Новости
05.02.17
Закон и мораль в разрешении семейных споров
Закон охраняет семейные ценности и традиции, формирует ответственности сторон семейных взаимоотношений, защищает права и интересы каждого члена конкретной ячейки общества.


подробнее
30.01.17
Вниманию собственников нежилых помещений!!!
Юридическая Компания "АМПАРО" приглашает собственников нежилых помещений и арендодателей к взаимовыгодному сотрудничеству на постоянной основе.


подробнее
27.01.17
Вниманию клиентов Компании и посетителей сайта!!!
Обращаем внимание всех клиентов Компании и посетителей сайта, что телефоны Юридической Компании "АМПАРО" изменились. Актуальную информацию можно найти в разделе "Контакты".
подробнее

Франция. Абсолютная монархия во Франции

Общественный строй. Возникновение абсолютизма во Франции было вызвано глубинными процессами, происходившими в социально-экономической сфере. XVI-XVI1I вв. стали периодом становления и утверждения капиталистических отношений в стране. В XVI в. во Франции возникло мануфактурное производство, а дальнейшее развитие товарно-денежных отношений привело к складыванию общенационального рынка. Гарантом единства страны выступала королевская власть. В рассматриваемый период французская монархия утратила представительные учреждения, но сохранила свою сословную природу.

Первым сословием оставалось духовенство, насчитывавшее 130 тысяч человек (из 15 млн. населения всей страны) и державшее 1/5 всего государственного земельного фонда. Внутренне это сословие не было однородным. Объединяющим моментом выступал лишь духовный сан и стремление сохранить сословные привилегии. К началу XVI в. усилилась зависимость духовенства от короля и укрепилась его связь с дворянством. Конкордатом 1516 г. с римским папой французский король добился права назначения на все высшие церковные должности в своем королевстве. Часто такие посты предоставлялись дворянам. В свою очередь важные должности в государственном аппарате занимали священники (Ришелье, Мазарини и др.)

Господствующее положение во французском обществе занимали дворяне, сохранившие практически все свои привилегии. 400 тысяч французских дворян владели (вместе с членами королевской семьи) 4/5 всех земель в государстве. В период абсолютизма дворянство консолидировалось. Ряды дворян пополнились выходцами из рядов городской буржуазии. С целью пополнения казны правительство прибегло к весьма выгодной системе продажи должностей, предоставляющих наследственный дворянский титул. Постепенно наряду со старым родовитым дворянством -дворянством шпаги - появляется новое чиновное - дворянство мантии. К середине XVIII в. во Франции было уже около 4 тысяч дворян мантии.

Основную массу населения составляло третье сословие, имущественная и социальная дифференциация которого в данный период особенно проявилась. В рамках третьего сословия четко обозначился слой богатых и влиятельных горожан, занимавшихся ростовщичеством, торговлей, мануфактурным производством. Из их числа постепенно формировался класс буржуазии. В самом низу социальной лестницы третьего сословия находились крестьяне, ремесленники, наемные рабочие. Правовое положение французского крестьянства, основную массу которого по-прежнему составляли цензитарии, изменилось мало. Их основной феодальной повинностью оставалась выплата феодалу денежного ценза, размер которого постоянно увеличивался. Третье сословие оставалось единственным податным сословием в стране. Духовенство и дворянство сохранили свой налоговый иммунитет.

Государственный строй. Основы новой формы правления были заложены еще в XV в, в правления Карла VII и Людовика XI. Однако развитию абсолютизма помешал религиозный раскол общества. Под влиянием идей Реформации во Франции развернулось движение гугенотов (французских кальвинистов), объединявшее в своих рядах прежде всего недовольных усилением королевской власти. Лидерами гугенотов стали представители самых знатных дворянских фамилий (Бурбоны, Конде). Противостояние католиков и протестантов вызвало религиозные войны, которые с перерывами тянулись более 30 лет (1562-1593 гг.) и сопровождались страшными жестокостями. Политическое примирение в стране было достигнуто с началом правления Генриха IV Бурбона - лидера французских протестантов, четыре раза менявшего свои религиозные убеждения. Нантским эдиктом 1598 г. католическая церковь объявлялась официальной религией, а гугенотам предоставлялись религиозные и политические права. В качестве гарантии их свобод за гугенотами сохранялось право на свои крепости и гарнизоны.

В правление Людовика XIII (1610-1643 гг.), когда главную роль в государстве играл кардинал Ришелье, и в правление Людовика XIV(1643-1715 гг.) были проведены реформы, окончательно оформившие государственный строй абсолютной монархии.

Абсолютная монархия играла прогрессивную роль. Королевская власть способствовала завершению территориального и политического объединения страны, являясь главной объединяющей силой и гарантом сохранения целостности государства. Она обеспечила благоприятные условия для последующего социально-экономического развития страны. Нуждаясь в дополнительных средствах, монархия стимулировала развитие промышленности и торговли, поощряя строительство мануфактур и вводя высокие таможенные пошлины на иностранные товары. Используя политику меркантилизма и протекционизма в собственных интересах, королевская власть не предоставляла правовых гарантий нарождающемуся классу буржуазии, напротив всеми силами сохраняя прежние феодальные порядки и сословные привилегии. Поэтому со второй половины XVII в., когда дальнейшее развитие капиталистических отношений в недрах феодализма стало невозможным, абсолютная монархия утратила свои прогрессивные черты.

В период абсолютизма общее представление о власти короля и о характере его конкретных полномочий изменилось. В 1614 г. по предложению Генеральных штатов было введено новое официальное титулование короля - «король божьей милостью». Французская монархия объявлялась божественной, а власть короля воспринималась как священная. Король являлся наследным главой государства, которому принадлежала вся полнота законодательной, исполнительной к судебной власти. Обоснование исключительной законодательной власти короля исходило из принципа: «один король, один закон». В сфере исполнительной власти ему подчинялся весь централизованный государственный аппарат. Он имел право учреждения и ликвидации государственных постов, назначения на любую государственную и церковную должность, окончательного решения всех важнейших внутригосударственных и внешнеполитических вопросов. Он устанавливал налоги и выступал высшим распорядителем государственных финансовых средств. Королю подчинялись армия, полиция и суд. Добившись права назначения на высшие церковные посты, королевская власть подчинила себе и католическую церковь во Франции.

С укреплением абсолютизма необходимость в сословно-представительных учреждениях отпала. Генеральные штаты практически перестали созываться. В 1614 г. они были созваны для разрешения финансовых проблем королевства. Депутаты от третьего сословия, основываясь на инструкциях избирателей, предложили отказаться от налогового иммунитета первых двух сословий и обложить налогами земли дворян и духовенства. Данное предложение вызвало бурю негодования со стороны первой и второй палат, недовольным остался и королевский двор. Генеральные штаты были распущены и не созывались в течение 175 лет (до 1789 г.).

Утверждение абсолютизма внесло некоторые изменения в структуру государственного аппарата.

Центральные органы государственного управления представляли собой совокупность множества учреждений, созданных в разные периоды. В целом государственный аппарат был громоздким, переполненным порой ненужными, дублирующими друг друга органами. Из старых должностей по-прежнему сохранял свой статус канцлер, который стал вторым после короля лицом в государственном управлении. Центральную администрацию в период абсолютизма возглавили генеральный контролер финансов, составлявший государственный бюджет и руководивший экономической политикой Франции, и четыре государственных секретаря - по иностранным делам, по военным делам, по делам колоний и морским, по внутренним вопросам.

Неоднократному реформированию подвергались и королевские советы. В 1661 г. Людовик XIV в. создал Государственный совет - высший совещательный орган при короле. В его состав вошли пэры Франции, государственные секретари и другие высокопоставленные чиновники, а также канцлер, председательствовавший в совете в отсутствие короля.

Управление на местах по-прежнему отличалось сложностью и запутанностью. В начале XVI в. для проведения политики правительства на местах были созданы должности губернаторов, назначаемых и смещаемых королем. Несколько позднее для укрепления власти короля в провинции с различными временными поручениями посылались комиссары, наделенные широкими полномочиями в сфере контроля над осуществлением правосудия, а также инспектирования финансов и администрации городов. Со временем им был присвоен титул интендантов.

Назначаемые королем интенданты полиции, юстиции и финансов обязаны были обеспечивать общественный порядок, следить за набором рекрутов в армию, бороться с ересью, вести расследование от имени короля. Кроме того интенданты имели право вмешаться в любой судебный процесс. Характеризуя деятельность интендантов, маркиз д'Аржансон, занимавший должность контролера финансов, писал: «Знайте, что французское королевство управляется тридцатью интендантами. У нас нет ни парламента, ни штатов, ни губернаторов. От тридцати интендантов, поставленных во главе провинций, зависит счастье или несчастье этих провинций».

Судебная система в период абсолютизма практически не изменилась. Судопроизводство по-прежнему осуществляли королевские, сеньориальные и церковные суды. Тенденция усиления королевских судов и снижения роли сеньориальных сохранилась. Согласно Орлеанскому ордонансу 1560 г. и Мулинскому ордонансу 1566 г. им стало подсудно большинство уголовных и гражданских дел. Эдиктом 1788 г. сеньориальные суды были лишены права уголовного судопроизводства. Ограничена была и юрисдикция церковных судов, которым оставлено право рассматривать дела клириков.

Система королевских судов оставалась крайне сложной и запутанной. Парижский парламент сохранил свое значение, но в 1673 г. лишился права ремонстрации - отказа в регистрации королевских актов. Важным нововведением судебной системы Франции стали специализированные суды, рассматривавшие дела, затрагивавшие ведомственные интересы. Свои суды имели счетная палата, палата косвенных налогов, управление монетного двора.