Новости
05.02.17
Закон и мораль в разрешении семейных споров
Закон охраняет семейные ценности и традиции, формирует ответственности сторон семейных взаимоотношений, защищает права и интересы каждого члена конкретной ячейки общества.


подробнее
30.01.17
Вниманию собственников нежилых помещений!!!
Юридическая Компания "АМПАРО" приглашает собственников нежилых помещений и арендодателей к взаимовыгодному сотрудничеству на постоянной основе.


подробнее
27.01.17
Вниманию клиентов Компании и посетителей сайта!!!
Обращаем внимание всех клиентов Компании и посетителей сайта, что телефоны Юридической Компании "АМПАРО" изменились. Актуальную информацию можно найти в разделе "Контакты".
подробнее

Германия. Абсолютизм в Германии

Последующее развитие Германии связано с установлением в отдельных землях империи княжеского абсолютизма. Германский абсолютизм сложился в пределах отдельных княжеств, а не в рамках государства в целом, как это было характерно для централизованных абсолютных монархий Европы. Это явилось результатом полного торжества немецких феодалов, их победы над буржуазией. Абсолютизм играл в истории германского государства негативную роль, поскольку на длительное время закрепил состояние экономической и политической раздробленности страны.

Установлению абсолютизма способствовали Реформация (первая половина XVI в.), крестьянская война 1524-1526 гг. и Тридцатилетняя война 1618-1648 гг.

Реформацией называется широкое общественное движение, носившее форму борьбы против католической церкви - главной опоры феодального строя. Страна раскололась на протестантскую (север) и католическую (юг) части. Начало Реформации в Германии положило выступление Мартина Лютера. Под идейным знаменем Реформации происходила крестьянская война. Война усилила власть князей за счет того, что она разорила часть духовенства и дворянства, княжеские города. Князья подчинили себе новое протестантское духовенство. А направленные на ликвидацию феодальной зависимости и на политическое объединение страны задачи, которые ставились в ходе войны, не были решены.

Тридцатилетняя война велась под религиозными лозунгами борьбы католиков с протестантами. Однако религиозная борьба была тесно переплетена с политической. Северогерманские князья боролись против усиления имперской власти и создания единого государства.

В результате названных событий выигрыш получили князья, существенно укрепив свою власть. По Вестфальскому миру (1648 г.) они получили право заключать союзы с иностранными государствами. Сословно-представительные учреждения в большинстве княжеств прекратили свое существование. Духовенство в протестантских землях находилось в полной зависимости от княжеской власти. В то же время власть императора превращалась в фикцию. Императорский титул становился почетным званием. Князья перестали платить подати императору и нести военные повинности.

После Вестфальского мира рейхстаг потерял свое значение. Князья перестали подчиняться решениям имперского суда. Вестфальский мир запретил подданным жаловаться на своих князей. Император согласно избирательным капитуляциям был обязан принимать сторону князей в случае их конфликта с подданными. Ландтаги стали номинальными органами, существующими только для видимости.

Наиболее крупными абсолютистскими государствами империи были маркграфство Бранденбургское, превратившееся в 1701 г. в королевство Пруссию, и Австрия.

В XVIII в. Пруссия приобретает черты абсолютной монархии и полицейского государства. Подданные Пруссии не имели никаких гарантий против произвола власти и ее агентов. Но, тем не менее, прусские короли пытались представить свою систему управления как «просвещенный абсолютизм». Так, Фридрих II изображал из себя короля-философа, поддерживал контакты с Вольтером, интересовался его идеями. Сами же идеи заключались в том, что можно провести ряд важных социальных реформ (ликвидировать крепостничество, установить веротерпимость) без революции, для чего необходим союз королей с философами. «Просвещенный абсолютизм» был лишь дипломатическим прикрытием, а не руководством к действию для королей.

Управление Пруссией было централизовано. Главой государства являлся король, который входил в имперскую коллегию курфюрстов.

Высшим органом государственного управления, состоявшем при короле, был Тайный совет. В структурном плане Тайный совет состоял из трех департаментов: иностранных дел, внутренних дел и юстиции. Ему были подчинены три директории: финансов, военных дел и королевских доменов. Наиболее важной была директория военных дел, которая ведала организацией и вооружением постоянной армии, созданной в 1655 г.

На местах управление осуществляли дворяне, которые из своей среды избирали ландраты (земские советы), подчиненные центральной власти. Члены городских советов (магистратов) назначались правительством. В свободных крестьянских общинах управляли старосты, которых избирал сельский сход.

Прусская армия была одной из самых многочисленных в Европе. Ее отличала жестокая палочная дисциплина и муштра, которая распространялась не только на солдат, но и на офицерский состав.

По своему политическому режиму Пруссия была военно-полицейским государством, в котором существовали произвол властей и цензура, касавшиеся не только государственной, но и частной жизни подданных.

Австрия не была централизованным государством, таким как Пруссия. Это было связано с тем, что многочисленные народности, проживавшие на территории Австрии, постоянно враждовали. Господствующее положение здесь занимали немцы, проводившие политику угнетения других национальностей. Кроме того, элементы феодальной раздробленности сохранялись в Австрии дольше всего.

Господствующий класс Австрии был представлен дворянством. Буржуазия была очень слабой.

Центральное управление в государстве осуществляли монарх и Тайный совет, являвшийся совещательным органом при императоре. Позднее вместо него созывалась конференция, члены которой приглашались по отдельным случаям. И лишь только с начала XVIII в. конференция стала постоянно действующим учреждением. Военная власть была сосредоточена у придворного военного совета. Как законодательный орган в 1760 г. был создан государственный совет. Он также наблюдал и за исполнением законов.

На местах во главе провинций стояли избираемые местными сословно-представительными учреждениями и утверждаемые королем наместники Государства, входившие в состав Австрии, имели свои сословно-представительные учреждения - сеймы. Сеймы решали вопросы как местного значения, так и общегосударственные. Структурно сеймы состояли из духовенства, «господ», рыцарей и горожан. Городское управление состояло из выборной городской управы и бургомистров. Но управление городами осуществлялось под контролем правительства. В крестьянских общинах управляли выборные старосты и понятые.

Во второй половине XVIII в. в Австрии так же, как и в Пруссии, проводилась политика «просвещенного абсолютизма». Попытку провести данную политику в жизнь предпринял Иосиф II (1780-1790 гг.). Он решил продолжить проведение реформ, начатых его матерью Марией Терезией, стремился наладить централизованное управление страной посредством бюрократии. Проводилась политика веротерпимости, ограничивались привилегии католической церкви. Школьное образование стало светским. Было отменено крепостное право.

К сожалению, все эти нововведения натолкнулись на сопротивление не только высших слоев, но и крестьянства, недовольного их ограниченностью. Иосиф II был вынужден сам отменить все свои реформы. Но эти реформы успели создать почву для развития капиталистических отношений.