Новости
05.02.17
Закон и мораль в разрешении семейных споров
Закон охраняет семейные ценности и традиции, формирует ответственности сторон семейных взаимоотношений, защищает права и интересы каждого члена конкретной ячейки общества.


подробнее
30.01.17
Вниманию собственников нежилых помещений!!!
Юридическая Компания "АМПАРО" приглашает собственников нежилых помещений и арендодателей к взаимовыгодному сотрудничеству на постоянной основе.


подробнее
27.01.17
Вниманию клиентов Компании и посетителей сайта!!!
Обращаем внимание всех клиентов Компании и посетителей сайта, что телефоны Юридической Компании "АМПАРО" изменились. Актуальную информацию можно найти в разделе "Контакты".
подробнее

Византия. Источники права Византийской империи

Византийская империя оставила миру богатейшее правовое наследие. Воспринятое от Рима византийское право явилось продолжателем римской юридической традиции. Важнейшей кодификацией права, осуществленной в Византии, явилась кодификация Юстиниана, которая сохраняла свое значение во все века существования империи и оказала влияние на последующее развитие европейских правовых систем.

Работа по пересмотру богатейшего наследия римской юриспруденции продолжалась с 528 по 534 гг. Деятельностью кодификационной комиссии, состоявшей из видных юристов во главе с Трибонианом, руководил лично император Юстиниан. Основной целью кодификации стала систематизация римского классического права и приспособление его к новым условиям развития государства. Результатом колоссальной работы стало появление Свода гражданского права (Corpus Iuris Chiles).

Свод включал несколько частей. Институциями, объединявшими 4 книги и излагавшими основы римского права, был назван учебник для византийских студентов, изучавших юриспруденцию. Дигестами или Пандектами, включавшими 50 книг, была названа важнейшая часть Свода, содержавшая отрывки из произведений известных римских юристов, сгруппированные по систематическому принципу. Собрание действующих постановлений римских императоров (конституций), начиная со времени Адриана, получило название Кодекса и объединяло 12 книг. Последующие эдикты Юстиниана, вышедшие после появления Кодекса (29 декабря 534 г.), стали называться новеллами (новыми законами). Их рассматривают как заключительную часть кодификации, хотя при жизни императора они не были сосредоточены в едином официальном сборнике.

Свои конституции Юстиниан считал венцом юриспруденции. Положения Свода и новелл были возведены в догму. При этом не разрешалось даже обращаться к первоисточникам - произведениям римских юристов, ряд из которых в Дигестах подвергся интерполяции- изменениям без соответствующих указаний на это. Разрешалось лишь их толкование.

Византийское право VII - XI вв. развивалось на основе фундаментальной кодификационной работы, предпринятой в период правления Юстиниана. Данную эпоху определяют порой как упадок римской юриспруденции, что не совсем верно. Именно это время ознаменовано оформлением канонического права грекоправославной церкви. Происходит глубокая христианизация и феодализация права, проникновение норм канонического права во все сферы жизни общества, с одной стороны, и обычного - с другой, но без разрыва с традициями постклассического права.

Основными правовыми памятниками данного периода являются: Эклога, Земледельческий, Воинский и Морской законы, Ва-силики и Прохирон.

Первым официальным юридическим сборником, изданным после Свода Юстиниана, стала Эклога (от греч.-выбор). Ее появление датируется 726 г. и связано с именами императоров Исаврийской династии Льва III и Константина V. Она представляла собой выборку законов из Кодификации Юстиниана, изложенных более сжато и с рядом дополнений, отражавших изменения в общественном строе Византии.

Эклога делилась на 18 титулов, объединявших нормы семейного, наследственного, гражданского, уголовного и процессуального права.

В сфере гражданского права данный источник регламентировал договоры дарения, купли-продажи, займа, вклада, найма, уточнял формы заключаемых договоров.

Развивая принципы, заложенные в канонах, Эклога внесла значительный вклад в развитие брачно-семейного права. Юридически обязательным подготовительным этапом к заключению брака стало обручение, расторжение которого без уважительных причин влекло уплату неустойки. Заключение брака допускалось либо в письменной, либо в устной форме между мужчиной и женщиной, достигших брачного возраста (для мужчин - 15 лет, для женщин - 13), по их обоюдному желанию и с согласия родителей. Не допускались браки между близкими родственниками, включая двоюродных братьев и сестер, а также тех, кто связан узами крещения (крестный и крестница, либо кум и кума). В отличие от предшествующего и последующего законодательства, Эклога, по сути, признала и фактический брак (конкубинат) без благословения церкви и засвидетельствования. В данном факте проявилось стремление императоров-иконоборцев Исаврийской династии ограничить влияние церкви в гражданских делах и заручиться поддержкой малоимущих слоев населения, которым и была адресована эта норма.

В сфере имущественных отношений признавалось равенство супругов. Развод допускался по инициативе обеих сторон, но законные основания к нему существенно сокращались. Уважительными причинами расторжения брака считались покушение на жизнь супруга (или супруги), умолчание о подобном умысле других, проказа, супружеская неверность (со стороны жены), импотенция.

Эклогой регулировались и отношения по наследованию. Оба вида наследования (по закону и по завещанию) находят отражение и здесь. Наследниками в равной степени могли быть лица обоего пола. С целью защиты интересов законных наследников сохранялось и правило обязательной доли. В соответствии с ним каждый из наследников получал свою долю независимо от завещания. Уточнялся юридический порядок призвания наследников по закону. При этом, в случае смерти одного из супругов (при наличии у них детей) владельцем всего имущества становился переживший супруг, который должен был нести «все заботы по управлению делами».

XVII титул касался уголовного права. Здесь определялся перечень наказаний, налагаемых за различные виды преступлений. К преступлениям против церкви и государства относились восстание против императора, вероотступничество, нарушение святости алтаря, колдовство, клятвопреступление, предательство в армии и др. При этом к законодательству Юстиниана здесь было сделано дополнение о каре за организацию и участие в восстании против императора и государства и о роли императора как верховного судьи в таком деле.

Тяжкими преступлениями против личности, семьи и брака считались убийство, кровосмешение, гомосексуализм, изнасилование, прелюбодеяние и др. Среди имущественных преступлений особое место отводилось хищениям и подделке монет.

Наказания отличались крайней суровостью. Помимо смертной казни, фигурировало членовредительство (обрезание носа, отсечение руки, оскопление и пр.), телесные наказания. Наблюдалась даже тенденция замены штрафов, непосильных для ответчика, телесными наказаниями. Увеличилось число преступлений, караемых членовредительством. Ранее применявшийся преимущественно по отношению к рабам данный вид наказания был распространен и на другие категории населения.

Наиболее значительно Эклога изменила процессуальное право. Провозглашался принцип равенства всех подданных империи перед судом. Вводилась бесплатность суда. Всем судебным чиновникам предполагалось выплачивать жалование за счет государственной казны. Кроме того, Эклога продолжила тенденцию предыдущего законодательства на выработку форм либеллярного процесса, т.е. с письменным оформлением всех этапов судебного разбирательства, а также детализировала процедуру апелляции.

В середине VIII в. к Эклоге, отразившей далеко не все изменения, произошедшие в византийской империи со времен правления Юстиниана (аграризация экономики, усиление роли общины и распространение общинных порядков, формирование фемного строя и др.), были сделаны существенные дополнения. В приложение к Эклоге вошли Земледельческий, Воинский и Морской законы. Общей характерной чертой данных правовых памятников является тенденция к упрощению постклассического римского права и попытка кодификации сложившихся к этому времени норм обычного права.

Воинский закон регламентировал права и обязанности особого воинского сословия - стратиотов и их военачальников. Он содержал в основном нормы уголовно - правового характера, относящиеся к правонарушениям, совершаемым стратиотами фем-ного войска как в мирное, так и в военное время. Морской закон, главное значение которого заключалось в регламентации правил судоходства, являлся частной компиляцией норм обычного морского права. Он не был официально кодифицирован государством, но признавался им и действовал достаточно долго, вплоть до начала XIII в.

Эклога, Земледельческий, Воинский и Морской законы составили основу светского законодательства Византийской империи, действовавшего на протяжении VIII - IX вв., и оказали значительное влияние на правовое развитие древнеславянских народов. После восстановления в Византии иконопочитания в 843 г. законодательство императоров-иконоборцев было формально отменено. Однако фактически оно продолжало действовать наряду с другими, более поздними источниками еще в течение нескольких столетий.

Приход к власти императоров Македонской династии ознаменовал новый период в развитии византийского права. В это время была предпринята попытка пересмотра всего правового наследия Византийской империи. Целью новой кодификации стало обновление и классификация действовавшего законодательства, устранение имеющихся противоречий, замена латинской юридической терминологии греческой. Результатом же проделанной работы стало создание законодательного свода на греческом языке, получившего название - Василики (царские книги). Василики представляли собой в основном выборку законов из Свода гражданского права Юстиниана, состоявшую из 60 книг. Интересны они прежде всего своей классификацией права, структурно разделенного на каноническое, государственное, частное, исковое, военное, уголовное и процессуальное. Дополнениями к Василикам стал Прохирон - сборник действующих законов, изложенных в упрощенном и доступном для понимания простого человека виде, и сборники новелл (эдиктов) императоров Македонской династии. Василикам было суждено стать последним всеобъемлющим корпусом законов Византийской империи.