Новости
05.02.17
Закон и мораль в разрешении семейных споров
Закон охраняет семейные ценности и традиции, формирует ответственности сторон семейных взаимоотношений, защищает права и интересы каждого члена конкретной ячейки общества.


подробнее
30.01.17
Вниманию собственников нежилых помещений!!!
Юридическая Компания "АМПАРО" приглашает собственников нежилых помещений и арендодателей к взаимовыгодному сотрудничеству на постоянной основе.


подробнее
27.01.17
Вниманию клиентов Компании и посетителей сайта!!!
Обращаем внимание всех клиентов Компании и посетителей сайта, что телефоны Юридической Компании "АМПАРО" изменились. Актуальную информацию можно найти в разделе "Контакты".
подробнее

Франция. Великая французская буржуазная революция

В истории было немало буржуазных революций. Английская и американская революции хронологически предшествовали французской. Однако если содержание первой было замаскировано религиозными мотивами, а содержание американской революции заключалось в освобождении английских колоний от монархической метрополии, то французская революция никакой иной задачи, кроме освобождения от феодализма, в себе не несла. Ее отличительная черта состоит в том, что, будучи буржуазной по своему классовому содержанию, она являлась демократической, народной революцией. И ее главной движущей силой были широкие народные массы. Именно народ придал французской революции ее размах и глубину.

К середине XVIII в. Франция представляла собой централизованное государство с монархической формой правления. 26 миллионов французских подданных были по прежнему разделены на три сословия. К первому относилось духовенство, ко второму -дворянство, а все остальное население страны составляло третье сословие.

Первые два сословия, насчитывавшие около 270 тысяч человек, являлись привилегированными. Они владели более 1/3 земельного фонда, обладали налоговыми льготами, пользовались преимущественным правом доступа к государственным должностям.

Третье сословие, несшее основное бремя налогов, было неоднородным по своему составу. К нему относились буржуазия, крестьянство и городской плебс (рабочие мануфактур и городская беднота). Ведущей силой в третьем сословии была буржуазия, также весьма неоднородная по своему составу. Причины, в силу которых отдельные ее группы находились в оппозиции к правящему монархическому режиму, были различны.

Крупная финансовая буржуазия, ссужавшая государство капиталами, желала их возвращения.

Средняя, главным образом торгово-промышленная, выступала за отмену жесткой средневековой цеховой регламентации и запретов в производстве, уничтожение внутренних таможенных пошлин.

Мелкая буржуазия требовала облегчения податного бремени.

Основную массу третьего сословия составляло крестьянство. К середине XVIII в. личная крепостная зависимость французских крестьян исчезла, но экономическая сохранялась. Только небольшой процент крестьянского населения обладал частной собственностью на землю. Большинство крестьян являлось лишь арендаторами земли, за пользование которой они платили сеньору денежный и натуральный оброки. Кроме того, крестьяне были обременены многочисленными государственными налогами (поземельным, подушным, налогом на соль и др.), а также церковной десятиной.

Еще в более тяжелом положении находился городской плебс. Рабочее время французского пролетария составляло 14-15 часов в сутки при минимальной оплате труда. Бедственное положение крестьянства и городских низов уже в середине XVIII в. вызвало их массовые выступления.

Конец 80-х годов ознаменовался торгово-промышленным кризисом и неурожаями, что привело к финансовому банкротству государства и обострению классовой борьбы. В стране отчетливо проявился кризис феодально-абсолютистской системы и создалась революционная ситуация.

Монархия оказалась не в силах удерживать свои позиции и вынуждена была пойти на уступки. В 1787 г. была сделана попытка приглушить социальную напряженность путем введения единого поземельного налога без сословных различий. При этом, желая заручиться поддержкой привилегированных сословий, монархия обратилась к освященной традицией форме участия представителей этих сословий в решении важных вопросов - собранию нотаблей. Однако собрание нотаблей отказалось утвердить новый налог. Оно потребовало созыва Генеральных штатов, не созывавшихся с 1614 г. Король вынужден был уступить.

В мае 1789 г. в Версале во дворце «малых забав» открыли свои заседания Генеральные штаты. Они по прежнему состояли из представителей трех сословий. Причем, от первого и второго сословия было по 300 представителей, а от третьего - 600. С началом работы Генеральных штатов встал вопрос о регламенте - порядке ведения заседаний и правилах голосования. Старый порядок, когда все сословия заседали отдельно и каждое из них обладало правом одного голоса, не устраивал представителей третьего сословия. Желая реализовать свое численное превосходство, они стали настаивать на совместном заседании и новом порядке принятия решений - по большинству голосов депутатов. Более месяца велись безрезультатные переговоры. 17 июня 1789 г. представители третьего сословия и присоединившаяся к ним часть депутатов от первых двух сословий (низшее духовенство и либеральное дворянство) объявили себя Национальным собранием. 9 июля 1789 г. Национальное собрание было провозглашено Учредительным. Это означало, что собрание брало на себя ответственность и право на издание новых и отмену старых законов.

Активная позиция Учредительного собрания испугала королевское правительство. Однако король не считал дело проигранным и перешел в наступление. Он отправил в отставку популярного среди депутатов и в стране министра финансов Ж. Неккера. Вокруг Парижа стали стягиваться войска. Открытая подготовка двора к разгону Учредительного собрания послужила поводом к всенародному восстанию в Париже 13-14 июля 1789г. К вечеру 13 июля почти весь город был в руках восставших, на сторону которых перешла большая часть королевских войск. 14 июля восставшие штурмом взяли крепость-тюрьму Бастилию - символ французского абсолютизма.

Падение Бастилии стало началом Великой французской революции, изменившей не только Францию, но и весь мир.

В революции четко определились три этапа:

- период фельянской конституционной монархии (14 июля 1789 г.-10 августа 1791 г.)

- период жирондистской республики (10 августа 1791 г. - 2 июня 1793 г.)

- период якобинской диктатуры (2 июня 1793 г. - 27 июля 1794 г.)

Названия этапов - фельянский, жирондистский, якобинский -происходят от имени тех сил, которые доминировали в политической жизни страны и определяли государственную политику каждого из периодов. Все названные политические группировки выделились из революционного Якобинского клуба, образованного в 1789 г. и первоначально объединявшего всех противников феодально-абсолютистского строя. По мере развития революции взгляды на ее конечные результаты среди участников клуба стали существенно расходиться.

В июле 1791 г. из Якобинского клуба выделилась группа монархистов-конституционалистов и основала Клуб фельянов, получивший название по месту заседаний в помещении, ранее принадлежавшем монашескому ордену фельянов. Политическое течение фельянов выражало интересы либерального дворянства и консервативной буржуазии, выступавших против углубления революции, за установление конституционной монархии. Его лидерами были Мирабо, Лафайет, Байи, Барнав, Ламет, Дюпор. Фельяне стали доминирующей силой в первый период революции. Их взгляды нашли отражение в Конституции 1791 г. и других законодательных актах этого периода.

В октябре 1792 г. произошел второй раскол Якобинского клуба. Из него выделилось течение жирондистов, представлявшее интересы республикански настроенной торгово-промышленной и землевладельческой буржуазии, преимущественно провинциальной. Свое название оно получило от департамента Жиронда, откуда происходили многие деятели партии: Верньо, Бориссо, Ролан, Кондорсе. Жирондисты стали господствующей силой и определяли государственную политику второго этапа революции.

Третий этап революции называют якобинским в связи с тем, что к власти в этот период пришла наиболее радикальная часть Якобинского клуба - якобинцы - монтаньяры. Они выражали интересы демократической буржуазии, выступавшей в союзе с крестьянской и плебейской массой. Их лидерами были Робеспьер, Дантон, Марат, Сен Жюст, Кутон, Барьер.

Конституционная монархия. Первый этап революции (14 июля 1789 г. - 10 августа 1792 г.) стал периодом господства крупной буржуазии и примкнувшего к ней либерального дворянства.

Верхи третьего сословия, представленные политической группировкой конституционалистов, а впоследствии фельянов, заняли доминирующее положение в Учредительном собрании, новых органах местного самоуправления - муниципалитетах, в командовании национальной гвардией и определяли государственную политику периода.

В той мере, в какой их политические устремления совпадали с интересами основной части третьего сословия и были направлены против пережитков феодального строя, они являлись прогрессивными.

Таковыми стали декреты об отмене сословного деления (1789 г.), о передаче церковных имуществ нации (1789 г.), о введении нового административно-территориального устройства государства (1789-1790 гг.), об упразднении цехов (1791 г).

Но в главном вопросе революции - аграрном крупная буржуазия и либеральное дворянство занимали консервативную позицию. Принятые под давлением крестьянского движения декреты об отмене некоторых феодальных привилегий (1789 г.) и «личных» феодальных повинностей (1790 г.) сохранили основные права феодалов и не удовлетворяли крестьянство.

Стремлением упрочить свое политическое господство проникнуты декреты о введении цензовой избирательной системы (1789 г.) и запрещении рабочих союзов и стачек (закон Ле Шапельеот 1791 г.).

Политические устремления крупной буржуазии наиболее ярко отразились в двух важнейших конституционных документах периода: «Декларации прав человека и гражданина» 1789 г. и Конституции 1791 г.

Декларация прав человека и гражданина, написанная в духе общенационального манифеста, была утверждена 26 августа 1789 г. Она содержала 17 статей, где в концентрированной форме были изложены главные прогрессивные идеи политико-правовой мысли Франции XVIII в. (теоретический принцип Монтескье о разделе властей, идеи Руссо о народном суверенитете и о сущности закона как выражения общей воли, мысли Вольтера, Дидро и др.). Ее создателями стали Лафайет, Мирабо, Дюпор, Мунье и др. Декларация провозглашала основополагающие принципы гражданского общества и правового государства, нерушимость «естественных и неотъемлемых прав человека», народного суверенитета, разделение властей, института ответственности власти, понимаемого как «право требовать отчета у каждого должностного лица по вверенной ему части управления» (ст. 15).

К естественным и неотчуждаемым правам человека Декларация относила свободу, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. При этом свобода определялось как возможность «делать все, что не приносит вреда другому», а границы ее пользования очерчивались только законом. Отдельно провозглашались свобода мысли как «драгоценнейшее из прав», свобода слова и вероисповедания.

Права граждан определяли степень участия гражданина в деятельности государства. К их числу относилось избирательное право и право на участие в управлении делами государства. В ст. 6 утверждается принцип всеобщего избирательного права. «Закон, - говорилось в ней, - есть выражение общей воли. Все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его образовании». При этом провозглашалось право каждого на участие в управлении делами государства. «Всем гражданам ввиду их равенства перед законом, - говорилось в Декларации, - открыт в равной мере доступ ко всем общественным должностям».

Декларировались новые положения и принципы уголовного права и судебного процесса, к числу которых относились:

- принцип - «нет преступления, не указанного в законе» (nulluem crimen sine lege), определяемый через неприкосновенность личности, недопустимость привлечения к ответственности, задержание и заключения иначе, как в случаях, прямо предусмотренных законом (ст. 7);

- принцип - «нет наказания, не указанного в законе» (nulluem poena sine lege), согласно которому преступным считается лишь деяние, квалифицированное как таковое в законе, и «никто не может быть наказан иначе как в силу закона, надлежайше примененного, изданного и обнародованного до совершения преступления» (ст.5, 8);

- презумпция невиновности подсудимого в уголовном процессе, в соответствии с которой «каждый привлеченный к ответственности предполагается невиновным, пока не установлено обратное» (ст. 9).

Декларация прав человека и гражданина имела огромное прогрессивное значение в борьбе против феодально-абсолютистского строя за демократизацию общественной жизни. Она вызвала подъем революционного энтузиазма во Франции и породила надежды в беднейших слоях населения на уничтожение феодального гнета, радикальное разрешение аграрного вопроса, улучшение экономического положения, предоставления прав, провозглашенных Декларацией. Однако большинство ее положений носили расплывчатый и абстрактный характер, что давало возможность трактовать их в угоду политической конъюнктуре.

Конституция 1791 г. стала итоговым документом первого этапа революции. Она установила государственный строй, основанный на принципах уважения прав и свобод человека, разделения властей, национального суверенитета, представительного правления.

Конституция состояла из введения и 7 разделов. Декларация 1789 г. вошла в нее как вводная часть, а ряд положений ранее принятых декретов во многом определил ее содержание.

Во введении провозглашалась отмена основных феодальных пережитков: сословного деления общества, вотчинной юстиции, продажи и наследования государственных должностей, цеховых регламентации, но по прежнему умалчивалось об отмене феодальных повинностей крестьянства.

Конституция гарантировала

- свободу передвижения,

- свободу слова и печати без предварительной цензуры,

- неприкосновенность собственности,

- свободу вероисповедания,

- свободу собраний, но «без оружия и с соблюдением полицейских законов».

Второй раздел определял новое административно-территориальное устройство. Страна была разделена на 83 департамента, департаменты на дистрикты, а последние на кантоны. Сельские и городские общины (коммуны) получили «право избирать из своей среды на определенный срок в порядке, предусмотренном законом, муниципальные органы, призванные вести местные дела общины». Данные положения уничтожали старую административную раздробленность и обеспечивали национальное единство государства, а выборы новых муниципалитетов стали политической школой для французов.

Третий раздел Конституции стал ключевым. Он определял форму правления, полномочия ветвей власти, избирательное право. Государство по форме правления становилось конституционной монархией.

Законодательная власть вручалась однопалатному Национальному собранию (законодательному корпусу), избираемому на 2 года. Избирательным правом по Конституции пользовались только активные граждане. Ими признавались лица, имеющие французское гражданство, «которым исполнилось 25 лет от роду, имеющие место жительства в городе или кантоне в течение установленного законом времени, уплачивающие прямой налог в размере не менее стоимости 3 рабочих дней, не находящиеся в услужении, внесенные в список национальной гвардии муниципалитета по месту жительства и принесшие гражданскую присягу». По официальной статистике, в результате этого положения из 26 миллионов французского населения право избирать получили только 4 миллиона человек.

Кроме того, выборы депутатов в законодательный корпус не были прямыми. Первичные собрания в городах и кантонах должны были избирать выборщиков (один выборщик на сто активных граждан), для которых устанавливался повышенный ценз.

Депутаты, избранные по департаментам, считались представителями всей нации и не являлись, в связи с этим юридически ответственными перед своими избирателями. Избиратели не могли давать им никаких наказов и отзывать своего депутата. Представители нации пользовались неприкосновенностью. Запрещалось подвергать их преследованию и обвинению за мысли и действия, совершаемые при выполнении депутатских обязанностей.

К компетенции Национального законодательного собрания Конституция относила широкий круг вопросов в различных областях государственной жизни, среди которых - право выступать с законодательной инициативой, принимать законы, устанавливать налоги, контролировать расходы государственных средств, учреждать и упразднять государственные должности, привлекать к ответственности министров и иных высших должностных лиц исполнительной власти, устанавливать численность и состав вооруженных сил, ратифицировать международные договоры.

Национальное законодательное собрание не могло быть распущено королем.

Исполнительная власть вверялась королю, который осуществлял ее совместно с министрами.

К прерогативам короля относились назначение и увольнение министров, послов, подписание законопроектов, изданных Национальным собранием, издание указов во исполнение принятых законов, общее командование вооруженными силами.

При этом исполнительная власть короля была существенно ограничена. Король мог назначить министра, но был не в силах освободить его от судебной ответственности. Назначенные королем министры могли быть преданы суду по решению Национального собрания.

Отказ короля в утверждении законопроекта, принятого законодательным корпусом, мог иметь только отлагательное значение. Подтвержденный двумя вновь созванными составами Национального собрания законопроект не требовал подписи короля. В отношении распоряжений короля действовал принцип контра-сигнатуры, по которому ни один приказ короля не подлежал исполнению без подписи соответствующего министра.

Король являлся верховным главнокомандующим сухопутных и морских вооруженных сил, но решение о начале военных действий должно было приниматься с согласия законодательного корпуса. Подписание им любых международных договоров требовало обязательной последующей ратификации Национальным собранием.

Судебная власть вручалась судьям, избранным народом и утвержденным в должности королем. Они не могли быть «смещены иначе, как за преступления по должности, надлежаще установленные в судебном порядке».

Для отправления уголовного судопроизводства вводился суд с участием присяжных заседателей.

Создавался кассационный суд, который принимал решения по жалобам на приговоры судов. Он не рассматривал дело по существу, но мог в случае обнаружения достаточных на то оснований отменить приговор и направить дело «на новое рассмотрение в тот суд, которому дело подсудно».

Учреждался и Верховный национальный суд, в состав которого входили члены кассационного суда и верховное жюри. Он разбирал «проступки министров и главных чиновников исполнительной власти, а также преступления, угрожающие общей безопасности государства».

Конституция 1791 г., провозглашавшая новые принципы буржуазного государственного права, умолчала об отмене феодальных повинностей крестьян, ввела цензовое избирательное право, сохранила бесправное положение коренных жителей французских колоний. С принятием Конституции правые в Национальном собрании объявили революцию законченной.

С 1792 г. на внутреннюю ситуацию в стране все большее влияние стала оказывать внешнеполитическая обстановка. Коалиция западноевропейских государств начала готовить военную интервенцию с целью поддержать монархический строй во Франции, и «ликвидировать революционную заразу».

20 апреля 1792 г. Франция объявила войну Австрии, активно поддерживающей вооруженный лагерь французских роялистов. Вскоре в войну против Франции вступила Пруссия.

25 июля 1792 г., когда неприятельские войска перешли французскую границу, главнокомандующий австро-прусских сил герцог Брауншвейгский обнародовал манифест, призвавший парижан покориться Людовику XVI и грозивший полным разрушением Парижа за малейшее нарушение неприкосновенности короля.

Ультимативный тон манифеста вызвал негодование свободолюбивых граждан и стал толчком к народному восстанию против монархии. Руководство восстанием взяла на себя созданная в ночь с 9 на 10 августа повстанческая Парижская коммуна. В результате победоносного народного восстания в Париже 10 августа 1792 г. правительство фельянов было свергнуто, а французский король арестован. Декретом Национального собрания от 11 августа 1792 г. было провозглашено отрешение короля от власти и объявлено о созыве нового органа государственной власти -Национального конвента на основе всеобщего (мужского) избирательного права.