Новости
05.02.17
Закон и мораль в разрешении семейных споров
Закон охраняет семейные ценности и традиции, формирует ответственности сторон семейных взаимоотношений, защищает права и интересы каждого члена конкретной ячейки общества.


подробнее
30.01.17
Вниманию собственников нежилых помещений!!!
Юридическая Компания "АМПАРО" приглашает собственников нежилых помещений и арендодателей к взаимовыгодному сотрудничеству на постоянной основе.


подробнее
27.01.17
Вниманию клиентов Компании и посетителей сайта!!!
Обращаем внимание всех клиентов Компании и посетителей сайта, что телефоны Юридической Компании "АМПАРО" изменились. Актуальную информацию можно найти в разделе "Контакты".
подробнее

Объединение Германии. Конституция Германской империи 1871 г

Поражение революции 1848-1849 гг. не могло остановить бурного капиталистического развития Германии, которое настоятельно требовало объединения страны.

Инициативу в объединительном процессе захватила Пруссия Начавшаяся здесь в середине XIX в. промышленная революция превратила ее в самое экономически развитое германское государство. С приходом к власти нового короля - Вильгельма I Пруссия стала активно заниматься внутригерманскими проблемами. Ее главной заботой было ослабление Австрии и объединение всех германских государств вокруг Пруссии. В 1862 г. Вильгельм I назначил главой правительства Отто фон Бисмарка, который уже в первой своей речи на новом посту определил модель и методы будущего объединения: «не речами и постановлениями, а железом и кровью».

Бисмарк энергично взялся за осуществление поставленной цели, начав с усиления армии. Увеличение расходов на ее содержание, введение всеобщей воинской повинности и обязательного школьного обучения; создание нового органа управления военным ведомством - генерального штаба способствовали превращению прусской армии в одну из сильнейших в Европе.

Прелюдией к поражению Австрии стала война Пруссии и Австрии против Дании. В состав Дании входили 2 провинции с преимущественно немецким населением - Шлезвиг и Гольштейн. Поводом к войне явилась новая датская Конституция, в которой ущемлялись права Шлезвига. Война продолжалась всего 4 месяца. Потерпев поражение, Дания была вынуждена отказаться от этих провинций Управление Гольштейном было передано Австрии, а Шлезвигом - Пруссии.

В 1866 г., обвинив Австрию в нарушениях договоренности об управлении этими провинциями, Пруссия напала на Гольштейн. Началась австро-прусская война, которая быстро привела к полному разгрому Австрии. Победа над Австрией окончательно решила вопрос о гегемонии Пруссии в объединительном процессе.

В августе 1866 г. был подписан договор о создании нового Северогерманского Союза, возглавляемого Пруссией. В него вошли 22 германских государства, расположенных к северу от реки Майн. В 1867 г. была принята Конституция северогерманского союза, юридически закрепившая в нем ведущее положение Пруссии.

Однако Бисмарк считал, что завершить объединение Германии возможно только разгромив Францию, которая видела в объединении Германии прямую угрозу своему влиянию на европейском континенте и стремилась подтолкнуть Австрию и южногерманские государства к борьбе против Пруссии. Война с Францией, по его мнению, должна была вызвать в германских государстве общенациональное движение за ускорение полного объединения Германии и тем самым облегчить преобразование временного Северогерманского союза в более централизованное государство под главенством Пруссии.

Расчеты Бисмарка оказались точными. Спровоцировав Францию на объявление войны и выставив ее агрессором, Бисмарк добился желаемых результатов. Германские государства объединились вокруг Пруссии, а военные победы привели к тому, что монархи всех германских государств обратились к прусскому королю с просьбой принять императорскую корону. 18 января 1871 г. Германия, в состав которой вошли и южногерманские государства (Бавария, Вюртемберг, Гессен-Дармштадт и Баден), была провозглашена империей. 16 апреля 1871 г. рейхстаг утвердил новую Конституцию.

Конституция Германской империи 1871 г. По форме государственного устройства Германия становилась федерацией. Она состояла из 25 государственных образований (4 королевств, 6 великих герцогств, 4 герцогств, 8 княжеств, 3 вольных городов) и имперской провинции Эльзас-Лотарингии, аннексированной от Франции.

По форме правления Германия стала конституционной монархией Германским императором-кайзером был провозглашен король Пруссии Вильгельм I. Социальную базу новой империи составило высшее прусское дворянство - юнкерство в союзе с крупной буржуазией.

Законодательная власть по Конституции вверялась парламенту, состоявшему из двух палат.

Верхняя палата - Союзный совет (бундесрат) - состоял из представителей государств, входящих в состав союза. Они назначались правительствами союзных государств, а нормы представительства определялись самой Конституцией. Из 58 мест в Союзном совете 17 принадлежало Пруссии, 6 - Баварии, по 4 - Саксонии и Вюртенбергу, по 3 - Бадену и Гессену, остальным членам союза по одному месту.

Нижняя палата – рейхстаг - избиралась на 3 года (с 1887 г. на 5 лет) «посредством всеобщих и прямых выборов с тайной подачей голосов».

Обе палаты парламента обладали правом законодательной инициативы. Для принятия закона требовалось «согласие большинства и в том и в другом собрании» (ст. 5). При этом к компетенции парламента Конституция относила:

- вопросы гражданства;

- налоговое, таможенное и торговое законодательство;

- единую денежную систему, системы мер и весов;

- основы законодательства в области судопроизводства, уголовного и гражданского права;

- проблемы авторского, патентного, банковского права;

- законодательство о транспорте и связи;

- военное законодательство и внешнеполитические отношения.

Кроме законодательных полномочий верхняя палата обладала и рядом исполнительных функций. Она назначала некоторых имперских чиновников, принимала решение об экзекуции (принуждении) отдельных членов союза к соблюдению конституционных обязанностей (ст. 7, 19, 24).

Во главе исполнительной власти стоял император, который и являлся главой государства. Он обладал весьма широкой компетенцией:

- назначал и увольнял должностных лиц империи, включая председателя Союзного совета - канцлера,

- имел право законодательной инициативы, опубликовывал законы и осуществлял контроль за их исполнением;

- выступал представителем империи в международных отношениях (заключал мир, подписывал международные договоры, с согласия союзного совета объявлял войну;

- являлся верховным главнокомандующим вооруженных сил;

- контролировал деятельность парламента, т.к. имел право созывать, открывать, закрывать Союзный совет и рейхстаг, а так же с согласия верхней палаты досрочно распускать рейхстаг.

Особое место в системе исполнительной власти принадлежало канцлеру. Он назначался императором и был ответственен только перед ним. Канцлер обладал обширными полномочиями. Все постановления и распоряжения императора требовали его подписи. Он председательствовал в Союзном совете.