Новости
18.04.2024
Юридические аспекты казначейского сопровождения ...
Государственный контракт предполагает достижение целей и решение задач, которые явно описаны внутри контракта. К целям и задачам привязано ...

подробнее
15.03.2024
Изменения нормативной базы использование дронов
Нормативная база относительно возможности использования дронов регулярно пересматривается. Связано это с бурным развитием техники в данном ...

подробнее
18.02.2024
Как правильно действовать при возникновении сложностей во ...
При наличии полной уверенности в Вашей собственной правоте и понимания, что банк в чем-то нарушает Ваши права не торопитесь устно обсуждать это с ...

подробнее
23.01.2024
Регистрация оффшорной компании в 2024 году: тенденции и ...
В современном мире, на фоне постоянных изменений в международных законах и структурах бизнеса, оффшорные компании остаются одним из важных ...

подробнее
29.12.2023
Что лучше: гостинница или квартира на сутки?
Когда речь заходит о поиске жилья в Екатеринбурге, и если номер в гостинице Вам не подходит, можно смело остановиться на варианте посуточнойили ...

подробнее
29.12.2023
Как быстро подать декларацию через интернет
Всем добрый день. Меня зовут Анатолий. Хочу поделиться с Вами своей историей. Моя жизнь всегда была связана с землей, я с детствачувствовал, что не ...

подробнее

Франция. Четвертая республика

Третья республика прекратила свое существование в связи с вторжением во Францию фашистских войск Германии и принятием правительством решения о капитуляции, подписанной 22 июня 1940 г. С этого трагического для нации дня по август 1944 г. на большей части территории Франции был установлен оккупационный режим, а в южных районах образовано марионеточное государство «Режим Виши» (назван по имени города, где обосновалось правительство), или иначе «Французское государство». Возглавлял правительство французский маршал Петен, бывший премьер Третьей республики. Конституция формально не была отменена, однако фактически республика перестала существовать. Рядом декретов Петен отменил должность президента республики и возложил на себя функции главы государства, обладавшего всей полнотой государственной власти. «Режим Виши» являлся военно-авторитарным режимом, хотя самостоятельная роль этого правительства была весьма относительной.

В то же время патриотические силы активно развернули Движение Сопротивления против фашистских агрессоров как на территории Франции, так и вне ее пределов. Коммунистическая партия Франции на оккупированной территории создала Национальный совет сопротивления, который имел свою партизанскую армию. Таким образом, партия, которую в 1939 г. запретили и объявили распущенной, а ее руководителей судили как изменников, заточали в лагеря смерти, лишали депутатских мандатов, в час великой опасности для страны организовала патриотов на борьбу с фашистскими оккупантами. И это в то время, когда другие «патриоты» воевали против фашистов, отсиживаясь в эмиграции.

В Лондоне Шарль де Голль (до эмиграции занимал пост заместителя военного министра Франции) создал Национальный комитет, который возглавил движение «Свободная Франция», а с 1942 г. «Сражающая Франция». В военном плане Шарль де Голль опирался на семидесятитысячный корпус французских солдат и офицеров, вывезенных английскими кораблями во время отступления летом 1940 г., когда английские и французские войска были оттеснены немцами к морю и окружены.

В 1944 г. генерал де Голль предложил силам внутреннего Сопротивления сформировать Национальный комитет. Со временем этот комитет был преобразован во Временное правительство Французской республики.

Представители Движения Сопротивления и прежде всего коммунисты потребовали осуществления демократической программы действий: национализации ключевых отраслей промышленности, наказания изменников по суду и принятия демократической Конституции.

Между тем после освобождения патриотические комитеты, действовавшие на оккупированных гитлеровцами территориях, были распущены, а «Патриотическая гвардия» Парижа, освободившая столицу еще до вступления в нее союзных войск (август 1944 г.), была с помощью армии США разоружена.

В октябре 1945 г. граждане Франции на референдуме высказались за созыв Учредительного собрания и новую конституцию. Выборы в Учредительное собрание принесли огромный успех коммунистам. За них отдали свои голоса более 5 млн. французов, и Компартия Франции получила 151 мандат. Коммунисты и социалисты располагали в Учредительном собрании большинством и имели все возможности составить коалиционное левое правительство. Однако социалисты отказались от единого фронта с коммунистами.

Конституция 1946 г. Ее проект вырабатывался в напряженной борьбе тремя партиями правительственной коалиции: Коммунистической партией Франции, Народно-республиканским движением, Социалистической партией.

Коммунисты выступали против создания верхней палаты, а также против предоставления президенту широких полномочий. Референдумом был принят компромиссный вариант Конституции, которая вступила в силу в октябре 1946 г. и Франция стала IV республикой.

Конституция «торжественно подтверждала права и свободы человека и гражданина, освященные Декларацией прав человека и гражданина 1789 года».

По форме правления Франция была объявлена парламентарной республикой. Законодательная власть вручалась парламенту, состоявшему из двух палат: Национальной ассамблеи (собрания) и Совета республики. Совет республики наделялся совещательными функциями, был лишен законодательной инициативы, однако мог вносить поправки в одобренный Национальным собранием законопроект. Эти поправки могли быть полностью или частично отклонены Национальным собранием большинством голосов.

5 октября 1946 года был принят закон «Об избрании членов Национального собрания». В соответствии с этим законом вводилась демократическая избирательная система. На каждый департамент приходилось несколько парламентских мандатов. Каждая партия выставляла список кандидатов по числу мандатов, приходящихся на данный департамент. Депутатские места делились между партиями пропорционально количеству полученных голосов.

Национальному собранию предоставлялись большие полномочия в области контроля за деятельностью правительства. Оно утверждало или отклоняло состав сформированного правительства, могло выразить вотум недоверия правительству или выступить против законопроекта, с которым правительство связало свое пребывание у власти. В обоих случаях это влекло уход правительства в отставку.

Главой государства являлся президент, избираемый на совместном заседании обеих палат сроком на 7 лет. Президентская власть была слабой. Глава государства был лишен тех полномочий, которыми он был наделен по Конституции 1875 г. (роспуск нижней палаты, назначение по своему выбору высших должностных лиц и др.). В своих действиях он был ограничен Национальным собранием и правительством. Состав назначенного президентом правительства должен был получить одобрение большинства депутатов Национального собрания. Президент осуществлял право помилования не единолично, а в Высшем совете магистратуры, который создавался для руководства судами и где президент являлся председателем. Каждый акт президента нуждался в контрасигнатуре, т. е. подписи соответствующего министра. Тем самым буржуазия не могла уже опереться на президентскую власть.

Правительство (Совет министров) республики было ответственно только перед нижней палатой. Оно должно было уходить в отставку в случае выраженного ему депутатами недоверия простым большинством голосов.

После двух вотумов недоверия, повлекших за собой падение правительства (на протяжении 8 месяцев), правительство вправе было просить президента о роспуске Собрания и назначения новых выборов.

Под давлением французской компартии были приняты законы о национализации крупных банков, угольной промышленности, крупных авиакомпаний, завода «Рено», электросистем и др. Коммунисты были инициаторами создания в условиях капитализма системы социального обеспечения трудящихся, их страхования на случай болезни и инвалидности. Были увеличены пенсии, восстановлена 40-часовая рабочая неделя, ликвидирована дискриминация в оплате труда женщин, увеличен оплачиваемый отпуск.

Социальное законодательство и расширение политических прав трудового народа заставили буржуазию объединиться и применять срочные контрмеры.

Прежде всего буржуазия в 1947 г. устранила из правительства коммунистов, чем создала условия для сплочения буржуазных партий. Вслед за этим в 1951 г. пропорциональная система выборов в парламент была заменена мажоритарной. Новый избирательный закон позволял партии или блоку партий, собравших в определенном округе более 50% всех голосов, получать депутатские мандаты от этого округа.

Были ликвидированы вслед за этим многие экономические права трудящихся, ужесточены репрессивные меры против профсоюзных активистов. Фактически после принятых буржуазией мер была подготовлена почва для принятия новой конституции.

Непосредственным поводом для отмены Конституции 1946 г. послужил фашистский мятеж французских войск, расквартированных в Алжире - колонии Франции. Национально-освободительное движение в Алжире заставило правительство направить туда 500 тыс. армию. Командный состав армии проникся ультраколониалистскими настроениями и требовал жестких мер. Высшие офицеры не скрывали своего презрения к слабым и неустойчивым правительствам Франции, которые, по их мнению, вели войну с недостаточной энергией и готовы были предоставить Алжиру независимость. К началу 1958 года среди ультраколониалистов сложился заговор, имевший целью создать «сильную власть», способную завершить войну в Алжире. Они подняли мятеж, захватили власть в Алжире и хотели передать власть генералу Шарлю де Голлю, который заявил, что готов «взять на себя власть в республике», но при условии отмены Конституции 1946 г. и предоставления ему чрезвычайных полномочий.

Буржуазные партии при поддержке Социалистической партии решили передать власть де Голлю. В июле 1958 года Национальное собрание выразило доверие правительству де Голля. На следующий день правительство получило чрезвычайные полномочия и разрешение на разработку новой конституции.

28 сентября проект конституции был вынесен на референдум. Во время референдума за проект конституции проголосовало 79% избирателей.

В ноябре 1958 г. состоялись выборы в Национальное собрание, которые проводились по мажоритарной системе в два тура, что дало преимущество буржуазным партиям, которые во втором туре сблокировались друг с другом, преграждая путь коммунистам и представителям левого крыла.

В декабре 1958 г. генерал де Голль был избран президентом Франции и сосредоточил в своих руках основные рычаги управления, установив режим «личной власти».