Новости
05.02.17
Закон и мораль в разрешении семейных споров
Закон охраняет семейные ценности и традиции, формирует ответственности сторон семейных взаимоотношений, защищает права и интересы каждого члена конкретной ячейки общества.


подробнее
30.01.17
Вниманию собственников нежилых помещений!!!
Юридическая Компания "АМПАРО" приглашает собственников нежилых помещений и арендодателей к взаимовыгодному сотрудничеству на постоянной основе.


подробнее
27.01.17
Вниманию клиентов Компании и посетителей сайта!!!
Обращаем внимание всех клиентов Компании и посетителей сайта, что телефоны Юридической Компании "АМПАРО" изменились. Актуальную информацию можно найти в разделе "Контакты".
подробнее

Болгария

Освобождение Болгарии от Османского ига. С конца XIV в. Болгария находилась под властью Османской империи. На протяжении веков болгарский народ вел борьбу за свое освобождение. В 60-70 годы XIX в. национально-освободительное движение болгар достигло апогея, проявившись в борьбе за национальную школу, автокефальную церковь, государственную независимость.

По всей территории Болгарии стали открываться национальные школы, где преподавание велось на болгарском языке. В 1870 г. Болгария добилась создания самостоятельной церкви. В 1876 г. здесь вспыхнуло мощное антитурецкое восстание, подавленное с особой жестокостью.

Масштабность национально-освободительного движения, сочувствие русского общества повстанцам повлияли на решение российского правительства вступить в войну с Османской империей.

Русско-турецкая война 1877-1878 гг. закончилась полным разгромом Турции и освобождением Болгарии. По условиям Сан-Стефанского прелиминарного мирного договора создавалось большое автономное Болгарское княжество, простиравшееся от Черного моря до Эгейского. В его состав вошли северная и южная Болгария и почти вся Македония. При этом турецкие войска лишались права оставаться в пределах Болгарии.

Сан-Стефанский мирный договор не удалось реализовать. Западные державы, в первую очередь Англия, Австро-Венгрия и Германия, не желали создания на Балканах сильного славянского государства, опасаясь усиления России в этом регионе. Созванный по их настоянию в июле 1878 г. Берлинский конгресс принял по болгарскому вопросу следующее решение:

1. Македония возвращалась Турции.

2. Болгария по линии Балканского хребта делилась на Северную и Южную.

3. Северная Болгария, названная Болгарским княжеством, получила автономию, но сохраняла вассальное положение по отношению к Турции. Вассальная зависимость выражалась в формальном признании сюзеренитета султана и выплате ежегодной дани.

4. Южная Болгария, названная Восточной Румелией, возвращалась под власть Турции, получив статус автономной турецкой провинции.

По решению Берлинского конгресса административное устройство вновь созданного Болгарского княжества было возложено на Временное русское гражданское управление, которое должно было действовать в стране в течении 9 месяцев.

Начальником гражданского управления в Болгарии стал В.А.Черкасский (1877-1878), а после его смерти- генерал-лейтенант A.M. Дондуков-Корсаков. За время работы русскому гражданскому управлению удалось создать местные органы власти, ввести единое налогообложение, организовать болгарское войско, подготовить проект Органического устава Болгарского княжества.

Первоначальный проект Устава был составлен юристом СИ. Лукьяновым с участием A.M. Дондукова-Корсакова, а затем утвержден на специальном совещании в Петербурге.

10 февраля 1879 г. в Велико-Тырнове под председательством A.M. Дондукова-Корсакова открылось Учредительное собрание, обсуждавшее проект Устава. В апреле 1879 г. с некоторыми изменениями проект был принят и стал первой болгарской конституцией.

Тырновская конституция 1879 г. устанавливала государственный строй, основанный на системе разделения властей и представительном правлении. По форме правления Болгария становилась конституционной монархией.

Законодательная власть вверялась Народному представительству и князю.

Народное представительство было представлено 2 видами народных собраний: Обыкновенным и Великим.

Обыкновенное народное собрание состояло из одной палаты и избиралось на 4 года на основе всеобщего мужского избирательного права. Активное избирательное право предоставлялось с 21 года, пассивное с 30 лет.

Великое народное собрание состояло из двойного числа депутатов по сравнению с обыкновенным, избранных также на основе всеобщего избирательного права. Оно созывалось в основном для решения вопросов, связанных с пересмотром Конституции.

Болгарский князь (с 1808 г.- царь), первоначально избранный Великим народным собранием, должен был передавать свою власть по наследству.

Законодательная инициатива принадлежала и князю и Народному собранию. Однако к исключительной компетенции Народного собрания Конституция относила:

- определение налогов;

- заключение займов;

- утверждение бюджета и отчета о расходовании бюджетных средств.

Законы должны были приниматься Народным собранием и утверждаться князем.

Князю предоставлялось право роспуска Обыкновенного народного собрания. В случае внешней или внутренней опасности князю разрешалось издавать постановления, имеющие силу закона, но требовавшие последующего утверждения Народным собранием.

Исполнительная власть вручалась князю. Он назначал и увольнял министров, издавал административные постановления, осуществлял командование вооруженными силами. Управление страной князь осуществлял совместно с министрами. В отношении княжеских указов устанавливалась контрассигнатура. При этом ответственность министров предусматривалась не только перед князем, но и перед Народным собранием. Они могли быть привлечены Народным собранием к суду без права последующего помилования со стороны князя.

Тырновская конституция завершила образование Болгарского государства. На второй день после ее принятия Великое народное собрание избрало болгарским князем немецкого офицера, принца Александра Баттенберга.

Главой русской администрации в Восточной Румелии в 1878 г. был назначен А.Д. Столыпин, который делил власть с международной европейской комиссией, созданной для выработки статуса Южной Болгарии. В апреле 1879 г. турецкий султан утвердил Органический статут Восточной Румелии, выработанный представителями России и европейской комиссии. По предложению русской администрации он был приближен к Органическому уставу Северной Болгарии. Восточная Румелия признавалась автономной провинцией с народным представительством, решавшим административные вопросы, обладавшим правом издания областных законов. Главой исполнительной власти становился генерал-губернатор, христианин по вероисповеданию, назначенный султаном. Генерал-губернатор формировал правительство области, состав которого утверждался султаном; имел право издавать административные постановления; руководил местной милицией. Первым генерал-губернатором Восточной Румелии стал князь Богориди (полуболгарин - полугрек). Кроме этого статут предусматривал введение в провинции свободы слова, печати и собраний.

Таким образом, 1878-1879 годы стали важнейшим периодом становления болгарской государственности. Во многом благодаря политике России в Болгарии была подготовлена почва для последующего объединения обеих частей страны в единое государство.

Объединение Болгарии. В конце июня 1879 г., присягнув Конституции, Александр Баттенберг стал князем, обосновавшись в новой столице - Софии.

В июле 1879 г. русские войска и администрация покинули Болгарию. Александр Баттенберг во внешней политике начал ориентироваться на западные страны, прежде всего на Австро-Венгрию и Пруссию. Во внутренней политике он опирался на партию консерваторов.

Еще во времена обсуждения проекта Тырновской конституции в Учредительном собрании возникли две политические группировки - либералов к консерваторов. Либералы выражали интересы мелкобуржуазных слоев населения, а консерваторы - крупной торгово-ростовщической буржуазии. Борьба между ними определяла внутриполитическое развитие Болгарии в первое десятилетие после освобождения. Несмотря на доминирование либералов в Народном собрании, Баттенберг опирался на консерваторов. В 1881 г. он совершил государственный переворот, распустив неугодное ему Народное собрание и самолично изменил Конституцию.

Новое правительство было сформировано из консерваторов, милиция заменена жандармерией, установлен высокий избирательный ценз при выборах в Народное собрание, расширены полномочия князя, ограничена свобода слова, печати и собраний. В стране установился режим военно-монархической реакции. На либералов обрушились репрессии. Долго удерживать такой режим Баттенбергу не удалось. Его действия вызвали недовольство большинства болгарского народа. С целью сохранения своей власти он вынужден был пойти на союз с правым крылом либеральной оппозиции и в 1883 г. восстановить Тырновскую конституцию.

Тяжелая ситуация складывалась и в Восточной Румелии. Турецкое правительство, опираясь на поддержку Австро-Венгрии, Англии и Германии, сузило права местной администрации области. Ограничивалась свобода слова, печати, петиций; генералгубернатор лишался права издания областных постановлений, руководства милицией и жандармерией.

В сентябре 1885 г. в столице Восточной Румелии - Пловдиве -вспыхнуло восстание, цель которого сводилась к объединению страны. Его результатом стало провозглашение объединения Болгарии во главе с Баттенбергом, который издал манифест и принял титул князя Южной и Северной Болгарии.

В начале 1886 г. Турция вступила в непосредственные переговоры с Болгарией. В феврале 1886 г. было подписано соглашение, по которому болгарский князь утверждался генерал-губернатором Восточной Румелии сроком на 5 лет. Этим соглашением Турция фактически признала объединение Болгарии.

Болгария в конце XIX - начале XX вв. Воссоединение страны, имевшее безусловно прогрессивное значение, не уничтожило внутренних противоречий. В 1886 г. под нажимом русского правительства Александр Баттенберг отрекся от престола. Болгарским князем был избран венгерский офицер, католик, немецкий принц Фердинанд Кобургский.

Новый князь не изменил прозападной внешнеполитической ориентации. Во внутренней политике он взял курс на усиление монархической власти.

В 1898 и 1911гг. Тырновская конституция подвергалась изменениям. Князю были предоставлены дополнительные права:

- делать заем (до 3 миллионов левов) и расходовать средства из государственной казны (до 1 миллиона левов) без согласия На родного собрания в тех случаях, когда для его созыва «встретились важные препятствия» (ст. 125, 126);

- заключать международные договора, причем об этих дого ворах он мог не докладывать Народному собранию, если этому соответствуют «интересы и безопасность государства» (ст. 17);

- объявлять военное положение.

В экономическом отношении Болгарское государство было отсталой аграрной страной. Освобождение от османского ига и последующее объединение способствовали ее экономическому развитию. В 1880-1885 гг. в Болгарии было ликвидировано феодальное землевладение: земля турецких феодалов подлежала выкупу и передавалась крестьянам. Условия передачи и размер выкупных платежей устанавливался болгарским правительством. Произошел аграрный переворот, в результате которого Болгария стала страной мелких и средних крестьянских хозяйств.

Ликвидация феодальных отношений способствовала развитию капитализма. Постепенно в Болгарии создавались свои небольшие предприятия, занимавшиеся преимущественно переработкой сельскохозяйственного сырья. Развитию промышленности препятствовал острый недостаток капиталов и конкуренция иностранных товаров.

В начале XX в. капитализм в Болгарии достиг заметных успехов. Этому во многом способствовали законы о поощрении отечественной промышленности и введении потребительских пошлин. Ускорился процесс проникновения в страну иностранного капитала, главным образом в форме государственных займов. В 1911 г. в Болгарии насчитывалось свыше 300 крупных промышленных предприятий пищевой, текстильной и обрабатывающей промышленности.

Таким образом, к началу XX в. внутренне политическое и экономическое развитие Болгарии уже не зависело от Османской империи. Это позволило ей в 1908 г. провозгласить свою полную независимость.

План войны фашистской Германии против СССР (план «Барбаросса»)