Новости
04.09.2022
Юридические услуги: взыскание задолженностей и страховая ...
С неприятностью в виде необходимости взыскания долгов с физических и юридических лиц можно столкнуться практически в каждый момент.Взыскание долгов ...

подробнее
04.07.2022
Вопрос обмена авиабилетов
Как показывает практика, чем дороже Вы купили авиабилет, тем больше вероятность, что Вы сможете его сдать обратно и получить полную стоимость. Так ...

подробнее
28.04.2022
О возможности использования эквайринга самозанятыми
Оплата за товары и услуги банковской картой стала обычным явлением для большинства населения нашей страны. В случае покупок на большие суммы подобная ...

подробнее
02.03.2022
Как обезопаситься от мошенников на Форекс
Начнем с объяснения основных терминов. Форекс является одной из современных бирж, где участники зарабатывают на изменении курсов валют различных ...

подробнее
22.02.2022
Покупаем турецкую недвижимость. Финансовые тонкости.
Турецкая недвижимость является весьма привлекательной для иностранных инвесторов. Особенно ее привлекательность возрастает, когда родная экономика не ...

подробнее
22.02.2022
Восстановление прав дольщиков на примере работ, выполненных ...
Более 1 тыс. будущих собственников квартир восстановили свои права на недвижимое имущество за последние 2 года в Самарской области.Этому ...

подробнее

Великобритания. Регулирующая роль государства в сфере экономики и социальных отношений

Государственно-монополистический капитализм сформировался в Великобритании в начале XX в. путем сращивания государственного аппарата и аппарата монополий в одно целое.

В годы первой мировой войны в Великобритании был создан разветвленный аппарат непосредственного военно-государственного регулирования социально-экономических процессов. Страна вышла из войны в числе держав-победительниц, однако ее экономическое положение было сильно подорвано. Промышленное производство сократилось на 20%. Ухудшилось положение трудящихся. Основой английского капитализма стала не промышленная и торговая, а колониальная монополия. Но несмотря на это, в Англии предпринимались усилия для концентрации производства и капитала. Уже в 1916 г. возникло крупнейшее объединение монополистов - Федерация британской промышленности, одной из главных целей которой было дальнейшее подчинение правительства и государственного аппарата монополистическому капиталу. В 1917 г. возникла Ассоциация британских палат.

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. достиг в Англии критической точки в 1932 г., когда производство упало на 23% по сравнению с 1929 г.

Экономические меры правительства сводились, во-первых, к отмене в 1931 г. золотого стандарта фунта стерлинга; во-вторых, к принятию закона об обложении таможенными пошлинами в размере не менее 10% стоимости всех ввозимых в Англию товаров. Эта мера оградила внутренний рынок от иностранной конкуренции, что положительно сказалось на английской промышленности.

Защищенность внутреннего рынка позволила государству переориентировать капиталовложения. Основной поток инвестиций государство направило в военное производство, жилищное и дорожное строительство.

В отмеченный период правительство субсидировало сельскохозяйственное производство. Были установлены гарантированные Цены на продукты сельского хозяйства.

В социальной же сфере политика правительства сводилась к сокращению бюджета за счет трудящихся. На 10% были сокращены пособия безработным. Замужние женщины, лица, находящиеся на иждивении, сезонные рабочие были полностью лишены пособий. Было сокращено жалование государственным служащим.

Государство использовало огромные ресурсы колониальной империи. Все это позволило к 1934 г. стабилизировать экономику Великобритании. К началу второй мировой войны отмечался подъем промышленного производства.

Роль государства в регулировании экономической и социальной сферы усилилась в годы второй мировой войны и послевоенный период.

Государственное вмешательство в экономику шло прежде всего по пути создания прочного государственного сектора экономики. Так, в период с 1945 г. по 1947 г. в собственность государства перешли Английский банк, около 800 угольных компаний, железнодорожный, внутренний водный транспорт, электроэнергетика, ряд авиакомпаний, часть радио и телекоммуникаций страны.

Характерно, что национализации подверглись наиболее убыточные отрасли экономики - основные отрасли инфраструктуры, обеспечивавшие нормальное функционирование производящих отраслей. Другими словами, монополии максимально «выдоили» указанные отрасли хозяйства и охотно передали их государству. Поэтому такая национализация для государства влекла значительные убытки.

В 1948 г. правительство внесло в парламент билль, предусматривавший национализацию 107 металлургических компаний (эти компании производили около 97% чугуна и стали). В 1949 г. билль стал законом.

Национализация, таким образом, позволила создать довольно прочный государственный сектор экономики, объединивший в разные годы от 1/5 до 1/4 всей английской промышленности. Благодаря национализации государство сосредоточило в своих руках огромный прибавочный продукт, равный 30-40% национального дохода, что дало возможность лейбористскому правительству наряду с национализацией расширить сферу государственного регулирования экономики.

Возросла роль государства и в регулировании социальных процессов. В 1946 г. был принят закон о создании национальной службы здравоохранения. Он ввел бесплатную медицинскую

помощь населению. Важно отметить введение в 1948 г. новой системы социального страхования (выплата государственных пособий по безработице, по болезни, при потере трудоспособности, на похороны, на рождение и воспитание ребенка и т. д.). В общем страховом фонде около 74 составляла доля государства.

Политика государства в 50-е - 60-е гг. базировалась на теории неокейнсианства (Джон Майнард Кейнс (1883-1946 гг.) - английский экономист и публицист). Суть этой теории сводилась к обеспечению высоких и устойчивых темпов экономического роста путем инвестиционной активности государства, стимулирования эффективного спроса и поощрения государством капиталовложений.

В соответствии с «Пятилетним национальным экономическим планом», принятым в 1965 г., государство финансировало реконструкцию старых и создание новых отраслей производства, развитие транспорта и т. п. К началу 70-х гг. доля государства в сумме капиталовложений достигала 46%. Государственное регулирование экономикой сопровождалось увеличением налогообложения, что прежде всего ударило по трудящимся. Резкое падение жизненного уровня рабочих и служащих привело их к стачечной борьбе. Так, в 1962 г. число стачек превысило их общее количество за предшествующие пять лет.

Тем не менее, линия правительства на замораживание зарплаты, сокращение расходов на нужды просвещения и жилищного строительства продолжалась и в последующие годы.

Экономические кризисы 1974-75 гг. и 1982-84 гг., огромная инфляция в стране заставили правительство отказаться от рецептов неокейнсианства и пойти по пути неоконсерватизма. Его идеология была направлена на ослабление государственного регулирования экономики, сокращение социальных расходов, ограничение денежной массы и более энергичное использование рыночного механизма.

Социально-экономический курс государства осуществлялся в соответствии с принятым консерваторами в середине 70-х гг. программным документом «Правильный подход». Особенно активно этот курс проводился с приходом к власти правительства Маргарет Тэтчер.

Курс консерваторов включал несколько элементов.

Во-первых, сокращалась предпринимательская деятельность государства; были уменьшены размеры субсидий и займов, предоставляемых государственному сектору; начала осуществляться продажа в частные руки активов государственных предприятий и компаний.

Во-вторых, акцент активности государства перемещался из сферы производства в сферу обращения. Основным элементом регулирования экономики становился бюджет. В середине 70-х гг. около 9/10 всех поступлений в бюджет составляли налоги: около 1/3 - прямые (налоги, которыми облагаются доходы и имущество) и 2/3 - косвенные (налоги, увеличивающие цену товара). Предоставляя крупному капиталу скидки и льготы по прямому обложению, правительство увеличило диспропорцию между двумя видами налогов. А это напрямую ударило по интересам народных масс.

В-третьих, сужалась социальная политика, велось наступление на жизненный уровень трудящихся. Это направление социальной политики государства было дополнено жестким курсом в отношении профсоюзов. В этом плане показательны два закона о занятости (1980 и 1982 гг.), существенно ограничивавшие права профсоюзов.

В-четвертых, ужесточался государственный контроль над денежной массой в обращении.

Итак, на рубеже 80-х годов правительство консерваторов одним из первых в мире осуществило радикальную переориентацию экономической политики, направленную на сокращение вмешательства государства в экономику в пользу «свободного рыночного хозяйства» и «личной инициативы», максимально возможную приватизацию и ослабление влияния профсоюзов. Уже к началу 90-х гг. доля госсектора в английской промышленности сократилась по сравнению с 1979 г. практически наполовину, а число мелких акционеров утроилось. Но консерваторы не учли негативной стороны этих неолиберальных реформ, а именно резкой концентрации богатства и влияния в руках достаточно узкой элитной группы. Пришедшее к власти в 1997 г. лейбористское правительство, не отказываясь в целом от наследия консерваторов, стремится найти новые формы сохранения регулирующей роли государства в условиях свободного развития рынка и общемировых интеграционных процессов.

Политические партии. Основные изменения, направленные на демократизацию государственно-политической системы, привели к существенному изменению традиционной системы политических партий. Основой политической организации парламента осталась двухпартийная система. Но после первой мировой войны и победы Великой Октябрьской социалистической революции произошла серьезная перегруппировка политических сил.

Консервативная партия по-прежнему представляла интересы крупной английской буржуазии и земельной аристократии. Во времена правления консервативных кабинетов Болдуина и Чем-берлена проводилась политика покровительства фашистским режимам в Германии, Италии и Испании. Ущемлялись права рабочего класса. Но политика этой партии сыграла решающее значение в укреплении позиций Великобритании в годы второй мировой войны, во время правления У. Черчилля. В последние десятилетия XXв., особенно во время правления М.Тэтчер, консервативному кабинету удалось на время стабилизировать британскую экономику, но за счет жизненного уровня трудящихся. В 1997 г. англичане отказали этой партии в доверии, о чем свидетельствуют выборы в парламент.

Либеральная партия в период новейшего времени постепенно лишалась своей социальной базы. Она начала терять и свои политические позиции. В основном состоящая из средних слоев, партия к концу XX в. стала играть незначительную политическую роль.

В этих условиях серьезную оппозицию консерваторам составила Лейбористская партия. Она появилась в 1906 г. на основе союза организаций и профсоюзов социалистической ориентации. В основу программных положений этой партии была заложена теория фабианцев, которая поддерживала любое расширение деятельности государства, способствующее созданию «конструктивного социализма» (общественная собственность на средства производства, построение государства всеобщего блага). Устав партии в 1950 г. предусмотрел возможность помимо коллективного членства получить индивидуальное. Лейбористы были у власти в 1924, 1929-1931 гг. и снова пришли к власти в 1997 г. Таким образом, в рассматриваемый период Лейбористская партия наряду с консерваторами стала частью двухпартийной системы. Сотрудничество двух партий привело к формированию коалиционного правительства в годы второй мировой войны. Актом о министрах короны 1937 г. учреждалась должность лидера оппозиции, который наряду с премьер-министром и другими министрами стал получать государственное жалование. А с 1964 г. на жаловании стали находиться и партийные парламентские «кнуты» оппозиции.

Двухпартийная система Великобритании не исключает существования и других политических партий. Так, например, в 1920 г. была создана Коммунистическая партия Великобритании, выражающая интересы трудящихся, мелких собственников и прогрессивной интелегенции. Однако небольшим по численности партиям очень сложно получить депутатские мандаты в условиях проведения парламентских выборов по мажоритарной системе.