Новости
05.02.17
Закон и мораль в разрешении семейных споров
Закон охраняет семейные ценности и традиции, формирует ответственности сторон семейных взаимоотношений, защищает права и интересы каждого члена конкретной ячейки общества.


подробнее
30.01.17
Вниманию собственников нежилых помещений!!!
Юридическая Компания "АМПАРО" приглашает собственников нежилых помещений и арендодателей к взаимовыгодному сотрудничеству на постоянной основе.


подробнее
27.01.17
Вниманию клиентов Компании и посетителей сайта!!!
Обращаем внимание всех клиентов Компании и посетителей сайта, что телефоны Юридической Компании "АМПАРО" изменились. Актуальную информацию можно найти в разделе "Контакты".
подробнее

Византия. Общественный строй

Общественный строй Византийской империи характеризуется постепенным развитием феодализма. Уже с IV в. в империи зрел кризис рабовладельческого способа производства, который постепенно проявлялся все явственнее.

В первые века существования Византийской империи рабский труд применялся в хозяйствах различных категорий земельной собственности, но уже не играл определяющей роли. Основной формой использования труда рабов в сельском хозяйстве было предоставление им участка земли. Такая форма землепользования в римском праве получила название пекулий.

Вторжение славянских племен наряду с народными движениями начала VII в. сыграли значительную роль в установлении феодальных порядков. Крупные землевладения рабовладельческого типа неуклонно сокращались. Сохранившиеся же перестраивались на новой феодальной основе. Применение рабского труда уменьшалось, увеличивалось значение эксплуатации различных категорий свободного сельского населения. Огромное значение приобрела крестьянская община.

В VIII-Х вв. сельские поселения Византии представляли собой соседскую общину, главным эксплуататором которой через налоговый гнет выступало государство. Общине в целом принадлежали пустоши, леса, луга, окружавшие деревню. Каждый крестьянин имел право свободного пользования общинными землями. Остальная земля была разделена между крестьянами. Каждый участок в хозяйственном отношении был вполне обособлен и находился в индивидуальном владении. Он мог быть обменен и продан. Однако право крестьянина распоряжаться своим наделом было ограничено наличием большой семьи (сингении), интересами которой он не мог пренебречь, и развитым «правом на чужую землю».

Византийцы жили огромными семьями, где несколько поколений вели общее хозяйство. Кроме того, долгое время сохранялся архаичный принцип раздела наследуемого имущества поровну между сыновьями.

Проявлением «права на чужую собственность» являлся протимисис, т.е. право преимущественной покупки соседней земли. Крестьянин не мог продать землю постороннему человеку по своему желанию, пока не будет реализовано право протимисис, субъектами которого в первую очередь являлись члены его семьи, затем соседи, и, наконец, все односельчане. Только в случае их отказа крестьянин мог продать землю по своему усмотрению.

Экономическое единство деревни способствовало сплочению общинников и обусловило устойчивость византийской общины. Это, однако, не означало имущественного равенства крестьян. Основную массу сельского населения составляли свободные крестьяне-общинники - георги, которые рассматривались как полноправные владельцы своих участков земли. Выделялась и категория малоимущих крестьян - апоров, вынужденных сдавать свои земли в аренду более зажиточным общинникам. Разорившийся же крестьянин зачастую превращался в мистия - сельского батрака. На низшей ступени социальной лестницы находились рабы, выполнявшие отдельные работы, связанные в основном со скотоводством.

Особое положение среди массы крестьянского населения византийской деревни занимали стратиоты - воины. В мирное время они хозяйствовали как обычные крестьяне, но по первому зову были обязаны отправиться в поход со своим конем и оружием. За несение воинской службы они освобождались от части налогов и получали денежное и натуральное вознаграждение. Выделялась в общине и прослойка состоятельных крестьян, стремившихся вести хозяйство исключительно самостоятельно. К X в. усиливается тенденция освоения зажиточными крестьянами новых земель и распространяется практика их отселения на хутора. Постепенно они превращались в мелких вотчинников, на полях которых использовался труд рабов и мистиев.

Социальная дифференциация в византийской общине создала основу для формирования феодальных отношений. Основным угнетателем крестьянства выступало государство в лице его податного аппарата. Усиление в начале IX в. налогового гнета со стороны государства привело к массовому разорению крестьян и вызвало обострение классовой борьбы. Подавление же антифеодального восстания Фомы Славянина (820-823 гг.) лишь активизировало процессы феодализации. Общинная земля стала государственной собственностью. Крестьянам запрещалось уходить из общин. Вводилась система аллиленгия - солидарной ответственности, выражавшейся в обязанности общинников уплачивать налоги разорившихся или сбежавших соседей и приобретать оружие для обедневших стратиотов. В результате данных преобразований свободный крестьянин-общинник постепенно превращался в феодально-зависимого от государства крепостного-парика.

Хотя государство в Византии являлось главным феодалом, с начала IX в. идет активное развитие и феодальной вотчины. Распространяется практика захвата крестьянских земель динатами-богатыми и влиятельными лицами, порой превращавшими свободных общинников в своих париков. Государство пыталось предотвратить потерю своих налогоплательщиков. В начале XI в. императоры Македонской династии, выражавшие интересы чиновной знати, издали ряд законов, направленных на сохранение старых общинных порядков. Однако данные законы мало соблюдались и процессы феодализации активно продолжались.

В X-XI вв. появляются новые пути развития феодальной вотчины. С пресечением Македонской династии слабеющая императорская власть, пытаясь завоевать симпатии знати, распространяет практику раздачи императорами земель с государственными париками видным сановникам за службу. Чаще всего практиковалась раздача солемниев - пожалований с правом получателя такого пожалования взыскивались в свою пользу полностью или часть государственных налогов, собираемых с этой территории. В XII в. широкое развитие получило пожалование (в основном, за военную службу) в виде пронии, то есть пожалования с передачей получателю права не только сбора налогов в свою пользу, но и управления пожалованной территорией.

Таким образом, в Х-ХН вв. в Византийской империи оформились две основные формы эксплуатации крестьянства: выплата централизованной ренты (государственных налогов) и вотчинные повинности. В связи с этим сложились и два феодальных сословия: чиновная знать, существовавшая за счет доли централизованной ренты, и провинциальные феодалы, жившие за счет эксплуатации зависимого крестьянства. В XIII-XIV вв. наблюдалось дальнейшее развитие феодальной собственности, которое проявлялось не только в количественном росте поместий, но и в увеличении их прав на землю и личность крестьянина. Укрепление феодальной вотчины составило экономическую основу процесса децентрализации.