Новости
05.02.17
Закон и мораль в разрешении семейных споров
Закон охраняет семейные ценности и традиции, формирует ответственности сторон семейных взаимоотношений, защищает права и интересы каждого члена конкретной ячейки общества.


подробнее
30.01.17
Вниманию собственников нежилых помещений!!!
Юридическая Компания "АМПАРО" приглашает собственников нежилых помещений и арендодателей к взаимовыгодному сотрудничеству на постоянной основе.


подробнее
27.01.17
Вниманию клиентов Компании и посетителей сайта!!!
Обращаем внимание всех клиентов Компании и посетителей сайта, что телефоны Юридической Компании "АМПАРО" изменились. Актуальную информацию можно найти в разделе "Контакты".
подробнее

Соединенные Штаты Америки. Изменения в государственном строе

Начало XX в. США встретили как одна из самых могущественных держав мира. Две мировые войны благодаря географическому положению страны практически не затронули Америку. Уже со времен первой мировой войны она становится государством-кредитором, активно развивает свою экономику. С момента своего основания американская государственность не претерпела существенных изменений и продолжала существовать в рамках Конституции 1787 г. Основные изменения в государственном строе США в новейшее время сводились, во-первых, к централизации государственной власти, во-вторых, к росту государственного аппарата США, в-третьих, к дальнейшей эволюции конституционного строя.

Централизация государственной власти обусловлена концентрацией производства и капитала, усилением государственно-монополистического регулирования общественных отношений и влиянием военно-промышленного комплекса и находит свое проявление в значительном расширении полномочий федеральных органов. Так, расширяются границы законодательной деятельности Конгресса. Активную роль в этом сыграл Верховный суд США, создав доктрину так называемых «подразумеваемых полномочий». Теоретической основой этой доктрины служит довольно произвольное толкование одной из статей Конституции, где говорится, что Конгресс имеет право «издавать все законы, которые будут необходимы для осуществления как вышеуказанных полномочий, так и всех других полномочий, которыми настоящая Конституция наделяет правительство Соединенных Штатов, его департаменты или должностных лиц» (п. 18, разд. 8, ст. 1). Понятие «подразумеваемые полномочия» Конгресса столь неопределенно, что на его основе права федерации можно расширять беспредельно и притом оставаться как бы в границах конституционной легитимности.

Значительное расширение полномочий федеральных органов проявляется также в усилении контроля со стороны федеральной администрации над административной деятельностью штатов за счет усиления их финансовой зависимости от центра. Сейчас около 30% бюджета штатов составляют субсидии федерации. Предоставление федеральных субсидий оговаривается определенными условиями, несоблюдение которых влечет за собой автоматическое прекращение выплат. А это открывает широкие возможности для вмешательства федеральных властей в местные дела. На протяжении XX в. в силу разного рода событий, главным образом военного характера, полномочия президента возросли, соответственно сократились возможности влияния Конгресса на многие важные стороны государственной политики.

Расширение полномочий президента происходит в законодательной, а также во внешнеполитической сферах, в области регулирования экономики. Расширяются права президента на реорганизацию государственного федерального аппарата, множатся прерогативы в военной сфере.

Формально Конституция США лишает президента права законодательной инициативы, однако его президентские послания, содержащие законодательные предложения, всегда становятся предметом детального изучения в Конгрессе и задают тон в его работе.

Другой формой влияния на законодательную деятельность Конгресса является президентское вето. Формально оно может быть преодолено повторным принятием законопроекта в обеих палатах Конгресса 2/3 голосов. Фактически же это сделать невозможно, за исключением тех случаев, когда вето применяется в демагогических целях. Президентское вето из относительного все более превращается на практике в абсолютное. Достаточно констатировать, что Г. Трумэн за период с 1945 по 1951 гг. применял вето 222 раза, а преодолено оно было всего 12 раз.

Все активнее используется так называемое «карманное вето». Суть этой процедуры сводится к тому, что, используя скрытые пружины внутреннего механизма Конгресса, неугодный законопроект задерживают в одной из палат до последних дней сессии. После принятия он отсылается в Белый дом, но к этому времени до окончания сессии остается менее 10 дней. Это дает президенту право не решать судьбу законопроекта до следующей сессии Конгресса, т. е., как говорится, «спрятать в карман».

Законодательная повестка дня Конгресса определяется в подавляющем большинстве случаев Белым домом. Это достигается ежегодным представлением Конгрессу проекта федерального бюджета. А в бюджете четко определяются социально-экономические программы, влекущие за собой важные внутриполитические последствия («новый курс», «великое общество» и др.).

Во внешнеполитической сфере президенту принадлежит конституционное право по рекомендации и с согласия Сената заключать международные договоры при условии их одобрения 2/3 присутствующих сенаторов; по рекомендации и с согласия Сената назначать послов и иных полномочных представителей и консулов. Международно-правовые полномочия президента сложились таким образом, что он не только подписывает договоры с иностранными государствами, но и фактически сам ведет переговоры, используя для этого своих представителей и каналы государственного департамента.

По Конституции США право объявлять войну имеет Конгресс. Но до второй мировой войны считалось допустимым объявление войны президентом в случае, если бы нападение было совершено на территорию США.

Однако после второй мировой войны без санкции Конгресса были развязаны войны в Корее (в 1950 г.), во Вьетнаме (в 1965 г.)

и др. Без согласия Конгресса осуществлялась военная оккупация Гренады. США более 200 раз использовали вне своих границ вооруженные силы, и лишь в пяти случаях войну объявлял Конгресс. Под лозунгом борьбы с терроризмом американская авиация подвергла в 2000-2001 гг. бомбардировкам Югославию, Ирак, Афганистан, в результате которых погибли тысячи людей, не имевших к терроризму никакого отношения.

В 1973 г. Конгресс принял решение об условиях применения военной силы исполнительной властью. Оно требует, чтобы использование президентом военной силы в случае кризисной ситуации получало предварительное или немедленное одобрение Конгресса. При отсутствии же кризисной ситуации президент также может начать военные действия, но если не последует одобрения этого шага Конгрессом, они должны быть прекращены через 60 дней (в случае защиты войск США этот срок может быть продлен еще на 30 дней).

В настоящее время президент может начать военные действия без объявления войны Конгрессом, если нападение совершено на одного из многочисленных союзников США по военным блокам.

Организация и деятельность Конгресса в русле происходящих событий, характеризующихся концентрацией государственной власти, усилением федеральных органов за счет прав штатов, усилением исполнительной власти, претерпела ряд изменений. Общие принципы Конституции 1787 г., касающиеся Конгресса и деятельности обеих палат, сохраняют силу. Но сама структура и характер их деятельности значительно изменились. Так, согласно Конституции в состав Сената должны входить по два сенатора от каждого штата, следовательно, всего 26, но на сегодняшний день количество сенаторов составляет 100 человек. С 1912 г. число депутатов в Палате представителей стало постоянным и достигло 435 депутатов. Это количество законодательно было зафиксировано в 1929 и 1941 гг. Действующий в настоящее время принцип распределения сфер ведения между органами Конгресса был закреплен Актом о реорганизации легислатуры 1946 г. Согласно этому акту был подтвержден исторически сложившийся принцип организации постоянных законодательных комитетов по основным сферам политики. Комитеты решают практически все проблемы, находящиеся в ведении Конгресса. Фактически законодательствуют именно они, так как комитетам принадлежит право окончательно решать судьбу биллей, рассматриваемых в Конгрессе. Председатель комитета определяет повестку дня, порядок рассмотрения законопроектов и нередко руководит дебатами в Конгрессе. Председатель созывает и распускает подкомитеты, а также определяет круг их обязанностей и прав, состав и бюджет. Палата представителей в 1973 г., а Сенат в 1975 г. постановили, что за редким исключением заседания комитетов должны проводиться публично. Продолжительность закрытых заседаний не может превышать двух недель.

К основным полномочиям Конгресса помимо законотворческой деятельности следует отнести контрольную функцию, которая позволяет его комиссиям проводить расследования. Эти расследования в основном касаются деятельности гражданских и военных федеральных ведомств и поступков отдельных конгрессменов. Однако предметом пристального внимания Конгресса стали вопросы, касающиеся общенациональной, социальной и экономической безопасности.

Следует отметить особое влияние на работу Конгресса и партийного механизма. Он состоит из целой системы собственных органов. В Палате представителей и Сенате имеются две партийные фракции. Одна из них объединяет всех членов палаты, принадлежащих к республиканской партии, другая - к демократической. Эти фракции избирают руководящих партийных деятелей в Конгрессе, они же выдвигают кандидатуры на замещение должностей в палатах: спикера Палаты представителей, временного председателя, членов комитетов и др. Палатам остается лишь формально утвердить предложенные фракциями назначения.

Одной из характерных тенденций в настоящее время является неуклонная и быстрая бюрократизация законодательного органа. Аппарат Конгресса включает многочисленный штат служащих, работающих в комиссиях и подкомиссиях, чиновников аппарата партийных фракций в Конгрессе, личных помощников законодателей.

Эта же тенденция затронула и исполнительную ветвь государственной власти США. XX в. характеризовался колоссальным ростом бюрократического аппарата, компетенция которого распространялась на важнейшие сферы государственной и гражданской жизни всей страны. В США действуют по меньшей мере три типа государственных учреждений: департаменты (министерства), возглавляющие отдельные отрасли управления; национальные агентства - независимые ведомства, обладающие правами административных учреждений, организационно обособленные от министерств и пользующиеся относительной самостоятельностью даже по отношению к президенту; разнообразные временные комиссии, бюро, советы, коллегии, администрации, создаваемые на время для выполнения определенных задач.

Центральная администрация подразделяется на две самостоятельные части: собственно государственную администрацию (министерства и ведомства) и президентскую администрацию.

Аппарат высших органов исполнительной власти формируется президентом совместно с Конгрессом. Президент проводит реорганизацию федеральных учреждений и ведомств и осуществляет общее руководство их деятельностью.

Наиболее важным институтом президентской администрации, не предусмотренным Конституцией, стало Исполнительное управление президента (ИУП). С момента создания его неизменной составной частью остается аппарат Белого дома, насчитывающий примерно 90 человек, среди которых главные посты занимают главный советник, пресс-секретарь и секретарь по связям с общественностью. Аппарат Белого дома отвечает за связь президента с Конгрессом, главами министерств и ведомств, со средствами массовой информации и др. ИУП постепенно вобрало в себя возникшие ранее другие ведомства, подчиненные лично президенту: Совет национальной обороны (1916 г.), Бюджетное бюро (1921 г.), и уже в 1970-е гг. включало 16 основных и более трех десятков вспомогательных и специальных служб. Наиболее важными структурными подразделениями ИУП стали Административно-бюджетное управление, Экономический совет (1946 г.), Совет экономических консультантов, Национальное управление по аэронавтике и космическим исследованиям, Управление по развитию политики (1977 г.) и др. Принципиальным институтом президентской администрации, созданным в условиях начавшейся «холодной войны» на основании Закона о национальной безопасности 1947 г., показал себя Национальный совет безопасности (НСБ) с подчиненным ему органом - Центральным разведывательным управлением (ЦРУ). В его задачи вошла выработка рекомендаций по внешней и оборонной политике, координация деятельности разведывательных служб, исследование экономической ситуации в мире.

Важное место в системе правоохранительных органов наряду с судебной системой принадлежит атторнейской службе. Она состоит из федеральных, штатных и местных учреждений исполнительной власти. В ее компетенцию входит возбуждение уголовных дел, поддержание обвинения в суде, привлечение правонарушителей к уголовной ответственности. Генеральный атторней назначается президентом с согласия Сената. Он руководит министерством юстиции США. Более половины сотрудников министерства юстиции связаны со следствием и оперативно-розыскной работой. Эта работа проводится в его крупнейших подразделениях, таких как Федеральное бюро расследований (ФБР), Служба иммиграции и натурализации (СИН) Администрация по применению закона о наркотиках (АПЗН) созданная в 1973 г. в связи с превращением наркомании в национальное бедствие США.

Немаловажную роль в государстве, а именно в поддержании общественного порядка, играют полицейские силы. Структурно полиция включает три основных звена: федеральную полицию, полицию штатов и местную полицию. Между звеньями отсутствует строгая взаимосвязь. Это на практике нередко приводит к дублированию полномочий и к ведомственным противоречиям. Высшей инстанцией для федеральной полиции является ФБР. Вся деятельность ФБР строго централизована, а его 58 отделений находятся во всех 50 штатах и в крупнейших городах. Кроме ФБР в систему федеральной полиции входят: секретная полиция, ведающая охраной высших государственных учреждений, президента республики, иностранных представительств и золотого запаса страны; федеральное бюро по борьбе с наркотиками; федеральное иммиграционное бюро; полиция по охране национальных парков; полиция по охране мостов и туннелей; полиция федерального агентства авиации. Важное место в системе федеральных полицейских органов занимает военная полиция. Ее подразделения имеются везде, где находятся американские войска.

Руководство полицией штата сосредоточено в руках губернатора, при котором функционирует специально созданное ведомство. Основные ее задачи - проведение в жизнь законов федеральных властей и властей штатов, расследование преступлений, не относящихся к ведению других полицейских инстанций и т.п.

Местная полиция включает в себя полицейские формирования городов и графств. Во многих сельских населенных пунктах имеется выборный констебль. Работает он под руководством выборного шерифа. Но эффективность борьбы констеблей с уголовной преступностью оказалась низкой, и поэтому в настоящее время институт констеблей вытесняется институтом сельских полицейских.

Особое место в системе полицейских учреждений занимает частная полиция, состоящая из отрядов наружной службы и сыскных агентств. Ее создание было связано с необходимостью усиления охраны частной собственности, производственных секретов фирм и корпораций.

В 1968 г. в составе министерства юстиции была образована Администрация содействия правоприменительной деятельности, призванная распределять ассигнуемые из федерального бюджета средства на укрепление органов уголовной репрессии всех видов и уровней. Само же министерство юстиции стало общенациональным центром руководства всеми полицейскими, прокурорскими и другими карательными органами страны.

Эволюция конституционного строя в XX в. была тесно связана непосредственно с внесенными в Конституцию США поправками и принятыми законами, касающимися в первую очередь изменения избирательного права и частично уточнения полномочий исполнительной власти. Конституция США не содержит фактически никаких постановлений, касающихся избирательной системы, а выборы проходят в каждом штате на основании внутренних законов. Этот порядок в разных штатах отличается разнообразием.

Первоначально во всех штатах существовал высокий имущественный ценз, избирательным правом пользовались только собственники недвижимого имущества и только американцы мужского пола. Коренное население - индейцы и огромная масса негров-рабов были лишены избирательного права. И лишь после гражданской войны между Севером и Югом положение начинает меняться. Первым изменением, затронувшим избирательное право на федеральном уровне, была XV поправка к Конституции США, формально предоставившая неграм избирательное право. Но эта поправка была только началом борьбы за избирательное право негров.

Следующий шаг, направленный на законодательное запрещение лишать негров избирательных прав, был сделан только 6 августа 1965 г., когда вступил в силу Закон об избирательных правах. Он отменил позорную дискриминационную практику проверки грамотности избирателей, ранее широко использовавшуюся в южных штатах, чтобы не допустить негров до выборов. Министерство юстиции получило право возбуждать судебные иски против тех штатов и округов, где взимался избирательный налог. Но этот закон так до конца и не открыл неграм доступа к избирательным урнам. Им по-прежнему приходилось вести борьбу за осуществление своих избирательных прав.

Особое значение имела XIX поправка, принятая в 1920 г. Она провозгласила равенство всех граждан независимо от пола, тем самым предоставив избирательные права женщинам во всех штатах. В 1964 г. была принята XXIV поправка, признающая неконституционным ограничение избирательных прав по причине неуплаты какого-либо избирательного или иного налога. Закон об избирательных правах 1965 г. распространил действие этой поправки и на выборы в штатах. Следующим немаловажным решением было снижение до 18 лет возрастного ценза по выборам федеральных властей и установления его на всей территории США. Это положение нашло правовое закрепление в XXVI поправке к Конституции.

Следующие немаловажные изменения коснулись избирательной системы. Так, XVII поправка, принятая в 1913г., ввела прямые выборы сенаторов (до 1913 г. они выбирались законодательными собраниями штатов). В 1961 г. была принята XXIII поправка, включившая федеральный округ Колумбия в избирательную систему по выборам президента на общих основаниях. Постановлением Верховного суда от 1962 г. были созданы 535 равных по численности населения избирательных округов.

Ряд поправок вносит коррективы в вопросы организации исполнительной власти, в частности института президентской власти. Принятая в 1933 г. XX поправка установила сроки и время вступления в должность президента и вице-президента. XXII поправка 1951 г. ограничила время пребывания президента на своем посту двумя четырехлетними сроками. И, наконец, XXV поправка установила порядок преемственности президентского поста вице-президентом и определила условия временного исполнения его обязанностей.

Во время избирательной кампании 1972 г. одной из проблем, волновавших американцев, была проблема огромных предвыборных затрат кандидатов на выборные посты. Так, стоимость выборов в 1972 г. составила 400 млн. долларов. Принятый в 1974 г.

Федеральный закон об избирательных правах был направлен на регулирование порядка финансирования выборов. Впервые в США был введен в действие механизм государственного финансирования выборов президентов.

Выборы президента США в 2000 г. превратились в затяжной конфликт и судебные препирательства между Альбертом Гором и Джорджем Бушем. Такого скандала Америка не знала. Судьбу будущего президента решали 327 голосов в штате Флорида, что составляло половину одной сотой от одного процента голосов подданных в этом штате. Прошедшие выборы показали, насколько двухступенчатая система выборов президента США искажает волю избирателей. Большинство голосов избирателей оказалось у Гора, а количество выборщиков- на стороне Буша. В настоящее' время коллегия выборщиков насчитывает 538 человек - это слагаемое из числа членов Палаты представителей каждого штата (чем больше населения штата, тем больше членов палаты) и двух сенаторов от каждого штата (независимо от численности жителей, штата) плюс три голоса от федерального округа Колумбия, где находятся столица США г. Вашингтон. К победившему на выборах кандидату в каждом штате переходят все голоса выборщиков. Отсюда иногда и случающееся несовпадение итогов выборов по, числу голосов избирателей, поданных за кандидата в президенты и числа выборщиков, которые он получает. Эта система настолько сложна, что ее понимают далеко не все американцы. Но для того чтобы изменить ее, надо менять Конституцию, а это довольно длительная и непростая процедура.