Новости
26.04.2021
Регистрация бизнеса онлайн
Услуги по регистрации бизнеса предлагают многие компании, не исключением является и Тинькофф. Здесь выполняется регистрация фирмы онлайн быстро и ...

подробнее
23.04.2021
Юридическая помощь у вас на дому
Часто возникают вопросы юридического характера в работе или в бытовых ситуациях. Это правила оформления документов, договоров, регламентих действия. ...

подробнее
23.04.2021
Юридическое аспекты и практика продажи лекарств в интернете
Официально торговля любыми лекарственными препаратами с помощью виртуальных аптек в России запрещена с 1 июля 2015 года. Это стало возможнымв ...

подробнее
12.04.2021
Безвыходных ситуаций не существует
Так уж повилось, что квалифицированные специалисты, всеми правдами и неправдами, стараются переехать в крупный город и это не удивительно –зарплата ...

подробнее
12.04.2021
Цифровая печать юридических документов
В процессе юридической работы над каким-то делом может потребоваться срочно размножить один или несколько документов. Если число страниц, которое ...

подробнее
11.04.2021
Роль управленческого учета в деятельности предприятия
Управление предприятиемв любой сфере предпринимательской деятельности осуществляется по достаточно известным канонам и содержит в себе ряд ...

подробнее

Великобритания. Эволюция английского государственного строя в XVIII веке

Основной линией развития государственного строя Англии в XVIII веке продолжает оставаться оформление конституционной, ограниченной парламентом, монархии.

В Англии не было единого законодательного акта, который бы определял основы государственного строя и закреплял принципы взаимоотношений между различными ветвями власти. То, что могло быть названо английской конституцией представляло собой совокупность законов («Magna Charta Libertatum», «Habeas corpus act», «Билль о правах», «Трехгодичный акт», «Акт об устроении»), составивших писанную часть Конституции, и устных (неписаных) соглашений - конституционных обычаев.

Установление системы неписаных соглашений определило конституционное развитие Англии 18 века, главными особенностями которого стали:

- возрастание роли парламента;

- дальнейшее ослабление власти короля;

- становление ответственного перед парламентом кабинета министров.

Рассмотрим место парламента, короля и кабинета министров в системе органов государственной власти Англии XVIII века.

Парламент состоял, как и прежде, из двух палат: верхней -палаты лордов и нижней - палаты общин. Социальный состав обеих был практически одинаковым: земельная и финансовая аристократия. Места занимались по наследству(потомки баронов - непосредственных вассалов короля); либо по должности (духовные лица англиканской церкви); либо по назначению короля.

Палата общин формировалась в результате выборов, но пассивное избирательное право было ограничено высоким имущественным цензом. По закону 1710 года правом быть избранными наделялись лишь состоятельные лица, имевшие доход от недвижимой собственности в размере 300 ф.с. в городах и 600 ф.с. в сельской местности

Кроме этого социальный состав нижней палаты консервировался средневековой избирательной системой, сохранявшейся до 1832 года. В соответствии с ней количество депутатов от города или графства определялось не числом избирателей, а старинными королевскими грамотами. За 150 лет существования этой системы экономическая и политическая география Англии значительно изменилась: одни города и районы развились и выросли, а другие пришли в упадок. Однако ни один город за эти годы вновь не приобрел право избирать своих представителей в парламент, тогда как почти исчезнувшие, мало населенные пункты, сохранили за собой эту привилегию. Именно они «выбирали» основную массу депутатов нижней палаты (467 из 658). Некоторые из них -«карманные местечки», принадлежали крупным дворянам, которые определяли ход выборов. В других - «гнилых местечках», право голоса принадлежало только корпорациям или владельцам недвижимостью. Таким образом, высокий имущественный ценз и средневековая избирательная система выравнивали социальный состав нижней и верхней палат парламента.

Полномочия парламента определялись в основном писанной частью английской конституции, сложившейся к XVII веку («Билль о правах», «Трехгодичный акт»). К главным из них по-прежнему относились:

- верховенство парламента в законодательной сфере;

- исключительное право в решение вопросов бюджета;

- отстранение судей от должности. Кроме этого, в XVIII веке парламент добивается права контроля за исполнительной властью.

Король по-прежнему являлся главой государства. Королевские прерогативы, несмотря на их ограничение парламентом после «славной революции», оставались достаточно широкими. Король считался носителем исполнительной власти; верховным судьей с правом прекращения процесса и помилования; главнокомандующим вооруженными силами; светским главой государственной англиканской церкви. Оставались у королевской власти и полномочия в законодательной сфере. Без его подписи ни один акт не становился законом.

Однако в XVIII веке продолжилась тенденция к ограничению королевских прерогатив. И если во 2 половине XVII века король постепенно лишался законодательных функций, то XVIII век характеризовался потерей контроля за исполнительной властью. С возникновением в XVIII веке важнейшего органа исполнительной власти - кабинета министров - право английского монарха налагать вето на законопроекты (с 1707 г.) не применялось. Ослабление монархической власти приводит к стремлению парламента подчинить себе данный орган.

Кабинет министров. В XVIII веке в Англии происходит становление нового органа государственной власти - кабинета министров. Специального законодательного акта, оформляющего его создание, не было. Первоначально из тайного совета выделялась группа влиятельных лиц, которым король поручал непосредственное управление. Позднее эта коллегия стала формироваться из руководителей основных ведомств. Совокупность такого рода лиц и составила кабинет министров.

Практически в начале появления кабинета министров прослеживается тенденция ослабления королевского и усиление парламентского контроля над ним, что прежде всего достигалось не через законодательную сферу, а через установление неписаных правил - конституционных обычаев.

Одним из первых неписаных соглашений стало правило «кабинет заседает без короля». Его происхождение связано с именем короля Ганноверской династии Георга I, прибывшего из небольшого германского княжества. Георг I не владел английским языком и поэтому отказался от присутствия на заседаниях кабинета министров, что привело к возрастанию самостоятельности органа и формированию должности премьер-министра.

Этому способствовало и установление принципа неответственности монарха, выраженного формулой: «король не может быть не прав», что увеличивало ответственность кабинета министров за принимаемые решения.

К данному времени относится и появление правила, согласно которому право формировать кабинет министров переходит лидеру партии, победившей на выборах и имеющей большинство в палате общин. Георг I был первым, кто создал такой прецедент.

Контроль парламента за исполнительной властью закрепился формированием принципа «ответственности правительства». Это оформление прошло несколько этапов:

1. Установление «Актом об устроении» 1701 года принципа контрассигнатуры, согласно которому любой акт короля считался недействительным без подписи соответствующего министра.

2. Утверждение в постановлении палаты лордов от 1711 года правила индивидуальной политической и юридической ответственности министра за подписанный документ, явившегося дополнением к принципу контрассигнатуры.

3. Оформление к концу XVIII века принципа солидарной ответственности кабинета министров перед палатой общин, суть которого заключалась в том, что публичные выступления и практическая деятельность каждого министра не должны расходиться с политикой кабинета в целом.

4. Формирование к концу XVIII века принципа, определяющего основу взаимоотношения кабинета министров с парламентом: кабинет находится у власти до тех пор, пока его поддерживает большинство палаты общин.

Таким образом, в Англии XVIII века с ограничением прав короля в различных сферах осуществления государственной власти происходит постепенное перерастание дуалистической монархии в парламентскую.

В 1707 г. актом об унии с Англией были объединена Шотландия, парламент которой был упразднен. Оба королевства соединялись в одно под наименованием Великобритания.