Новости
18.02.2024
Как правильно действовать при возникновении сложностей во ...
При наличии полной уверенности в Вашей собственной правоте и понимания, что банк в чем-то нарушает Ваши права не торопитесь устно обсуждать это с ...

подробнее
23.01.2024
Регистрация оффшорной компании в 2024 году: тенденции и ...
В современном мире, на фоне постоянных изменений в международных законах и структурах бизнеса, оффшорные компании остаются одним из важных ...

подробнее
29.12.2023
Что лучше: гостинница или квартира на сутки?
Когда речь заходит о поиске жилья в Екатеринбурге, и если номер в гостинице Вам не подходит, можно смело остановиться на варианте посуточнойили ...

подробнее
29.12.2023
Как быстро подать декларацию через интернет
Всем добрый день. Меня зовут Анатолий. Хочу поделиться с Вами своей историей. Моя жизнь всегда была связана с землей, я с детствачувствовал, что не ...

подробнее
29.12.2023
Адвокат по уголовным делам: бесплатная юридическая ...
Все законопослушные граждане России, имеющие в своей собственности транспортное средство в обязательном порядке должны застраховать свои автомобили ...

подробнее
29.12.2023
Будущие новостройки: перспективы строительства в ближайшем ...
Рынок недвижимости в Москве всегда развивается и предлагает множество возможностей для желающих приобрести новостройку. В ближайшее время планируется ...

подробнее

Германия. Веймарская республика

К осени 1918 г. в Германии сложилась революционная ситуация, а 3 ноября началась революция, вошедшая в историю как Ноябрьская революция.

Эта революция была результатом последствий, вызванных войной, которую вела Германия. Война истощила людские и материальные ресурсы страны, и Германия вступила в полосу глубокого экономического и политического кризиса (сменила четырех канцлеров за один год). Уже к февралю 1917 г. немецкие потери на фронте составили 1,5 млн. человек убитыми, 3 млн. искалеченными и раненными, 0,5 млн. пропавшими без вести. Народ устал от войны и бедствовал. В тылу и на фронте свирепствовал голод. Зима 1916-1917 гг. запомнилась немцам как «брюквенная», так как преимущественной пищей подавляющего большинства населения в то время были брюква и репа. В годы войны изменилась и внутриполитическая ситуация. Буржуазные партии, составлявшие основу правящих коалиций в предвоенный период, стали терять свое влияние. К концу войны в стране практически была установлена военная диктатура. Вся полнота власти оказалась в руках главнокомандующего, фельдмаршала Пауля Гинденбурга и генерал-квартирмейстера Эриха Людендорфа, возглавлявшего систему военного управления. В это же время начало расти влияние радикальных оппозиционных политических сил. Социалдемократическая партия Германии, возглавляемая Фридрихом Эбертом и Филлипом Шейдеманом, выступала против революционного экстремизма, но в то же время отказывалась поддерживать военно-монархический режим. Целями ее были созыв учредительного собрания и демократическое реформирование государственно-правового механизма страны. На революционных позициях стояла Независимая социал-демократическая партия Германии (НСДПГ), образованная в 1917 г. НСДПГ призывала пролетариат Германии к социалистической революции. Из рядов НСДПГ выделился политический союз «Спартак», тяготевший к опыту российских большевиков. Руководили этим союзом Карл Либкнехт и Роза Люксембург. Уже в ходе революции, 30 декабря 1918 г. состоялась конференция союза «Спартак» и движения левых радикалов, на которой было провозглашено создание Коммунистической партии Германии.

Мощное влияние на развитие событий в Германии оказала Великая Октябрьская социалистическая революция. Под ее воздействием в Германии в 1918 г. все настойчивее стали звучать лозунги социалистической революции: социализации собственности, национализации банков, шахт, крупного землевладения, перехода всей власти в руки рабочих и солдатских Советов. Но эти лозунги, однако, не разделялись ни большинством немецкого народа, ни большинством рабочего класса, находившимся под стойким влиянием реформистской социал-демократической идеологии.

Доминирующие лозунги ноябрьской революции: прекращение войны, уничтожение монархии, создание демократической парламентской республики, устранение политического господства милитаристских сил юнкерства и воинствующих кругов крупной буржуазии, ликвидация полуфеодального юнкерско-помещичьего землевладения, закрепление социальных прав трудящихся - не выходили за буржуазно-демократические рамки.

Германская революция началась 3 ноября 1918 г. восстанием военных моряков в г. Киле, в ходе которого и были созданы первые рабочие и солдатские Советы. Крупнейшие города Германии: Бремен, Гамбург, Лейпциг, Мюнхен - поддержали восставших. 9 ноября восстали трудящиеся Берлина. Кайзер Вильгельм II отрекся от престола и бежал в Голландию. Во всех немецких землях правящие династии были лишены власти. Германская империя перестала существовать.

10 ноября было созвано общее собрание представителей рабочих и солдатских депутатов, которое избрало Исполнительный комитет Берлинского Советам сформировало правительство республики - Совет народных уполномоченных (СНУ). Правительство возглавил лидер правых социал-демократов Ф. Эберт.

В течение ноября почти на всей территории Германии были образованы Советы рабочих и солдатских депутатов. Однако Советы не явились подлинными революционными органами, так как руководство в них захватили правые социал-демократы, которые пошли на сговор с контрреволюцией. Руководство социал-демократии вынуждено было согласиться со свержением монархии, но не допустило слома буржуазно-юнкерского государственного аппарата, превращения Советов в органы пролетарской власти, проведения аграрной реформы, а также социализации промышленности и банков.

В декабре 1918 г. состоялся первый Всегерманский съезд Советов. Большинство делегатов на нем были правыми социал-демократами. Это явилось причиной того, что съезд отверг предложение объявить Германию социалистической республикой и передать власть в руки Советов. На съезде была принята резолюция о созыве Учредительного Национального собрания. Съезд избрал Центральный совет с формальным правом контролировать революционное правительство, но фактически он не имел действенных полномочий.

После съезда правительство Эберта приняло меры к подавлению революционного движения. В провокационных целях правительство объявило об увольнении популярного в массах члена Независимой социал-демократической партии Э. Эйхгорна. Сделано это было для того, чтобы подтолкнуть к восстанию еще не готовых к этому берлинских рабочих. Руководящий центр восстания - Революционный комитет Берлина объявил правительство Эберта низвергнутым и принял на себя функции правительства. Однако, несмотря на требование К. Либкнехта действовать быстро, Революционный комитет медлил, что позволило контрреволюции стянуть к Берлину верные им войска и расправиться с восставшими. Был разгромлен штаб немецких коммунистов, зверски убиты основатели Коммунистической партии Германии Карл Либкнехт и Роза Люксембург.

Январскими боями 1919 г. в Берлине революция в Германии фактически была подавлена. Вскоре были подавлены революционные выступления пролетариата и в других промышленных центрах Германии (Рейнско-Вестфальской области, Саксонии, Баварии и др.). Практически в течение марта-апреля возникшие в Германии очаги Советской власти были разгромлены. В начале мая после героических боев пала Баварская Советская республика, просуществовав менее месяца.

Несмотря на наличие всех объективных условий для победы пролетариата, революция по своим результатам явилась буржуазно-демократической. Основными причинами, в силу которых ноябрьская революция не переросла в социалистическую, были недостаточная политическая зрелость рабочего класса, находившегося под реформистским влиянием социал-демократии, отсутствие единства внутри рабочего класса и слабое знание революционного опыта рабочих России, предательская роль лидеров правого крыла социал-демократической партии, слабость коммунистической партии Германии, отстранение от революции крестьянства (7 млн. человек, половина населения).

Каковы же итоги революции?

Во-первых, помещичье землевладение не было ликвидировано. Господство юнкеров-помещиков сохранилось.

Во-вторых, господствующие классы продолжали удерживать свои позиции в экономике. Осталась нерушимой и частная собственность.

В-третьих, не было изменено принципиально существо буржуазного государства, однако произошло изменение формы государственного правления, что явилось главным результатом ноябрьской революции в Германии. Была ликвидирована монархия и создана парламентская Веймарская республика. При этом руководящее положение в государстве перешло от юнкеров-помещиков к промышленной и финансовой буржуазии.

В-четвертых, получили закрепление широкие политические и социальные права и свободы: всеобщее избирательное право, свобода слова, собраний, восьмичасовой рабочий день, право на организацию профсоюзов, коллективный договор. Были отменены реакционные законы о кабальных формах эксплуатации крестьян и пр.

Установление революционных органов власти. 19 января 1919 г. были проведены выборы в Национальное собрание, и в феврале оно начало свою работу в качестве высшего легитимного представительного органа государственной власти, полномочия которого были подтверждены Центральным советом рабочих и солдатских Советов.

Национальное собрание приняло 10 февраля Закон о временной имперской власти. Согласно закону закреплялись право и обязанность Национального (учредительного) собрания на создание новой германской конституции. Конституция должна была закрепить парламентско-республиканский строй во главе с избранным на основе всеобщего избирательного права Национальным собранием. Главой государства согласно закону должен был стать президент, а главой правительства - министр-президент, имеющий право контрасигнации постановлений президента и ответственный перед Национальным собранием. Договоры об объединении в «Союз народов» немецких государств должны были одобряться Национальным собранием и созданным ранее Комитетом германских государств, который и занял место бундесрата. Реализуя данный закон, Национальное собрание 11 февраля избрало Эберта президентом республики. 13 февраля Шейдеман сформировал конституционное правительство. Началась спешная работа по подготовке конституции, которая должна была закрепить завоевания революции.

Создание буржуазной республики было закреплено в Веймарской конституции, принятой учредительным собранием 31 июля 1919 г. 11 августа 1919 г. Конституция вступила в силу.

Конституция отразила соотношение классовых сил в стране, сложившиеся к моменту ее обсуждения и принятия. С одной стороны, она отразила победу сил реакции над трудящимися в ходе декабрьско-январских событий; с другой стороны, Конституция была уступкой пролетариату со стороны правящих классов.

Веймарская конституция являлась типичной буржуазной конституцией. Она закрепила неприкосновенность частной капиталистической собственности - основы капиталистических производственных отношений (ст. 153). Конституция оформила создание мощного государственного аппарата, призванного защитить капиталистический базис, обеспечить господство буржуазии и юнкерства в новых условиях. Конституция провозгласила буржуазно-демократические принципы организации и деятельности классового механизма республики (введение всеобщего избирательного права, «народного представительства» для империи и земель, самоуправление для общин, усиление единства страны на демократических принципах, введение института народного голосования), а также широкий перечень буржуазно-демократических прав и свобод.

Структурно Веймарская конституция, или, как она называлась официально, Конституция Германской Империи, состояла из двух больших разделов: «Устройство и задачи империи» - часть I и «Основные права и обязанности немцев» - часть II. Конституция включала 181 статью.

I часть. Вопрос о форме правления не вызывал споров в Учредительном собрании. Он был предрешен в ходе революции, и подавляющее большинство буржуазии было за уничтожение монархии. Ст. 1 провозгласила Германию республикой.

В вопросе о государственном устройстве был сделан несомненный шаг вперед по сравнению с бисмарковской конституцией 1871 г. Страна перестала быть федеральной монархией, объединяющей властителей союзных немецких государств, и стала республикой с федеративной формой государственного устройства. По Конституции в состав Германии входили 18 земель (15 республик и три вольных города), каждая из которых имела свою конституцию, созывала свой законодательный орган - ландтаги укомплектовывала правительство.

Однако германская федерация, по сути дела, была фикцией, на самом деле она мало чем отличалась от унитарного государства. Подтверждением этому являются усиление роли центральных органов, дальнейшая централизация власти. Конституция закрепила за империей практически неограниченные полномочия в области налогов, внешних сношений, колониальных дел, организации обороны, гражданского, уголовного права и во многих других вопросах. Согласно ст. 13 «при возникновении сомнений и различий во взглядах» по закону, принятому в отдельной земле, империя имела право при помощи Имперской судебной палаты отменить его на основании того, что имперское право имеет преимущество перед правом земель (ст. 15). Землям было дано право решать лишь отдельные культурные и хозяйственные вопросы.

Органы власти и управления. Общеимперским законодательным органом народного представительства был рейхстаг. Депутаты рейхстага избирались населением сроком на четыре года «всеобщей, равной, прямой и тайной подачей голосов на началах пропорционального представительства». Рейхстагу формально отводилась главенствующая роль. За ним закреплялась высшая законодательная власть, в том числе право изменять конституцию, вотировать бюджет. Однако на деле все было не так.

Во-первых, в условиях господства монополий, беспрепятственной деятельности буржуазных реакционных партий он был, по существу, выразителем интересов только господствующих классов. Рейхстаг осуществлял свою деятельность постольку, поскольку это отвечало интересам крупного капитала.

Во-вторых, рейхстаг не являлся полновластным органом, поскольку был существенно ограничен в законодательных полномочиях такими органами, как рейхсрат, президент и суд. Так, рейхсрату давалось право опротестовывать законы, принятые рейхстагом. Если же рейхстаг настаивал на своем законе большинством голосов в две трети, то решающий голос имел президент, который обязан был либо опубликовать в трехмесячный срок, вторично одобренный рейхстагом законопроект, либо поставить вопрос о проведении референдума по спорному вопросу (ст. 73).

Носителем федеральных начал, органом представительства земель в германской республике был рейхсрат (имперский совет), депутатов которого назначало правительство земель из своей среды в количестве, пропорциональном численности населения. В соответствии с этим положением 26 голосов из 66 (то есть 40%) в рейхсрате имели представители Пруссии (в прошлом в бундесрате у Пруссии было даже меньшее число голосов - 17 из 58, то есть около 30%). Сохранение гегемонии Пруссии в Веймарской республике способствовало закреплению союза буржуазии с реакционным прусским юнкерством, что в дальнейшем создало предпосылки установления фашизма в стране. Формально рейхсрат не обладал законодательными полномочиями, но вотируя бюджет, рейхстаг не мог без согласия рейхсрата повышать его расходную часть или включать в него новые статьи расходов.

Исключительно большая власть вручалась главе государства - президенту и назначаемому им правительству. Конкретным проявлением этого было возникновение президентской власти с чрезвычайно широкими полномочиями, разбухание бюрократического аппарата (особенно федерального),. расширение федеральной администрации за счет областной и усиление централизации государственного аппарата, а также существенное ограничение «народного представительства».

Анализ статей Конституции показывает, что президент пользовался огромной властью, из чего следует его явное превосходство над парламентом. Президент мог распустить рейхстаг, опротестовать принятые им законы. Президент был независим от парламента, поскольку избирался населением (сроком на семь лет). Но формально все же по Конституции президент и рейхстаг обладали равными рычагами воздействия друг на друга, что должно было обеспечить баланс в системе государственных органов. Как глава имперского демократического аппарата, президент пользовался правом назначения и увольнения государственных чиновников и старших офицеров (ст. ст. 46, 53). Сформированное президентом правительство нуждалось в доверии рейхстага (ст. 54). Любой член правительства должен был уйти в отставку в случае выражения ему недоверия. Президент представлял государство в международных отношениях, заключал договоры с другими государствами, являлся верховным главнокомандующим вооруженными силами, имел право помилования. Наконец, президент на основании ст. 48 Конституции мог вводить в стране чрезвычайное положение и применять вооруженную силу, а также отменять действие тех статей Конституции, которые декларировали демократические права и свободы. Это положение, по сути дела, означало, что в Веймарской республике конституционные органы получили конституционное основание для осуществления открытого произвола. Широкое использование президентских полномочий (особенно чрезвычайных) в годы экономического кризиса в целях обеспечения монополистам максимальных прибылей и подавления классового сопротивления пролетариата ясно показывает реакционный характер президентской власти в Веймарской республике, сыгравшей важнейшую роль в ликвидации буржуазно-демократического режима в стране и установлении фашистской диктатуры.

II часть. В Конституции наряду с широким перечнем политических прав и свобод, закреплялся ряд совершенно новых социальных прав. Отдел первый - «Отдельная личность» провозглашал равенство всех перед законом, а также равенство мужчин и женщин в «правах и обязанностях». Принцип равенства понимался как равноправие инакоязычных частей населения империи. Закреплялись и другие права, такие как неприкосновенность личности и жилища, тайна переписки и т. п. Все эти права дополнялись не только гарантиями, но и возможностью ограничения на основании закона. Второй отдел был посвящен общественной жизни, третий - религии и религиозным обществам, четвертый - просвещению и школе. Сугубо компромиссный характер имел пятый отдел - «Хозяйственная жизнь». В нем в основном рассматривались проблемы наемного труда и отношения между предпринимателями и рабочими. Декларативные положения этого отдела требовали конкретизации в текущем законодательстве. Но они так и остались декларативными нормами.