Новости
13.05.2023
Изменение видов деятельности, основные моменты
Регистрацией изменения вида деятельности предприятия (ИП, ООО,ОАО и т.д.), называют смену вида деятельности по КВЭД.Причины для смены деятельности ...

подробнее
13.05.2023
Обязательное повышение квалификации специалистов в сфере ...
В соответствии с действующим законодательством каждый строитель, работающий в компании-участнице СРО должен не реже чем раз в 5 летпроходить курсы ...

подробнее
13.05.2023
Наследство: все вопросы решит адвокат
Сопровождение наследственных дел в суде – один из наиболее востребованных видов юридических услуг. Опытный адвокат Центральной коллегииадвокатов, ...

подробнее
06.04.2023
О пользе отзывов при выборе работодателя
С вопросом о необходимости прочтения отзывов о будущем работодателе не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Наряду с объективной ...

подробнее
11.01.2023
Признаки банкротства юридического лица
К сожалению, многие компании, по тем или иным причинам, сталкиваются с проблемой неисполнения денежных обязательств. Прежде чем начинать процедуру ...

подробнее
11.01.2023
Введение в корпоративные финансы
С целью увеличение стоимостных показателей компании производится непрерывный анализ структуры капитала компании, особенностей источников ...

подробнее

Япония. Реформы 60-80 гг. XIX в. (Реформы Мэйдзи)

Буржуазная революция 1867-68 гг. открыла новую историческую полосу в жизни Японии. Глубокий кризис феодальной системы, обострение классовой борьбы, угроза колониальной экспансии и необходимость в связи с этим укрепления экономики страны заставили новое правительство Японии стать на путь проведения политических и социально-экономических преобразований. Намерения реформаторов были изложены еще во время гражданской войны в 1868 г. в клятвенном обещании императора созвать «широкое собрание» и решать все государственные дела «в соответствии с общественным мнением». Всему народу было обещано позволение «осуществлять свои собственные стремления и развивать собственную деятельность». В заявлении был определен и путь выхода из кризиса: «Знания будут заимствоваться во всем мире и таким путем основы империи будут упрочены».

Программа реформ начала осуществляться сразу после свержения сёгуната, затронув основные сферы жизни японского общества.

В социально-экономической сфере начало реформам положил закон 1867 г., отменивший монополию ремесленных цехов и купеческих гильдий. Были ликвидированы внутренние таможенные барьеры между отдельными княжествами, что создавало условия для образования единого внутреннего рынка.

В 1871 г. была отменена феодальная система сословного деления общества, провозглашено равенство всех сословий перед законом, свобода выбора профессии и места жительства. В 1872 г. введена единая денежная система. Но самым значительным преобразованием в социально-экономической сфере стала аграрная реформа, законодательно оформленная рядом актов 1871-1873 гг. Суть ее заключалась в следующем.

1. Упразднялось крупное феодальное землевладение. Земельные владения феодальной знати государство выкупало на выгодных для помещика условиях - ему выплачивалась пожизненная денежная пенсия, примерно равная 10% прежнего валового дохода от владений.

2. Утверждалась частная собственность на землю: была разрешена купля-продажа земли и проведена поземельная перепись населения, в ходе которой землю передавали в собственность тем, кто ее фактически обрабатывал.

3. Отменялись все феодальные подати и повинности и вводился ежегодный денежный налог (3 % от стоимости земли), взимаемый центральным правительством.

Радикального перераспределения земли не произошло (определенная масса крестьян оставалась малоземельной и безземельной), но тем не менее аграрная реформа 1871-1873 гг. способствовала утверждению капиталистических отношений в деревне.

Важные преобразования затронули и государство. Реформированию подверглись армия, государственный аппарат, административно-территориальное устройство Японии.

В начале 70-х годов, используя зарубежный опыт, власти начали реорганизацию вооруженных сил. Германский опыт стал определяющим при создании сухопутных войск, английский - при формировании военно-морского флота. В 1872 г. была введена всеобщая воинская повинность. Самураи потеряли свое исключительное положение воинов, но за ними было оставлено привилегированное право на занятие офицерских должностей.

В 1871-1878 гг. изменилось административнотерриториальное устройство и местное самоуправление Японии. Деление на княжества было ликвидировано, а введены более мелкие административно-территориальные единицы - префектуры с приблизительно равной численностью населения. Управление префектурой было поручено губернатору, назначенному центральным правительством и подотчетному ему. В 1878г. при губернаторе создаются совещательные органы- выборные собрания и советы префектур.

В 1885 г. в государственном аппарате Японии появляется новый, ранее не известный орган - кабинет министров, положивший начало развитию отраслевой системы управления.

Реформы 60-80-х гг. XIX в. привели к централизации страны и создали благоприятные условия для развития капитализма. Важным следствием реформ стал рост политической активности японского общества, который проявился в возникновении политических партий.

Первые политические партии, либеральные по своей окраске, появились в Японии в 1881-1882 гг.

Дворянское крыло либеральной оппозиции в 1881 г. создало партию Дзиюто, которая поддерживалась и значительной частью крестьянства. Либеральная партия Дзиюто выступала за снижение поземельного налога, против монополизации государственной власти «клановой» бюрократией.

Буржуазное крыло либеральной оппозиции в 1882 г. основало партию Кайсинто - партию реформ, требовавшую от правительства мер, направленных на ускорение темпов роста промышленности, скорейший пересмотр неравноправных договоров, поощрения экспорта, активизации внешней политики.

Принципиальные программные требования обеих партий были очень близкими: они выступали за введение парламентского строя при сохранении монархии.