Новости
15.06.2021
Как обезопасить себя, приобретая алкоголь
Чтобы праздник состоялсяСмертность от употребления некачественного алкоголя лишь немного уступает смертности от ДТП. Если раньше причиной смерти была ...

подробнее
08.06.2021
Процесс создания печати логотипа компании на масках
Поскольку в 2020 году в страну пришла пандемия коронавируса, медицинская маска стала одним из самых востребованных предметов повседневного гардероба. ...

подробнее
30.05.2021
О правилах использования труда мигрантов
Существуют упрощенное и полное толкование определения «иностранный работник». В упрощенном варианте это физическое лицо, не являющееся резидентом РФ ...

подробнее
25.05.2021
Несколько правил работы с юридическим адресом
Категория «юридический адрес» давно используется в бизнес-среде и в ряде инспекций, часто появляется в коммерческой и официальной документации. При ...

подробнее
18.05.2021
Вас интересует стоимость уточнения границ земельного ...
Сбор и систематизация данных об объектах недвижимого имущества и ее передача в органы, которые занимаются кадастровым учетом –кадастровые услуги. ...

подробнее
18.05.2021
Проведение экспертизы после ДТП — определение виновника
Как бы не старались водители соблюдать правила дорожного движения, но практически каждый из них хоть раз попадал в ДТП. В большинствеслучаев ...

подробнее

Япония. Конституция 1889 г

Естественным завершением эпохи реформ 60-80 гг. стала Конституция 1889 г., окончательно закрепившая государственное устройство Японии. Еще в 1881 г. под влиянием широкого либерально-демократического «движения за свободу и народные права» император подписал указ с обещанием созвать в 1890 г. парламент. Десятилетний подготовительный период был использован для тщательного изучения конституционного опыта США и европейских стран. В 1889 г. Японии была дарована Конституция, составленная по прусскому образцу.

По форме правления Япония оставалась конституционной монархией при сильной власти императора.

Император объявлялся главой государства (ст. 4) и должен был осуществлять высшую законодательную, исполнительную и судебную власть. Его особа провозглашалась священной и неприкосновенной (ст. 3).

Как глава государства он наделялся верховной властью (ст. 4): объявлял войну, устанавливал мир, заключал международные договоры (ст. 13), являлся верховным главнокомандующим армией и флотом (ст. 14).

Законодательную власть по Конституции 1889 г. император осуществлял «в согласии с парламентом» (ст. 5). При этом императорские прерогативы в законодательной сфере были значительными:

- законы, установленные парламентом, не могли быть обнародованы и приняты к исполнению без его подписи (ст.6);

- ему предоставлялось право издавать «указы, необходимые для исполнения законов, поддержания общественного спокойствия и порядка», но они не должны были вносить изменений в действующие законы (ст. 9);

- в промежутках между сессиями парламента император мог издавать и «указы, имеющие силу закона», они должны были утверждаться на ближайшей сессии парламента, а в случае неодобрения объявляться недействительными на будущее время (ст.8);

- императору принадлежало исключительное право инициативы в деле изменения Конституции (ст. 73).

Парламент в соответствии с Конституцией 1889 г. состоял из двух палат: верхней - Палаты пэров и нижней - Палаты депутатов (ст. 33). Верхняя палата складывалась из «членов императорской фамилии, носителей дворянских титулов и лиц, назначенных в нее императором» (ст. 34). Нижняя - Палата депутатов являлась представительным органом и формировалась «из членов, избираемых народом» (ст. 35). Избирательное право было урегулировано законом 1889 г., по которому активное избирательное право получил лишь 1% населения. Оно предоставлялось лицам мужского пола, достигшим 25 лет и платившим 15 иен годового дохода.

Император созывал парламент и закрывал его. По предложению правительства и с согласия верхней палаты он мог распустить Палату депутатов и назначить новые выборы (ст. 7).

В соответствии с Конституцией парламент был наделен следующими полномочиями:

- принимал и утверждал законопроекты, предложенные правительством и императором (ст.8, 37, 38), включая законы о новом налогообложении (ст.62, 63);

- имел право самостоятельной законодательной инициативы (ст. 38);

- утверждал государственные доходы и расходы в форме годового бюджета (ст. 64), если бюджет не вотировался парламентом, то принимался бюджет предыдущего года (ст. 71);

- наделялся правом рассматривать и решать вопрос об изменении Конституции, не только по инициативе императора (ст. 73).

Исполнительную власть по Конституции 1889 г. император осуществлял совместно с кабинетом министров и Тайным советом. Как глава исполнительной власти он

- устанавливал организацию различных отраслей управления (ст. 10);

- назначал и увольнял всех высших гражданских и военных должностных лиц (ст. 10);

- жаловал «дворянство, чины, ордена и иные знаки отличия» (ст. 15);

- определял организацию и численный состав армии и флота мирного времени (ст. 12).

Непосредственное управление возлагалось на кабинет министров. Члены кабинета назначались и смещались императором. При этом Конституция устанавливала ответственность министров только перед императором (ст. 55), что ставило исполнительную власть в независимое положение от парламента - высшего органа законодательной власти. К полномочиям кабинета министров относилось осуществление непосредственного управления страной:

- ведение государственных дел,

- разработка законопроектов,

- подготовка указов для проведения в жизнь конституции и законов,

- руководство отраслями государственного управления,

- представление парламенту проектов государственного бюджета (ст. 9, 38, 55, 68, 71).

Важную роль в системе органов исполнительной власти играл и Тайный совет. Он представлял собой расширенный кабинет, в состав которого входили все министры и 15 дополнительных членов, назначаемых императором. Тайный совет собирался по требованию императора для обсуждения важнейших государственных дел (ст. 56).

Большое значение в системе исполнительной власти Японии имел гэнро (совет старейшин) - внеконституционный совещательный орган при императоре. В состав гэнро входили представители аристократии. Данный орган сохранял свое- значение до 30-х годов XX в., во многом определяя направление внутренней и внешней политики Японского государства.

Судебная власть по Конституции 1889 г. осуществлялась судами от имени императора и согласно законам (ст. 57).

Императору предоставлялось право амнистии, помилования и смягчения наказания (ст. 16).

В целом складывание буржуазной судебной системы Японии началось еще до принятия Конституции и продолжалось после вступления ее в силу. Реорганизация судебной сферы, предпринятая в 70-90-е годы XIX в., привела к формированию достаточно стройной системы судебной власти в Японии. Высшая судебная власть сосредоточивалась в Верховном императорском суде, председатель которого назначался императором. В его компетенцию входило осуществление высшей апелляции, разъяснение законов, рассмотрение наиболее важных дел.

По территориальному уровню суды делились на местные, решавшие большинство уголовных и гражданских дел своего района, губернские и окружные - апелляционные по приговорам судов низшей инстанции. В период реформ в Японии появилась и прокуратура. В 1874 г. она получила право поддерживать обвинение в суде и опротестовывать приговоры. Кроме этого, серьезному реформированию подверглась сфера уголовного процесса. В конце XIX в. в Японии был принят Уголовно-процессуальный кодекс, который основывался на принципах гласного и непосредственного судопроизводства, «свободной оценки доказательств», права обвиняемого на защиту и пр.

Отдельная глава Конституции была посвящена правам и обязанностям подданных. Она содержала ряд общедемократических положений.

Провозглашались

- свобода выбора и перемены местожительства (ст. 22);

- неприкосновенность собственности и жилища (ст. 17, 25);

- тайна переписки (ст. 26);

- равный доступ к занятию гражданских и военных должно стей (ст. 19);

- защита от неправосудных арестов (ст. 23, 24);

- свобода слова, совести, печати, собраний и союзов (ст. 28, 29) и др.

Однако некоторые положения этого раздела содержали оговорки, которые ограничивали реализацию названных прав и свобод японского гражданина на практике.

Таким образом, буржуазная революция и последовавшие за ней реформы способствовали утверждению в Японии новых капиталистических отношений. За 30 лет с начала реформ Япония превратилась в ничем не уступающую западным странам державу. Перейдя к новому строю жизни, она стала искать рынки сбыта для продукции своей индустрии, сырьевую базу для работы своей промышленности, территории для расселения избыточной армии труда. Как европейцы и американцы, она стремилась завести колонии, и с конца XIX - начала XX вв. выступает в качестве самой деятельной экспансионистской державы.