тысячелетие Германия вступает как одно из ведущих государств мирового сообщества, несущих значительную долю ответственности за будущее человечества.