Новости
05.02.17
Закон и мораль в разрешении семейных споров
Закон охраняет семейные ценности и традиции, формирует ответственности сторон семейных взаимоотношений, защищает права и интересы каждого члена конкретной ячейки общества.


подробнее
30.01.17
Вниманию собственников нежилых помещений!!!
Юридическая Компания "АМПАРО" приглашает собственников нежилых помещений и арендодателей к взаимовыгодному сотрудничеству на постоянной основе.


подробнее
27.01.17
Вниманию клиентов Компании и посетителей сайта!!!
Обращаем внимание всех клиентов Компании и посетителей сайта, что телефоны Юридической Компании "АМПАРО" изменились. Актуальную информацию можно найти в разделе "Контакты".
подробнее

Франция. Сословно-представительная монархия

Общественный строй. В XIII-XIV вв. существенным образом изменился экономический облик Франции. Рост городов и товарного производства создали благоприятные условия для формирования общенационального рынка и преодоления феодальной раздробленности.

Развитие товарно-денежных отношений вызвало перестройку традиционного феодального хозяйства и форм эксплуатации крестьян. Нуждаясь в деньгах, феодалы постепенно переводили своих крестьян с натуральных повинностей на денежные. Утверждение денежной ренты привело к изменению правового положения французского крестьянства. К XIV в. основная масса сельского населения превратилась в лично свободных крестьян - цензитариев, обязанных платить сеньору ежегодную денежную ренту (ценз). Новый вид феодального держания земли - цензива- к XIV в. стал основной формой крестьянского землевладения.

XIV в. принес значительные изменения и в систему вассалитета. Нарушая старые нормы вассального права, король приближал к себе мелкое и среднее дворянство, заключая денежные контракты и используя его на государственной и военной службе.

В XIV-XV вв. завершается внутренняя консолидация сословного строя. В соответствии с официальными представлениями французское общество состояло из трех основных сословий - духовенства, дворянства и третьего сословия.

Первым сословием считалось духовенство. Объединение духовенства в единое сословие стало результатом победы королевской власти в XIV в. в борьбе с папством. Французское духовенство стало рассматриваться как составная часть нации, которая также как и другие была обязана жить по законам королевства. С установлением единого правового статуса духовенства оформились и его сословные привилегии; право на получение десятины, освобождение от всех государственных повинностей, налоговый и судебный иммунитет.

Вторым сословием являлось дворянство, объединявшее всех светских феодалов государства. В отличие от первого оно представляло собой замкнутое, наследственное сословие. Первоначально доступ в него был открыт для верхушки разбогатевших горожан, покупавших земли у разорившихся дворян. В последствии родовое дворянство, стремившееся к сословной чистоте, добилось того, что покупка поместий перестала предоставлять дворянское звание. Важнейшими привилегиями дворянства являлись: исключительное право собственности на землю, налоговый иммунитет, особые судебные привилегии. Внутренне сословие дворян по-прежнему было далеко не однородным.

Самым пестрым по социальному составу являлось третье сословие. Реально оно объединяло в себе все трудовое население и нарождающуюся буржуазию. В него входили горожане без различия их социального положения, а также крестьяне - цензитарии. Третье сословие не имело никаких привилегий и являлось единственным податным сословием в стране. Все бремя государственных налогов лежало именно на нем.

Государственный строй. Социально-экономические процессы, происходившие во Франции в XIV в., обусловили и изменения в государстве. Сеньориальную монархию сменила новая форма феодального государства - сословно-представительная монархия. Она возникла на том этапе государственного развития, когда интересы формирующейся нации требовали усиления центральной государственной власти, преодоления феодальной раздробленности и объединения государства. Главную роль в объединительном процессе играла королевская власть, которая при осуществлении своей политики, сталкиваясь с мощной оппозицией феодальной олигархии, вынуждена была опираться на поддержку сословий.

В рассматриваемый период власть короля приобретает новое правовое содержание. Королевский трон передавался по наследству по мужской линии (от отца к сыну) в возрасте и состоянии духа, соответствующем короне, т. е. достигнувшему 14 лет и не безумному. К XVI в. добавилось еще требование принадлежности к католическому вероисповеданию. Из старшего сеньора король постепенно превращался в главу государства. Отношения с королевской властью теперь строились не на системе вассалитета, а на безусловном подчинении - подданстве. Французские легисты пытались обосновать новый статус короля и ими была выдвинута формула: «король является императором в своем королевстве, поэтому должен обладать неограниченными правами и быть независимым в своих действиях».

Полномочия и прерогативы королевской власти значительно расширились. Важнейшим среди них стало право на законотворчество. Французский король имел право издавать ордонансы

(законы) и приказы в их исполнение. Важнейшими королевскими прерогативами стали определение сословного статуса подданных (жалование дворянства, узаконивание внебрачных детей, предоставление статуса горожанина) и введение новых налогов. В XV в. сбор тальи и чеканка монеты отдельными феодалами были запрещены. Значительно расширилась и судебная власть короля. Согласно акту Карла V (1372 г.) королю принадлежало право наказания за незаконное ношение оружия, за фальшивомонетничество, за нарушение королевских ордонансов. В сфере исполнительной власти король имел право назначать на все важные должности в государственном аппарате, контролировать их деятельность и отстранять от должности.

Стремление королевской власти к централизации вызывало сильную оппозицию со стороны феодальной олигархии, не желавшей уступать свои позиции, а также со стороны римско-католической церкви, стремившейся к мировому господству. Противостояние короля Филиппа IV с римским папой Бонифацием VIII породило возникновение во Франции органа сословно представительства - Генеральных штатов. При решении вопроса о конфликте папства и французской короны, не желавшей терпеть поборы со стороны папы и его вмешательство в светские дела, первые Генеральные штаты, созванные в 1302 г., поддержали короля.

Генеральные штаты состояли из трех палат, заседавших отдельно и имевших (каждая) один совокупный голос. Первая палата - палата духовенства - состояла из прелатов католической церкви, лично приглашаемых королем, и избранных от духовенства представителей (по одному от капитулов и аббатств). Во второй палате заседали депутаты от дворян. Первоначально в ее состав входили крупные светские феодалы, приглашаемые королем. Позднее, помимо знати, получавшей индивидуальные приглашения, во вторую палату стали избирать депутатов от всех остальных дворян. В палате третьего сословия заседали выборные представители от городов.

В городах, подчиненных королю, представителей часто назначали королевские чиновники. Но чаще депутатов выбирали либо на городских советах, либо всем населением города. Депутаты, избранные в Генеральные штаты, наделялись императивным мандатом. Их позиция по обсуждаемым вопросам была связана с инструкцией избирателей. Вернувшись с обсуждения, депутат должен был отчитаться перед своими избирателями. Крестьянство представлено не было. Их представителями считались сеньоры.

Периодичность созыва Генеральных штатов определялась королем. Его прерогативой было право созыва, назначение места и сроков собрания. Обычно Генеральные штаты созывались в случаях, когда королевская власть нуждалась в деньгах, и их основной функцией было решение вопроса о субсидиях.

Значение Генеральных штатов возрастало в критические моменты истории страны. Таким периодом в истории Франции была Столетняя война с Англией (1337-1453 гг.). В условиях военных поражений, пленения французского короля Иоанна II англичанами в стране развернулось широкое движение за реформы. Инициатива и программа преобразований принадлежала представителям сословий, действовавших через Генеральные штаты. Воспользовавшись ослаблением королевской власти, Генеральные штаты потребовали расширения своих прав и заставили дофина Карла (будущего Карла V) издать конституционно-правовой документ, получивший название - Великого мартовского ордонанса 1357г. Согласно ордонансу полномочия Генеральных штатов были значительно расширены. Они получили право собираться три раза в год без инициативы со стороны короля для «устройства хорошего управления государством», собирать и распоряжаться денежными субсидиями, контролировать деятельность королевской администрации. Однако ордонанс не был реализован. После подавления в 1358 г. Парижского восстания и Жакерии королевская власть отказалась от положений ордонанса. А новый король Карл V (1364-1380 гг.) вместо созыва Генеральных штатов стал прибегать к собранию нотаблей - знати, приглашаемой лично по собственному выбору короля. В 1439 г. Генеральные штаты вынуждены были согласиться на установление постоянного ежегодного налога (тальи) и тем самым упрочили позиции короля. После окончания Столетней войны Генеральные штаты созывались крайне редко.

Возникновение сословно-представительной монархии не no влекло за собой существенной реорганизации центрального аппарата государственного управления. Многие должности периода сеньориальной монархии утратили свое значение, превратившись в придворные титулы, а их место заняли новые. Из прежних должностей сохранила свою роль только должность канцлера. Ему по-прежнему подчинялась вся королевская канцелярия. Он являлся главой королевской юстиции. Для управления финансами были созданы должности государственных казначеев к генералов финансов (для экстренных сборов). Возросшая и расширившаяся деятельность королевской администрации породила должности мелких администраторов (клерков, секретарей, нотариусов), назначаемых из незнатных дворян.

Важное место в системе управления занял Малый королевский совет. В 1314 г. феодальная знать добилась права представительства в нем, и Малый королевский совет стал называться Большим советом. В его состав наряду с королевскими администраторами и легистами вошли 24 представителя высшей духовной и светской знати. Совет собирался один раз в месяц, но его полномочия были исключительно совещательными. По мере укрепления королевской власти значение Большого совета падало, а при дворе оформился Тайный совет, куда приглашались лица но выбору короля.

Система местного управления в период сословно-представительной монархии также не претерпела существенных изменений. Франция не имела четкого административно-территориального деления. Унифицированной была лишь структура королевского домена, состоявшего из приблизительно равных административных единиц - бальяжей. В системе управления провинциями должности прево и бальи постепенно утрачивают ряд своих полномочий.

Важные преобразования коснулись французской армии. В результате реформ Карла VII (1439-1445 гг.) была создана регулярная королевская армия. Феодалам запрещалось иметь собственные военные отряды. Получив возможность взимать постоянный налог, королевской власти удалось создать регулярную армию с централизованной системой управления и четкой структурой. Было создано 15 рот солдат, комплектуемых из дворян, во главе с капитанами, дававшими клятвы верности самому королю. Набор в армию был вольным, а финансировалась она из государственной казны.

Развитие судебной системы Франции шло по пути возрастания роли королевской юстиции, которая значительно потеснила сеньориальную и церковную. Главной особенностью судебной системы Франции по-прежнему являлась ее запутанность. Суд оставался неотделим от администрации.

Высший суд королевства - парламент - в рассматриваемый период разделился на несколько палат; большую (судебную), несколько следственных и несколько палат прошений. Наряду с чисто судебной деятельностью парламент приобрел право регистрации королевских ордонансов. С 1350 г. она стала обязательной. При этом, если парламент находил в ордонансе неточности или противоречия с действующими законами, то он мог заявить ремонстрацию- отказ в регистрации. Низшие суды при вынесении своих решений могли пользоваться только зарегистрированными королевскими актами.

Суд на местах от имени короля вершили прево и бальи. Все эти должностные лица назначались и увольнялись королем. В связи с этим их судебная деятельность находилась под контролем королевской власти.

Церковный суд постепенно трансформировался в специальный суд по делам особой предметной подсудности (ересь, колдовство, сожительство и др.), образовав целостную инстанционную систему: суд официалов (низшая инстанция), суд архиепископа, суд кардинала, суд римской курии (высшая инстанция, рассматривавшая преимущественно дела канонического характера).

В XIV в. был создан специальный орган уголовною преследования - прокуратура. Члены прокуратуры - прокураторы - выступали обвинителями по делам, затрагивавшим интересы короны.

Во второй половине XV в. территориальное объединение Франции было в целом завешено. Решительные действия в политическом объединении страны были предприняты в правление Людовика XI {1461-1483 гг.). Короне удалось одержать победу над союзом территориальных магнатов - Лигой общественного блага - и присоединить Прованс с крупными средиземноморскими портами и Бретань. К началу XVI в. Франция, ставшая самым большим европейским государством, вступила в период завершения государственной и административной централизации, приведший к оформлению новой формы феодального государства -абсолютной монархии.