Новости
05.02.17
Закон и мораль в разрешении семейных споров
Закон охраняет семейные ценности и традиции, формирует ответственности сторон семейных взаимоотношений, защищает права и интересы каждого члена конкретной ячейки общества.


подробнее
30.01.17
Вниманию собственников нежилых помещений!!!
Юридическая Компания "АМПАРО" приглашает собственников нежилых помещений и арендодателей к взаимовыгодному сотрудничеству на постоянной основе.


подробнее
27.01.17
Вниманию клиентов Компании и посетителей сайта!!!
Обращаем внимание всех клиентов Компании и посетителей сайта, что телефоны Юридической Компании "АМПАРО" изменились. Актуальную информацию можно найти в разделе "Контакты".
подробнее

Германия. Становление и развитие раннефеодального государства Х-ХII вв

Германия как самостоятельное государство по аналогии с Францией образовалась в результате раздела Франкского королевства, закрепленного Верденским договором 843г. Внуку Карла Великого - Людовику Немецкому отошли земли, лежавшие к востоку от Рейна. Это четыре герцогства и три архиепископства. В первой половине X в. Германия присоединила к себе Лотарингию (земли по Рейну и Роне, доставшиеся первоначально другому внуку Карла Великого, Лотарю, отсюда и название).

Таким образом, в середине IX в. в центре Европы возникло государство, получившее название Тевтонского. Жители этой части Франкского государства с давних времен называли себя тевтонами, а свою страну «Страна тевтонов».

Особенностью развития Германии являлась политическая раздробленность в период с XII в. и вплоть до XIX в.

На начальной стадии Германия представляла собой относительно единое государство. Это было обусловлено слабым развитием феодализма и активной политикой первых германских королей, направленной на формирование централизованного государства. Однако в дальнейшем начался необратимый процесс феодального раздробления, вызванный рядом причин.

Во-первых, экономическое развитие Германии шло неравномерно по отдельным районам, экономические интересы районов нередко расходились; между составными частями государства отсутствовали прочные связи.

Во-вторых, центральную власть ослабляли борьба между феодалами за политическое верховенство и междоусобные войны.

В-третьих, ослабляло государство и не способствовало политической централизации противоборство немецких императоров и римских пап.

И, наконец, императорская власть не сумела установить необходимую связь с городским сословием, средними и мелкими феодалами, которые были противниками всевластия крупных феодалов.

Общественный строй. Процесс становления феодального общества и государства в Германии проходил более медленно и неравномерно, чем в других странах. Здесь оказались более устойчивыми первобытно-общинные учреждения, в особенности сельская община (марка), которая оказывала упорное сопротивление росту крупного землевладения. В XII в. сформировалась социально-классовая структура феодального общества. Все феодальное дворянство и духовенство было разделено по иерархическому принципу на ранги, или, как их называли, щиты. «Саксонское зерцало» - сборник германского права, составленный в 1230 г. упоминает семь военных щитов. На первом месте стоял король. Во второй ранг входили «держатели ленов со скипетром» - высшие иерархи духовенства (архиепископы и аббаты), бывшие прямыми вассалами императора. Третий ранг составляли «держатели ленов со знаменем» - светские вассалы императора, или князья. Четвертый ранг включал графов - вассалов князей. Пятый ранг состоял из «свободных господ» - вассалов графов и князей, имеющих рыцарское звание по выслуге. В шестой ранг входили вассалы «свободных господ». И седьмой ранг составляли однощитные рыцари - вассалы феодалов шестого ранга. Они не могли иметь своей свиты и вассалов.

Крестьянское население делилось на свободных и крепостных.

Свободные крестьяне имели землю или в собственности, или во владении. В соответствии с характером владения землей эта группа включала: 1) аллодистов - владельцев собственных земельных участков (аллодов), которые не несли никаких повинностей; 2) чиншевиков - держателей чужой земли, плативших за нее оброк, или чинш; 3) арендаторов - лиц, получавших землю во временное пользование в аренду. Кроме этого, так как крестьянство было неоднородным, оно делилось на несколько слоев.

Вторую группу составляли крепостные крестьяне, включая лично зависимых и лично свободных. Лично зависимые были прикреплены к земле и несли ряд повинностей, имевших твердо установленный размер. Эти крестьяне не могли переходить от одного феодала к другому, заключить брак без разрешения сеньора. Лично свободные отбывали повинности, размер которых не был определен. Во всем остальном их правовое положение было схоже с положением лично зависимых крестьян.

Городское население - бюргеры- пользовалось особыми городскими правами и некоторой автономией. Они должны были платить налоги и выполнять определенные повинности. Но их правовое положение податным не было, так как город выполнял все повинности коллективно и каждый отдельный бюргер обложению не подлежал.

Вне этих групп стояла категория холопов. Они жили при дворе и выполняли повинности по усмотрению феодала, получая за это содержание.

Государственный строй. В Х-ХП вв. Германия представляла собой единое государство. Главой государства являлся король. Королевский престол был выборным.

Временному усилению королевской власти способствовала деятельность Оттона I (936-973 гг.). В борьбе с герцогами за свою власть он опирался на церковь, которую подчинил себе за счет предоставления ей церковного иммунитета. Его мероприятия в отношении церкви получили название «оттоновских привилегий». Они сводились к тому, что часть функций герцогов была передана епископам. В областях были созданы независимые от герцогов епископские территории. Духовные феодалы были подчинены исключительно королевской власти. Король назначал своей властью епископов, пользовался частью доходов с церковных земель.

Результатом «оттоновских привилегий» явились развитие церковного землевладения и рост независимости церковных магистров. Кроме того, чтобы расширить свою власть над духовенством, Оттон предпринял удачную попытку завладеть Римом и тем самым установил господство над папским престолом, что привело к укреплению королевской власти и над епископами. В Риме в тот момент власть захватили местные феодалы и папе необходима была помощь, которую и оказал Оттон. За это в 962 г. папа короновал его в Риме императором. С тех пор германские императоры считали себя преемниками римских цезарей, а германское государство получило впоследствии название Священной Римской империи. Священной она называлась потому, что во главе ее стояли совместно папа и император при фактическом главенствовании последнего; Римской - ибо ее рассматривали как преемницу Западной римской империи. Впоследствии к названию добавились еще два слова - «германской нации» так как ставилась цель объединить Германию и Италию при господстве Германии.

Дальнейшее развитие феодализма вызвало в XII в. ослабление королевской власти.

Центральный аппарат государства сохранял в себе черты дворцово-вотчинной системы управления. Высшие сановники дворца исполняли важнейшие государственные функции. Канцлер являлся первым министром и ведал почти всеми делами управления. Важное место при королевском дворе занимала должность майордома (дворецкого), распоряжавшегося дворцовыми делами. Камерарий отвечал за финансы в государстве. Капеллан заведовал делами канцелярии. Маршал являлся командующим войсками.

Для решения общеимперских вопросов созывался съезд духовных и светских феодалов - непосредственных вассалов императора. Позднее на его основе возникает учреждение, получившее название рейхстага.

При императоре с начала XI в. существовал узкий круг советников, или королевский совет (гофтаг), состоявший из сановников императора.

На местах постепенно складывалась система королевских округов - графств. Прежние королевские чиновники - графы превращались в наследственных ленников. Они создавали собственный аппарат управления своими владениями на основании полученных иммунитетов. Деятельность местного аппарата все в меньшей степени зависела от воли императора.

Следует отметить особенности управления в Италии. Канцлер возглавлял особый аппарат, созданный для управления. В него входили императорские посланцы с административными и военными полномочиями, пфальцграфы, которые заведовали имуществом императора, и префекты городов.

Вооруженные силы империи подразделялись на имперские и княжеские войска, а также ополчение. Императорское войско формировалось из рыцарей - вассалов императора, которые были обязаны службой своему господину. Император устанавливал численность войска для участия в военных походах. Вместе с тем участие феодалов в этих походах определялось обычаем. Так, военная служба феодалов ограничивалась шестью неделями. В дальнейшем феодалы вместо личной явки поставляли с каждого имения определенный контингент для конницы. Города, монастыри выставляли пехоту.

Ополчение крестьян созывалось в случае военного нападения на страну.

В рассматриваемый период в Германии сложилась пятизвенная судебная система.

Верховным судьей являлся император. По мере складывания княжеского управления судебная власть императора ограничивалась судебной властью светских и духовных феодалов.

Феодалы образовывали второе звено судебных органов - сословные суды, действовавшие на основе принципа «суда равных». В соответствии с ним сложились княжеские, графские, шеффенские и другие виды сословного суда.

В поместьях землевладельцев функционировали феодальные (господские) суды, юрисдикция которых вначале распространялась на крепостных крестьян. В дальнейшем она была расширена на все население сеньории. Господские суды действовали также в зависимых городах.

В свободных городах действовали городские суды.

Наконец, наряду с вышеупомянутыми судебными органами существовали церковные суды. Их юрисдикция распространялась на духовенство и некоторых светских лиц, а также на отдельные категории дел (бракоразводные дела, преступления против церкви и др.).