Новости
05.02.17
Закон и мораль в разрешении семейных споров
Закон охраняет семейные ценности и традиции, формирует ответственности сторон семейных взаимоотношений, защищает права и интересы каждого члена конкретной ячейки общества.


подробнее
30.01.17
Вниманию собственников нежилых помещений!!!
Юридическая Компания "АМПАРО" приглашает собственников нежилых помещений и арендодателей к взаимовыгодному сотрудничеству на постоянной основе.


подробнее
27.01.17
Вниманию клиентов Компании и посетителей сайта!!!
Обращаем внимание всех клиентов Компании и посетителей сайта, что телефоны Юридической Компании "АМПАРО" изменились. Актуальную информацию можно найти в разделе "Контакты".
подробнее

Арабский Халифат и мусульманское право. Общественный и государственный строй Халифата

Для общественного строя Халифата была характерна многоукладность. В созданном путем завоеваний государстве соседствовали родовые, рабовладельческие и феодальные отношения. Это проявлялось и в социальной структуре, и в экономическом укладе общества. Так, в государстве сохранялось общинное владение землей. В ходе разложения общинной собственности появилась частная собственность на землю в форме мулька. Это землевладение во многом схоже с существовавшим во Франкском государстве аллодом. Со второй половины VII в. у арабов появилось условное земледержание - икта, которое предоставлялось за обязанность держателя исполнять те или иные повинности в пользу лица, вручившего землю. Значительное развитие получила государственная собственность на землю (собственность халифа). В хозяйствах феодалов и в государственном секторе широко использовался труд рабов.

Согласно религиозно-правовым догмам ислама все люди делились на «правоверных», или мусульман, и «неверных» (гяуров). В среде мусульман можно выделить привилегированную верхушку и простой люд. К господствующему классу относились землевладельцы-феодалы, мусульманское духовенство, а также торговцы и ростовщики, объединенные в гильдии. Лишь мусульмане могли занимать государственные должности, пользоваться различными благами и привилегиями в области налогового обложения, уголовного права и др. «Неверные»- это покоренное население, не принявшее ислам. Те, кто не оказывал сопротивления, являлись лично свободными - зиммиями Они становились арендаторами некогда принадлежавших им земель и обязаны были платить джизью (подушный налог) и хорадж (тяжелый поземельный налог). Сопротивлявшихся арабы обращали в рабство.

Крестьяне в Халифате были основным податным сословием и являлись наследственными подневольными арендаторами государственных земель. Они выплачивали в казну подати, характер и размер которых зависел от правового режима земель и личности. Крестьяне-мусульмане, являвшиеся собственниками мулька, платили десятую часть дохода натурой и сороковую часть от дохода с торговли, скотоводства, ремесла - закят. Крестьяне, обращенные в мусульманство, с 700 г. платили, кроме того, хорадж. С крестьян-немусульман в любом случае взимались хорадж и джизья. Они обязаны были также выполнять дорожные, строительные и другие повинности. Тяжелое положение крестьян неоднократно толкало их на вооруженные восстания против феодалов.

Городская жизнь в Халифате была довольно развитой. Но города в Арабском Халифате в отличие от европейских не имели самоуправления. Господствующим классом города были крупные феодалы - потомки арабских завоевателей и тесно связанные с ними богатые купцы. Ремесленники были наиболее значительной социальной группой в городах Халифата. Свободные ремесленники объединялись в цехи, а в структурном плане делились на мастеров, подмастерьев и учеников. Цехи возглавлялись старшинами и подчинялись деспотической власти эмиров, султанов, их администрации. Серьезным влиянием в городах пользовались корпорации богословов и законоведов, объединявшихся вокруг местных школ богословия и права - медресе.

По мере развития феодализма арабская знать нуждалась во все большем количестве слуг, а так как крестьяне лично феодалам не принадлежали, то для этой цели подходили только рабы. Рабы в халифате использовались в качестве челяди (домашних слуг, наложниц и др.), гвардейцев и военных слуг (гулямов, мамлюков). Источником поступления новых рабов были военнопленные, а также купленные за границей.

Несмотря на рабовладельческий уклад, Халифат являлся специфическим феодальным государством, основанным на эксплуатации наследственного арендатора-крестьянина, платившего подати в казну.

Государственный строй. В VII-VIII вв. Арабский Халифат представлял собой относительно централизованное теократическое государство. Во главе государства стоял халиф- посланник Аллаха. Вначале он избирался мусульманской знатью из своей среды, затем власть его стала наследственной. Халиф обладал высшей светской {эмират) и духовной {имамат) властью. Арабское государство приобрело форму централизованной теократической монархии. Однако халиф вынужден был считаться с мнением ближайших сторонников из родоплеменной знати - мухаджиров, заседавших в совете, которые нередко организовывали дворцовые перевороты, свергали неугодных им правителей. Это свидетельствует о том, что наличие родоплеменного элемента в государственной организации являлось своеобразной чертой государственной системы Арабского Халифата.

В 945 г. в Багдаде халифы уступили светскую власть султанам новой персидской династии Бундов. После этого у халифов остаются лишь духовная власть и религиозный авторитет.

Центральное управление. При халифе была учреждена должность визиря- его главного помощника и советника. Она появилась при Аббасидах. Визирю подчинялся административно-хозяйственный аппарат, ведомство государственного контроля и войска. Визирь как хранитель халифской печати обладал правом ставить ее на документах без предварительного разрешения халифа.

Каждая провинция (эмират) имела в Багдаде свое территориальное ведомство (диван), состоявшее из основного отдела (асл), ведавшего сбором налогов, и ведомства финансов (зимам). Со временем остался лишь диван по делам Вавилонии, которым управлял сам визирь. Центральное управление в государстве осуществляли правительственные органы - отраслевые диваны, подчиненные непосредственно визирю: диван военных дел (диван-ал-джунд), финансов (диван-ал-харадж), почты, контроля и сыска (диван-ал-барид) и др. Диван-ал-барид занимал важное место в администрации. Ему подчинялось множество почтовых станций, служащие которых были обязаны собирать сведения о настроении населения, урожае, деятельности местной администрации, количестве отчеканенной золотой и серебряной монеты. Все эти сведения поступали начальнику дивана, а он ежедневно докладывал их визирю.

Местное управление. Провинции, на которые была разделена территория Халифата, управлялись наместниками - эмирами, которые назначались халифом из числа приближенных или местной знати. В их ведении находились административно-финансовое и военное управление, контроль за общественным порядком. Наместники-эмиры в своих эмиратах были такими же деспотами, окруженными знатным двором, как и халиф в Багдаде. Помощниками эмиров являлись наибы. Провинции делились на области, управление которыми поручалось назначенным эмирами хаки-мам.

Население городов находилось под контролем большого количества различных должностных лиц, в том числе руководителей религиозных общин, духовенства - имамов мечетей, медресе. Городом управлял градоначальник - раис. Городской суд возглавлял кади, он же являлся главой местного духовенства. Асас возглавлял ночную стражу. Если город был резиденцией наиба, ха-кима или эмира, то управление городом осуществляли они сами. Большая роль в городе отводилась налоговым чиновникам. Важным атрибутом жизни города была тюрьма (зиндан) с ее администрацией.

Судебная система Халифата имела свои особенности. Во-первых, в нем, в отличие от европейских государств, сложились «чистые» судебные органы. Во-вторых, в Халифате функционировали как мусульманские суды, так и суды, рассматривающие дела в отношении немусульман. Высшим судебным органом являлся суд халифа, представленный коллегией богословов-правоведов. Все остальные суды функционировали под председательством кади- судебного чиновника, назначаемого из представителей духовенства. Компетенция кади была обширна. Он рассматривал уголовные и гражданские дела, наблюдал за исполнением наказаний, назначал опеку и др. Судебные решения, вынесенные кади, как правило, были окончательными и не подлежали обжалованию. В суде, кроме кади, присутствовали два понятых (адула), судебные приставы (осуны), а также защитник (укил). На местах были учреждены должности мухтасибов - судей по делам о мошенничестве и торговле. По решению коллегии богословов в административные единицы направлялись так называемые инспектора справедливости, которые следили за деятельностью кади. Суды, рассматривающие дела относительно немусульман, были представлены лицами духовного сана.

Военная организация. Первоначально военная организация арабов была представлена родоплеменными ополчениями, возглавляемыми вождями племен. Затем появились добровольческие формирования и постоянное профессиональное войско. Военная служба в Арабском Халифате считалась почетной. Все совершеннолетние мусульмане в соответствии с учением ислама обязаны были принимать участие в джихаде - «священной войне» против неверных. В крупных городах при халифах состояла привилегированная гвардия из арабов, реорганизованная при Аббассидах в гвардию из воспитанников-рабов. При Аббассидах появился огромный военно-морской флот.

Полиция формировалась из рабов. Она следила за общественным порядком, осуществляла розыск и отчасти судебные функции. При Аббассидах была создана уголовная полиция - шурта, функциями которой являлся розыск и некоторые судебные дела. Функции тайной полиции выполнял диван-ал-барид.