Новости
05.02.17
Закон и мораль в разрешении семейных споров
Закон охраняет семейные ценности и традиции, формирует ответственности сторон семейных взаимоотношений, защищает права и интересы каждого члена конкретной ячейки общества.


подробнее
30.01.17
Вниманию собственников нежилых помещений!!!
Юридическая Компания "АМПАРО" приглашает собственников нежилых помещений и арендодателей к взаимовыгодному сотрудничеству на постоянной основе.


подробнее
27.01.17
Вниманию клиентов Компании и посетителей сайта!!!
Обращаем внимание всех клиентов Компании и посетителей сайта, что телефоны Юридической Компании "АМПАРО" изменились. Актуальную информацию можно найти в разделе "Контакты".
подробнее

Франция. Основные черты права

Источники права. Множественность и партикуляризм источников права явились главными особенностями правового развития средневековой Франции. Практически до буржуазной революции 1789-1794 гг. французское право представляло собой конгломерат различных правовых систем, распространявших свое действие либо на ограниченную территорию, либо на определенный круг лиц.

Основными источниками права средневековой Франции являлись: правовые обычаи (кутюмы), римское право, каноническое право, законодательные акты королей.

Правовые обычаи (кутюмы) играли значительную роль особенно в северной части Франции, даже получившей название «страны неписаного права». Ко времени возникновения собственно французской государственности на территории королевства утратили свое значение и Салическая правда и законы Каролингов. Юридическая жизнь основывалась на местных правовых обычаях - кутюмах, отличавшихся большим региональным разнообразием. Начиная с XII в., некоторые кутюмы стали записываться. В середине ХШ в. появился достаточно полный сборник правовых обычаев Нормандии - Большой кутюм Нормандии. Вслед за ним запись кутю много права прошла и в других областях страны.

В 1389 г. по поручению короля Карла VI были записаны обычаи королевского домена - Большой кутюм Франции.

Однако множественность кутюмов, отсутствие систематизации в их изложении, неопределенность их территориальных границ вызывали большие трудности в работе королевских судов, к которым апеллировали местные. Поэтому в 1453 г. Карл VII специальным ордонансом предписал «собрать, записать и согласовать кутюмы» всего королевства. Отредактированные кутюмы не устранили их пестроты.

Вторым важнейшим источником права средневековой Франции стало упрощенное римское право, преобладавшее на юге страны. Влияние римского право восходило еще к завоеванию римлянами Галлии, в результате которого возникло своеобразное галло-римское право, основанное на упрощенной версии законодательства Феодосия и варваризированном сборнике римского нрава, составленном вестготским королем Алариком. С начала ХШ в. на Юге Франции происходит постепенная рецепция римского права в кодификации Юстиниана. В XIV-XV вв. этот процесс затронул всю страну. И хотя в масштабах всего государства римское право преимущественно признавалось лишь в качестве дополнительного источника, оно оказало огромное влияние на систематизацию и редактирование кутюмного права.

Важнейшим источником права, распространявшим свое действие на территорию всей страны, являлось каноническое право. В период формирования средневекового государства его применение было безусловным. Однако с усилением королевской власти компетенция церковных судов и сфера действия канонического права значительно сузились, ограничившись прежде всего регулированием брачно-семейных отношений.

По мере усиления королевской власти среди других источников права особое место занимали законодательные акты королей: эдикты, приказы, установления и др. К началу XIV в. королевские акты все чаще стали называться ордонансами Ряд из них являлись многопрофильными, включавшими в себя нормы различных отраслей права, многие противоречили друг другу. В 1587 г. известным юристом Бриссоном была подготовлена обширная частная компиляция, получившая название - Кодекса Генриха III.

Широкое обновление и масштабная кодификации королевского законодательства были предприняты в период правления Людовика XIV. В 1667-1695 гг. под его руководством была издана целая серия кодексов: Гражданский ордонанс (1667 г.), Торговый ордонанс (1673 г.), Морской ордонанс (1681 г.), Уголовный ордонанс (1670 г.). Кодификация Людовика XIV, несмотря на масштабность проделанной работы, затронула далеко не все сферы жизни общества. Согласно традиции считалось, что королевские ордонансы не могут вмешиваться в регулирование частноправовых отношений. Поэтому королевское законодательство, регулировавшее преимущественно общественные отношения, связанные с публичным порядком, не могло в тот период оформить французское право в систему.

Право собственности. Развитие феодальных отношений характеризовалось упрочением системы сложных и запутанных вещных прав, главным объектом которых была земля.

К XI в. свободная крестьянская собственность на землю во Францией исчезла, и основной формой земельной собственности стал феод Право собственности на землю получили исключительно феодалы (дворянство и духовенство). Как правило, земля находилась в собственности двух и более феодалов, принадлежавших к разным ступеням иерархической феодальной лестницы, т. е. сеньоров (верховных собственников) и их вассалов (непосредственных собственников). Сеньор одну часть своей земли - домен - держал в непосредственной собственности, другую раздавал в виде феодов своим вассалам. В отношении своего домена он выступал в качестве непосредственного собственника, а в отношении остальной - верховного. Право собственности на землю, переданную вассалу, оказывалось как бы расщепленным.

Право верховной собственности было основанием для требования от вассала военной службы в пользу сеньора, экономической помощи сеньору в определенных случаях, признания административной и судебной власти сеньора.

Право непосредственной собственности проявлялось главным образом в праве эксплуатации крестьян путем взимания феодальной ренты. При этом право распоряжения феодом было ограничено. Для его продажи требовалось разрешение сеньора и выплата ему особого денежного взноса.

Своеобразие права феодальной собственности заключалось и в том, что оно было неразрывно связано с владельческими правами крестьян, которые являлись ограниченными, но постоянными. Крестьянские владения не могли отчуждаться без согласия феодала, но и лишить крестьянина, даже лично зависимого серва, земельного участка было нельзя. С развитием товарно-денежных отношений, отменой личной зависимости, основной формой феодального держания земли становится цензива. Владельческие права крестьян на цензиву значительно расширились. Являясь наследственным пользователем земли, крестьянин имел право закладывать ее, сдавать в аренду и даже продавать при уплате феодалу особой пошлины. Но право крестьян по-прежнему рассматривалось как производное от поземельной собственности сеньора, поэтому держатель цензивы ежегодно выплачивал сеньору денежную ренту (ценз).

Обязательственное право. Постепенное развитие капиталистических отношений, объединение страны, создание внутригосударственного рынка способствовали развитию обязательственного права.

В период сеньориальной монархии договор купли-продажи еще не был распространенным. Продажа вещей (прежде всего недвижимости) совершалась в торжественной форме, которая должна была обеспечить устойчивость договора. С XII в. договоры купли-продажи на недвижимость стали заключаться в письменной нотариально заверенной форме. С развитием товарно-денежных отношений значение договора купли-продажи возрастало.

Одним из наиболее ранних являлся и договор дарения. В период раннего средневековья, когда купля-продажа не совмещалась с представлениями о дворянской чести, договор дарения порой маскировал сделку купли-продажи, позднее он использовался и для обхода ограничений в вопросах завещания.

С развитием капитализма большое распространение во Франции получили договоры аренды, найма и займа.

Брачно-семейное право. Главную роль в регулировании брач-но-семейных отношений играло каноническое право. Брак стал рассматриваться не только как церковное таинство, но и как акт гражданского состояния. Единственной формой брака признавалась церковная.

Условиями вступления в брак являлись;

- согласие брачующихся;

- достижение брачного возраста (14 лет для мужчин и 12 лет для женщин);

- согласие родителей.

Последнее требование противоречило каноническому правилу, согласно которому согласие родителей на вступление в брак не требовалось. Однако с XVII в. нарушившие волю родителей могли быть лишены наследства. Кроме того, родители получили право обращаться в Парижский парламент на действия священника, заключившего брак без их согласия.

Препятствиями к заключению брака признавались:

- близкое родство;

- различное вероисповедание, вступающих в брак;

- помолвка одного из брачующихся с третьим лицом;

- ошибочное согласие на брак, данное по отношению к не надлежащему лицу.

Личные отношения супругов, также определявшиеся каноническим правом, основывались на главенстве мужа в семье и безусловном подчинении ему жены и детей. Имущественные отношения были различными в северной и южной частях Франции. На севере страны они строились на режиме общности супружеского имущества, которым управлял муж, а на юге - на режиме раздельности.

Развод католической церковью, кроме точно предусмотренных случаев (близкое родство, различие в вероисповедании супругов и др.) не признавался.

Наследственное право. Средневековое французское право знало наследование и по закону и по завещанию. При наследовании феода ключевым принципом был принцип первородства -майорат, по которому все земельное имущество отца передавалось его старшему сыну. Право завещания признавалось только в отношении небольшой доли того (не более 1/3), чем наследодатель владел при жизни. При этом законные наследники завещательным распоряжением не могли быть лишены наследства без серьезных к тому оснований.

Уголовное право. В XI-XII вв. французское уголовное право еще испытывало на себе сильное влияние Салической правды. Преступление рассматривалось как действие, затрагивающее интересы частных лиц, а наказания определялись как компенсация за вред, причиненный частному лицу. С развитием феодальных отношений все более проявлялся репрессивный характер уголовного права. Преступление стало восприниматься как нарушение существующего порядка, а наказание как возмездие.

С усилением власти королей возросло значение королевского законодательства в развитии уголовного права. Однако составы преступлений и наказания за них в королевском законодательстве были весьма неопределенными. Огромная роль в их определении и применении отводилась судам. Тем не менее, уже в рассматриваемый период выделяются религиозные, государственные, имущественные преступления, а также преступления против личности. Наказание, особенно за первые два вида преступлений, было крайне жестоким. Смертная казнь применялась в различных вариантах (сожжение, четвертование, колесование, разрывание лошадьми и др.).

Достаточно распространенными были телесные и членовредительские наказания (отрезание языка, терзание раскаленными щипцами, отсечение конечностей и др.). Широко применялось и тюремное заключение. В период борьбы с протестантами самыми преследуемыми стали религиозные преступления. Нередко государство организовывало и массовые погромы еретиков. Самым известным стало массовое убийство гугенотов накануне праздника св. Варфоломея 24 августа 1572 г., когда только за одну ночь в Париже без различия пола и возраста было убито более двух тысяч гугенотов.

В становлении кодифицированного уголовного права Франции большое значение имел Уголовный ордонанс 1670 г. Все преступления в нем классифицировались на четыре вида. К первой и второй группе относились преступления в высшем оскорблении -божественном, либо человеческом; к третьей - преступления против вещей; к. четвертой - преступления против людей. Ордонанс существенно расширил систему применяемых наказаний: смертная пытка, вечная каторга, каторга на галерах, штрафы и др.

Жестокость уголовного права Франции воспринималась прогрессивной частью общества крайне негативно. «Неужели мы находимся на родине философии и искусства? - писал величайший французский философ Вольтер. - Нет. Это родина Варфоломеевской ночи... Я плачу о детях, у которых вырывают языки».