Новости
05.02.17
Закон и мораль в разрешении семейных споров
Закон охраняет семейные ценности и традиции, формирует ответственности сторон семейных взаимоотношений, защищает права и интересы каждого члена конкретной ячейки общества.


подробнее
30.01.17
Вниманию собственников нежилых помещений!!!
Юридическая Компания "АМПАРО" приглашает собственников нежилых помещений и арендодателей к взаимовыгодному сотрудничеству на постоянной основе.


подробнее
27.01.17
Вниманию клиентов Компании и посетителей сайта!!!
Обращаем внимание всех клиентов Компании и посетителей сайта, что телефоны Юридической Компании "АМПАРО" изменились. Актуальную информацию можно найти в разделе "Контакты".
подробнее

Китай. Государство Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.)

Феномен средневекового Китая не укладывается в рамки представлений европейских историков об эпохе феодальных отношений. Тем более, достаточно осторожно следует применять постулаты теории о сменяемости формаций (например, рабовладельческой на феодальную и т. д.). Можно лишь с уверенностью сказать, что период европейской истории от античности до эпохи буржуазных революций в Китае сопровождался сменой правящих династий с сохранением традиционных институтов власти, социума и права. Даже колониальная экспансия западных стран на Восток в XV-XVIII вв. не приводит к существенным изменениям внутренних структур Китая.

Трудом советских и китайских ученых бесспорно установлено, что китайское общество развивалось от первобытнообщинного строя к феодализму, пройдя через рабовладельческий способ производства. Однако не представляется возможным точно определить смену одной формации другой.

Все же есть основания считать период Чжоу и Цинь временем расцвета рабовладельческого способа производства, а период Хань - временем его разложения и одновременно развитием феодализма в Китае.

Как было отмечено в главе 4, циньская монархия пала в результате народных восстаний. Основателем новой династии стал сельский староста Лю Бан. Он отменил суровое законодательство циньского времени, грозившее рабством свободному крестьянину за малейшее правонарушение.

Лю Бану удалось привлечь сочувствие широких народных слоев государства, что позволило ему принять императорский титул. Основанная им династия получила название Хань, и правление этой династии распадается на два периода: ранний Хань с 206 г. до н. э. до 24 г. н. э. (до восстания «краснобровых») и поздний Хань - с 25 г. до 220 г. н. э.

Ханьская империя закрепила объединение ранее разрозненных царств, осуществленное Цинь Ши-хуанди.

Длительное существование единого государства Хань положило начало образованию китайской народности, сопровождаемое смешением различных этносов. Между прочим, в самом названии китайцев - «ханьжэнь» (люди Хань) прослеживается значение времени Хань.

Политика первых императоров Хань была направлена на всестороннее укрепление государства и восстановление разрушенного хозяйства. Уменьшено налоговое бремя. Крестьяне стали платить 1/15, а позднее 1/30 часть урожая, солдаты освобождались от налога на 12 лет. Смягчена уголовная политика. Между императором и местными властями был заключен договор, по которому только за убийство, ранение и разбой предусматривалась смерть виновному.

По окончании войны с соперниками Лю Бан распустил часть армии, разрешил бывшим воинам заняться сельским хозяйством и ремеслом. Одновременно была отпущена на свободу часть подневольных людей (государственные и частные рабы). Император отдал народу поля и угодья, объявленные императорскими при Цинь Ши-хуанди.

Быстрыми темпами восстанавливалась ирригационная система Китая. Данное мероприятие способствовало освоению новых земельных массивов. Купля-продажа и захват земель знатью, привели к образованию «сильных домов» - хозяйств феодального типа, базирующихся на труде зависимых крестьян-арендаторов.

Император Вэнь-ди (179-155 гг. до н. э.) разрешил населению свободно заниматься добычей соли и железа. Развитию ремесла способствовали создаваемые казной железоплавильные мастерские. Торговля и ремесла делают большие успехи.

Годы правления императора Уди (140-86 гг. до н. э.) - вершина могущества Ханьской империи. При нем резко усиливается власть централизованного государства. Введена государственная монополия на добычу соли и железной руды и установлен запрет частным лицам чеканить монету.

Хозяйственный подъем страны сопровождался активной внешней политикой. Были завоеваны Маньчжурия и Вьетнам. Устанавливаются связи с центрами мировой культуры. Был открыт торговый путь Древнего мира, известный под названием «великого шелкового пути», который соединил Китай с Римской империей, Индией и Парфией. По этому пути из Китая вывозились шелк, железо, лаковые изделия, слоновая кость, меха.

Непомерная роскошь императорского двора и агрессивная внешняя политика привела к усилению налогового гнета и разорению крестьянства. Многочисленные налоги «съедали» половину урожая. Участившиеся восстания крестьян были первыми признаками назревания социального кризиса.

Правительство попыталось предотвратить взрыв народного гнева частными реформами. Была установлена предельная норма землевладения.

Более радикальную попытку вывести государство из кризиса предпринял Ван Мин. Свергнув десятилетнего императора Ин Ди, он в 9 г. н. э. объявил себя императором Поднебесной. По указу Ван Мина вся земля была объявлена государственной. В этом наблюдается попытка перейти к феодальным методам эксплуатации. Закон наделял землей всех безземельных.

Государственный аппарат резко увеличен. Конфуцианство становилось государственной идеологией. Для занятия должностей в государстве следовало сдавать экзамены. Соискатели должностей должны были в совершенстве знать учение Конфуция. Запрещена купля-продажа рабов, отменялось частное рабовладение.

Реформа встретила отчаянное сопротивление господствующего класса, вскоре от нее пришлось отказаться. За неудачей реформ последовало огромное восстание крестьян и рабов. Крестьяне были организованы в отряды «краснобровых», называвшие себя так потому, что красили брови в красный цвет. Ван Мин в 23 году был убит повстанцами.

В ходе борьбы с восставшими земледельческая аристократия обосновала новую династию. Восстание «краснобровых» было потоплено в крови.

После великой смуты экономика страны стала стабилизироваться. Часть пахотных земель крупных собственников перешла крестьянам. Были снижены налоги.

Со временем, укрепив свое господство, господствующие классы отобрали все данное крестьянам. «Сильные дома», т. е. феодалы сосредоточили в своих руках огромные земельные наделы, обрабатывавшиеся зависимыми крестьянами.

В 25 году Лю Сю (25-58 гг.) принял титул императора, положив начало Восточной Ханьской династии. Восточной она называлась потому, что столица была перенесена с запада - из города Чанань - на восток, в город Лоян.

Разложение государственного аппарата и разорение крестьян привело к мощному крестьянскому восстанию желтых повязок, начавшемуся в 184 году в Шаньдуне. Вождем восставших был проповедник Чжан Цзяо, призывавший к уничтожению существующего порядка и установлению справедливого устройства.

Восставшие освобождали рабов, убивали ненавистных чиновников. Это восстание длилось почти четверть века и с трудом было подавлено.

Империя Хань рухнула, отчистив дорогу феодальным отношениям.

Проблема социально-экономического строя империи Хань не может считаться решенной. С одной стороны в ней консервировалось изжившее себя рабовладение. В источниках находятся данные, говорящие о тысячах рабов. Рабский труд находит применение всюду. Так, усыпальницу Цинь Ши-хуанди в течение 37 лет строили 720 тысяч рабов. Часты упоминания о восстаниях рабов. С другой стороны, императоры Ханьской империи раздавали своим родственникам и чиновникам огромные земельные наделы с обрабатывающими их крестьянами в пожизненное владение. В китайском обществе активно идет процесс феодализации.