Новости
05.02.17
Закон и мораль в разрешении семейных споров
Закон охраняет семейные ценности и традиции, формирует ответственности сторон семейных взаимоотношений, защищает права и интересы каждого члена конкретной ячейки общества.


подробнее
30.01.17
Вниманию собственников нежилых помещений!!!
Юридическая Компания "АМПАРО" приглашает собственников нежилых помещений и арендодателей к взаимовыгодному сотрудничеству на постоянной основе.


подробнее
27.01.17
Вниманию клиентов Компании и посетителей сайта!!!
Обращаем внимание всех клиентов Компании и посетителей сайта, что телефоны Юридической Компании "АМПАРО" изменились. Актуальную информацию можно найти в разделе "Контакты".
подробнее

Византия. Государственный строй

По форме правления Византийская империя являлась абсолютной монархией Главой государства и церкви был император (по-гречески «василевс»). Императорская власть по происхождению считалась божественной, а сам император - священной особой. В его руках находилась законодательная, исполнительная и высшая судебная власть. Он издавал законы, являлся их верховным толкователем, имел право облагать налогом имущество подданных и даже конфисковать частные владения; номинально считался верховным главнокомандующим, назначал и смещал командный состав армии и высших государственных чиновников; руководил внешней политикой и являлся высшим судьей.

Теоретически императору принадлежала «власть над всем», он был окружен почти божественным поклонением, но практически он далеко не являлся единственным вершителем судеб страны. Его власть существенно ограничивалась, во-первых, институтом соправителей

В Византии отсутствовала четкая система престолонаследия. Главой государства мог стать как сын предыдущего императора, так и любой узурпатор, овладевший престолом. Отсутствие твердого порядка престолонаследия порождало развитие института соправителей. Император еще при жизни вынужден был назначать себе соправителя из числа своих сыновей или ближайших родственников, что способствовало оформлению династических отношений, но ограничивало императорскую власть. Наследственный принцип престолонаследия стал закрепляться с IX в. в период правления императоров Македонской династии (867-1056 гг.). Однако и их царствование прерывалось правлением узурпаторов. С конца XI в. принцип легитимности при передаче престола упрочился. Более ста лет в империи непрерывно правила династия Комнинов (1081-1185 гг.). С развитием династических отношений и упорядочением системы престолонаследия изменился обряд вступления на престол. Если раньше нового императора провозглашал народ, выкрикивая его имя на ипподроме, то теперь императора венчали на царство как божьего избранника в храме святой Софии в Константинополе.

Во-вторых, власть императора ограничивалась его обязанностью соблюдать нормы канонического права, гражданские законы, хранить верность традициям. «Обязанность и долг царя, - говорилось в Эклоге - официальном законодательном своде Византийской империи VIII в.,- поддерживать и приводить в исполнение все, что изложено в Писании, в решении святых соборов и в римских законах». Данное требование не являлось чисто теоретическим. Византийские императоры должны были выступать охранителями чистоты православного вероучения, соблюдать строгий церемониал, подчиняться гражданским и церковным законам. Любое нарушение установившихся традиций вызывало сильнейшее противодействие со стороны церкви и византийского общества. В этом отношении очень примечательна история четвертого брака императора Льва VI, нарушившего нормы канонического права, которое допускало лишь три законных брака в течение жизни. Хотя император и обосновывал свой поступок отсутствием наследника, это стало предметом долгих споров и смут и привело, в конечном итоге, к осуждению «четвертого брака».

В-третьих, в первые века существования Византии власть императора ограничивалась наличием государственных учреждений, унаследованных ею еще из республиканского периода римской истории, таких, как синклит (сенат), консисторий (государственный совет) и димы (организации свободных граждан византийских городов).

Значительную политическую роль, особенно в первые века византийской истории, играл синклит. Считалось, что государь правит при участии сената и народа. Византийский сенат был не похож на древнеримский. Он состоял из чиновников первого класса, назначаемых императором. Члены синклита - синклитики - исполняли свои обязанности пожизненно и никем не могли быть лишены титула. Синклит был наделен широкими полномочиями. Он выбирал императора, участвовал в назначении высших чиновников, подготавливал законопроекты, осуществлял контроль над финансовым ведомством, обсуждал текущие вопросы внутренней и внешней политики. Однако уже с VII в. его значение существенно падает, растет авторитет монархической власти. С приходом к власти императоров Македонской династии оформление византийской автократии завершается, и византийский синклит практически лишается своих полномочий. Эдиктом императора Льва VI постановлялось «уничтожить закон, приобщающий сенат к законодательству, так как монархическая власть взяла руководство всем исключительно на себя». С конца XI в., когда на престоле закрепилась династия Комнинов, выражавшая интересы провинциальной знати, синклит практически перестал созываться.

Димы (от греческого слова «демос» - народ) были организациями свободных граждан византийских городов, выполнявшими различные хозяйственные, политические и военные функции. Византийский народ мог выражать свое мнение, обращаясь к императору с жалобами и прошениями во время проезда его по столице, а также возгласами в огромных собраниях, происходивших в цирке (ипподроме). Выкриками на ипподроме димы участвовали в церемонии провозглашения нового императора. Постепенно димы так же, как и сенат, утрачивают свои позиции. Остатки городского самоуправления были уничтожены в начале X в. императором Львом VI, постановившим, что теперь «император обо всем заботится и печется сам и все дела направляются и решаются его попечением».

В Византийской империи сложилась строго централизованная система управления. Императорская власть опиралась на обширный чиновничий аппарат, имевший жесткую иерархию чинов и титулов, которая оформилась при императоре Льве VI (конец IX - начало X вв,). Центральное управление сосредоточивалось во дворце и делилось на ряд органов отраслевого управления -секретов, во главе которых стояли высшие чиновники - логофеты, назначаемые императором. Среди них к числу важнейших относились ведомства: внутренних, иностранных и военных дел, несколько финансовых секретов и др.

Провинциальное управлениебыло также строго централизовано. Проведенная еще в VII в. реформа местного управления привела к оформлению нового административного устройства, получившего название фемного строя. Вся территория империи была разделена на военные округа - фемы, власть над которыми (и военная, и гражданская) сосредоточивалась у стратига - командующего фемным войском. Военные силы провинции комплектовались в основном из местных жителей - стратиотов. К X в. права стратигов возрастают, хотя законодательно данная тенденция не подкрепляется. Постепенно формируется принцип наследственной передачи этой должности. Вопреки закону, запрещавшему стратигу иметь земельные владения в подвластной феме, многие из них становились здесь крупными провинциальными землевладельцами, что говорило о феодализации должности стратига.

Сложное внешнеполитическое положение империи делало византийскую армию важнейшей политической силой в государстве. Армия далеко не формально участвовала в провозглашении императора. По сути, она играла решающую роль при его выдвижении на престол. В связи с этим византийские императоры стремились привлечь ее на свою сторону, раздавая многочисленные привилегии стратиотской верхушке, тогда как основная часть рядовых стратиотов из-за тяжелого налогового бремени неуклонно разорялась. Обогатившиеся стратиги, которые постепенно превращались в провинциальную феодальную знать, становились все более независимы от императорской власти. Византийская армия, всегда являвшаяся важнейшей политической силой в государстве, постепенно превращалась в источник опасности для центральной власти. С XI в. византийское правительство начало широко практиковать применение отрядов иностранных наемников, что в условиях крайне неблагоприятной внешнеполитической обстановки привело к падению военной мощи.

С укреплением феодальной собственности и ослаблением армии в Византийском государстве зрела идея раздела империи на патримониальной основе между сыновьями императора. Явления политической раздробленности, обострившиеся в самый критический период византийской истории, привели к гибели государства.