Новости
05.02.17
Закон и мораль в разрешении семейных споров
Закон охраняет семейные ценности и традиции, формирует ответственности сторон семейных взаимоотношений, защищает права и интересы каждого члена конкретной ячейки общества.


подробнее
30.01.17
Вниманию собственников нежилых помещений!!!
Юридическая Компания "АМПАРО" приглашает собственников нежилых помещений и арендодателей к взаимовыгодному сотрудничеству на постоянной основе.


подробнее
27.01.17
Вниманию клиентов Компании и посетителей сайта!!!
Обращаем внимание всех клиентов Компании и посетителей сайта, что телефоны Юридической Компании "АМПАРО" изменились. Актуальную информацию можно найти в разделе "Контакты".
подробнее

Образование Соединенных Штатов Америки. «Ветви власти»

В фундамент Конституции были заложены следующие принципы: разделение властей, федерализм, судебный контроль и система так называемых «сдержек и противовесов».

Учредители Конституции не помышляли о создании некоего троевластия - системы трех полностью независимых друг от друга властей. Они знали, что власть едина, и знали кому реально она принадлежит. Для действенного функционирования этой власти они создали механизм взаимосвязанных (при помощи «сдержек и противовесов») органов, которые считались носителями законодательной, исполнительной и судебной власти.

На федеральном уровне три ветви власти представлены конгрессом, президентом и Верховным судом. Такой порядок разделения сфер государственного управления, по мнению основателей США, должен был препятствовать сосредоточению власти в одном органе и не допускал возможности тирании, а также не давал усилиться одному органу власти за счет других. Конституция учредила двухпалатный Конгресс, состоящий из Сената и Палаты представителей. Среди авторов Конституции лишь один ее создатель отстаивал идею однопалатного Конгресса. Это был Бенджамин Франклин. Аргументы же большинства соучредителей в пользу двухпалатного Конгресса заключались в следующем. Необходимо отразить в структуре высшего законодательного органа страны как принцип пропорционального, так и принцип равного представительства. Вот почему в Конгрессе и было создано две палаты. Палата представителей формировалась на базе численности населения в избирательных округах. Сначала в нее избирали немногим более 60 депутатов. (В настоящее время она насчитывает 435 конгрессменов).

В Сенате штаты были представлены как таковые и, следовательно, равным числом делегатов. Два сенатора от каждого штата имеют сдвинутые сроки полномочий, т.е. они не избираются в один и тот же год. Сенаторов со временем стало 100 человек со сроком полномочий 6 лет. Палата представителей избирается на два года. Назначение Сената состояло в том, чтобы сдерживать горячность и неосмотрительность народных представителей в нижней палате и этим способом предохранять правительство от влияния народных страстей и возможных перемен общественного мнения.

Острейшая политическая борьба, лишенная всякого благородства и даже приличия, поскольку дело доходило до личных выпадов и оскорблений, развернулась на первых выборах в Конгресс США. Они проходили в 1778 г.

В Конгрессе сразу же образовался узкий круг избранных, именуемый «внутренним клубом» или «истеблшментом».

С первых же шагов в работе Конгресса определилась самая значительная фигура - спикер. По Конституции США он «наследует» пост президента вслед за вице-президентом в случае отставки или смерти этих лиц. Полномочия спикера в палате оказались настолько широкими, что со временем его зачастую стали называть «диктатором».

Хотя творцы Конституции выработали известные «сдержки и противовесы», чтобы предотвратить тиранию, они тем не менее полагали, что Конгресс будет доминирующим институтом в управлении страной. Руководствуясь этими соображениями, «отцы-основатели» предоставили Сенату право утверждать представляемых президентом высших должностных лиц - послов, министров, консулов, членов Верховного суда и др. В случае необходимости Сенат мог судить высших государственных служащих, вплоть до президента, предъявив им импичмент (вотум недоверия), за которым следовал либо суд, либо отставка.

Сенат как верхняя палата Конгресса получил право утверждать законопроекты, принятые Палатой представителей.

Первые и последующие выборы в Конгресс США нельзя назвать ни свободными, ни демократическими. Конгресс с первых же своих шагов не смог представить все население страны и состоял в подавляющем большинстве из людей, защищавших интересы американской элиты.

Двери Капитолия (место, где заседает Конгресс) оказались наглухо закрыты не только для представителей простого народа, но и за редким исключением для интеллигенции и представителей среднего класса.

Кандидат, добившийся избрания в Конгресс, оказывался как бы связанным долговыми обязательствами по отношению к тем лицам и группам, которые вложили деньги в его избирательную кампанию. Демократический институт голосования превратился в своеобразный торг.

Право голоса в стране получили только белые мужчины, начиная с 21 года, имевшие определенное имущество в собственности. Негры, женщины, свободные бедняки к избирательным урнам не были допущены. Показательно, что все цензовые ограничения в США были сняты лишь в 1971 г.

Четкие предписания Конституции о том, что исполнительная власть вручается только президенту и никому другому, отнюдь не были результатом неожиданного озарения «отцов-основателей».

Предшествующий исторический опыт определил позицию членов Конституционного конвента относительно исполнительной власти. Слабость однопалатного конгресса конфедерации привела к сдвигу в политическом мышлении лидеров создаваемого государства и Конституции в пользу сильной исполнительной власти, возложенной на одно должностное лицо - президента США.

Согласно Конституции президент США избирается каждый високосный год в первый вторник после первого понедельника ноября. В Конституции сказано, что каждый штат «назначает в установленном его законодательным собранием порядке» выборщиков в количестве, равном общему числу сенаторов и членов Палаты представителей, которых штат избирает в Конгресс. Получивший большинство голосов выборщиков кандидат в президенты становится президентом.

Конституция наделила президента всей полнотой исполнительной власти на федеральном уровне. Президент получил право налагать вето на законопроекты Конгресса. Его вето может быть опрокинуто только лишь при наличии оппозиции из двух третей голосов в обеих палатах Конгресса.

В качестве главы государства президент выступает по преимуществу в сфере внешней политики. Согласно Конституции США президенту предоставляются полномочия верховного главнокомандующего вооруженными силами страны. Президент наделен правом заключать международные договоры с последующим их утверждением Сенатом квалифицированным большинством голосов. Президент со временем стал издавать приказы, директивы, инструкции. Большинство таких актов впоследствии мало чем отличались от принятых Конгрессом законов. Что касается избрания первого президента США, то авторитетным кандидатом на этот пост стал главный из «отцов-основателей»- Джордж Вашингтон. Он и был избран. Заняв у соседа 500 фунтов стерлингов на дорогу, Вашингтон отправился из своего поместья в столицу. Здесь 3f0 апреля 1789 г. он был приведен к присяге в качестве первого президента США. Красочно и торжественно, хотя, по современным понятиям, скромно и недорого, прошла эта церемония, получившая название инаугурация (от лат. Inauguro - посвящаю).

Вашингтон считался беспартийным. Он образовал первое правительство. Томас Джефферсон стал государственным секретарем, ответственным за международные связи. Дж. Адамс стал вице-президентом, а Д.Джей возглавил Верховный суд США. Было определено место для новой столицы - на берегу реки Потомак, на границе Мэриленда и Нью-Джерси. Там возник город, позже названный Вашингтоном.

В 1791 г. был основан Первый национальный банк для кредитования государства. Были выпущены новые бумажные деньги -доллары.

Правительство взялось за решение трудных вопросов, вставших перед страной после войны. Самым насущным вопросом было погашение долгов, накопившихся у Конгресса и многих штатов.

В 1792 г. Вашингтон был избран президентом вторично, а в 1796 г. отказался от выдвижения своей кандидатуры на новый, третий срок, установив тем самым неписаный обычай. Бывший президент удалился в свое поместье Маунт-Вернон (Виргиния), где доживал свой век, окруженный всеобщим уважением и почетом.

Судебная система США также сложилась более двух веков назад и не претерпела с тех пор существенных изменений. «Отцы-основатели» ставили своей целью предоставить судам и право надзора как за законодательной, так и за административной деятельностью. Имеются в виду такие ситуации, когда суд, разрешая на основе собственного толкования закона или Конституции конкретное дело, может признать законодательный акт либо действие исполнительной власти несоответствующим Конституции, лишив его тем самым юридической силы. Хотя следует заметить, что Конституция США обходит молчанием вопрос о судебном надзоре. Правомерность судебного надзора вытекает не из формулы Основного закона, а из истории американской юстиции. Прецедент был создан решением главного судьи Верховного суда Джона Маршалла по делу Marburi V.Madison в 1803 г.

В отличие от многих буржуазных государств в США не существует единой судебной системы, а имеется пятьдесят независимо функционирующих судебных систем штатов и отдельно - федеральная система. Параллельно существуют суды мировые, полицейские, муниципальные, суды по дела несовершеннолетних, суды по делам семейных отношений, суды по делам о завещаниях и т.д.

Апелляционное обжалование решений судов производится в Верховный суд штата.

Основы организации федеральной судебной системы были заложены Конституцией США и Законом о судоустройстве 1789 г.

Члены федеральных судов назначаются президентом США «по совету и с согласия» Сената и остаются в должности, «пока их поведение является безупречным» (ст. III Конституции США).

Право Президента назначать судей - важный компонент системы «сдержек и противовесов» в механизме разделения властей. Такой механизм, как считали основатели США, создает независимость судов от двух других ветвей власти.

Однако практика последующей политической жизни в США свидетельствует о том, что действительное соотношение властей далеко от идеального баланса, который закладывали в Конституции «отцы-основатели».

Как показывает история США, особенностью развития американской государственности стала тенденция к усилению исполнительной власти.

Престижные должности федеральных судей занимают всегда влиятельные, политически активные юристы из окружения президента. Так он «цементирует» судебную власть лицами, чьи идеологические взгляды близки его собственным.

Верховный суд США, девять членов которого назначаются президентом «по совету и с согласия Сената» пожизненно, контролирует деятельность законодательного органа. Время от времени, в периоды социальной напряженности в политическую «драку» втягивается и сам Верховный суд. И тогда становятся зримыми и его действительная роль, и его великие возможности по защите власть предержащих.

Формально суды якобы стоят в стороне от политической борьбы, но это вовсе не означает, что они толкуют Конституцию вне времени и пространства. Правда, несменяемость судей дает им большую, чем другим федеральным чиновникам, возможность вести себя независимо.

Нельзя не присоединиться к выводам известных ученых А.А. Мишина и В.А. Власихина, которые писали: «Конституция 1787 года была сугубо прагматическим документом, порожденным опытом и чаяниями ее создателей». Вскоре однако этот документ, установивший систему компромиссов и приспособлений, которая по сей день определяет американское право и политику, приобрел ореол божественного вдохновения. Одним из результатов появления этого почти мистического ореола стало то, что судьи были облечены особой обязанностью охранять Конституцию как они ее понимают.