Новости
05.02.17
Закон и мораль в разрешении семейных споров
Закон охраняет семейные ценности и традиции, формирует ответственности сторон семейных взаимоотношений, защищает права и интересы каждого члена конкретной ячейки общества.


подробнее
30.01.17
Вниманию собственников нежилых помещений!!!
Юридическая Компания "АМПАРО" приглашает собственников нежилых помещений и арендодателей к взаимовыгодному сотрудничеству на постоянной основе.


подробнее
27.01.17
Вниманию клиентов Компании и посетителей сайта!!!
Обращаем внимание всех клиентов Компании и посетителей сайта, что телефоны Юридической Компании "АМПАРО" изменились. Актуальную информацию можно найти в разделе "Контакты".
подробнее

Франция. Общественный и государственный строй Франции в период сеньориальной монархии

Начало Французскому королевству положил Верденский договор 843г., по которому Франкское государство было разделено между внуками Карла Великого. Западно-Франкское королевство, включавшее основные территории будущей Франции, досталось младшему сыну Людовика Благочестивого Карлу по прозвищу Лысый. На этих землях господствовали романские языки, которые легли в основу французского. После смерти последнего короля из династии Каролингов и избрания на престол основателя новой династии графа Парижского Гуго Капета (987 г.) за страной постепенно закрепилось новое историческое название Франция (по области вокруг Парижа - Иль де Франс). Его потомки - Капе-тинги - правили страной до 1848 (с перерывами в конце XVIII -начале XIX вв.).

В развитии средневекового французского государства традиционно выделяют следующие периоды:

- период сеньориальной монархии (IX-XIII вв.);

- период сословно-представительной монархии (XIV-XVbb.);

- период абсолютной монархии (XVI-XVIII вв.).

Общественный строй. Раздел Франкского государства не внес существенных изменений в социально-экономическое развитие вновь образованных государств, включая Францию. Процесс складывания основных классов феодального общества - феодалов и зависимых крестьян- завершился в основном в X-XI вв. К этому времени бенифицарии добились превращения пожизненного владения - бенефиция- в наследственную феодальную собственность - феод.

Отношения между представителями класса феодалов во Франции, как и в ряде других стран Западной Европы, основывались на системе вассалитета. Номинально верховным собственником всей земли в королевстве считался король. Крупные феодалы, получая от него земли, становились его вассалами. В свою очередь они могли жаловать земли более мелким феодалам и т. д. При этом нижестоящие феодалы признавали только власть своего непосредственного сеньора, от которого они получали земельное владение, и только ему были обязаны служить.

Данное правило было выражено формулой: «вассал моего вассала не мой вассал». Получалась многоступенчатая иерархическая феодальная лестница. На ее вершине находился король -верховный сеньор феодалов, сюзерен, глава феодальной иерархии. Ниже его стояли крупнейшие светские и духовные феодалы -герцоги, графы, архиепископы и епископы монастырей, державшие земли непосредственно от короля. Формально они подчинялись королю, а фактически являлись почти независимыми. Они имели право вести войну, чеканить монету, осуществлять юрисдикцию в своих владениях. Многие герцоги и графы считали себя равными королю (пэрами) и порой даже не признавали по отношению к нему вассальных обязанностей. Рангом ниже были бароны - крупные землевладельцы, державшие земли от герцогов и графов и являвшиеся их вассалами. В своих владениях они также пользовались большой политической властью. В самом низу феодальной лестницы находились рыцари (шевалье), которые вассалов не имели и выступали как сеньоры лишь по отношению к своим крестьянам.

Взаимоотношения между сеньором и вассалом строились на основе договора. Вассальный договор заключался публично, посредством торжественного обряда, суть которого заключалась во введении вассала во владение (инвеститура) и произнесении им клятвы верности своему сеньору (оммаж). Обязательства принимали на себя обе стороны. Кроме передачи феода сюзерен обязывался защищать вассала и его имущество. Обязанности вассала по отношению к сюзерену заключались в военной службе (обычно 40 дней в году) и денежной помощи в строго определенных случаях (выкуп сеньора из плена, подарки при посвящении его сына в рыцари и выдаче замуж дочери).

Первоначально вассальный договор заключался на срок жизни сторон. Однако постепенно сложилось правило передачи обязанностей, связанных с ним, по наследству. При вступлении в наследство новый вассал был обязан уплатить сеньору особый налог - рельеф. Земельное владение, в течение нескольких поколений переходившее по наследству потомкам вассала, превращалось в потомственное родовое поместье. Неисполнение обязанностей по договору могло повлечь за собой его расторжение. Споры между сеньорами и вассалами разрешались в суде сеньора. Но юридический механизм разрешения феодального спора был малоэффективным. Крупные феодалы, располагавшие военной силой, часто не подчинялись решению суда, что порождало многочисленные феодальные распри и войны.

В IX-XI вв. происходит окончательное оформление и класса феодально-зависимых крестьян. В обстановке непрекращающихся феодальных междоусобиц и периодических иностранных вторжений во Франции возникло много замков. В специальной литературе данный процесс получил название инкастелламенто (буквально - «озамкование»). Владельцы замков постепенно сосредоточили в своих руках судебно-административную власть над окрестным сельским населением. Большинство крестьян превратилось в сервов, находившихся в личной наследственной зависимости от своего господина. Сервы рассматривались как простая принадлежность земли. Они платили сеньору подушную подать (шеваж), ежегодный оброк (талью), выполняли барщину (обычно три дня в неделю), были ограничены в гражданских и хозяйственных правах. Без согласия феодала они не могли жениться, свободно распоряжаться своим земельным держанием.

Другую группу зависимых крестьян составляли вилланы -лично свободные держатели земли, принадлежавшей феодалу. Их повинности были только поземельными. Вилланы платили сеньору подушную подать, а также ежегодный оброк, размер которого устанавливался обычаями и был ниже сервского.

Кроме того все крестьянское население было связано банали-тетами, в силу которых сеньор, обладая правом собственности на какую-либо вещь общественного значения, мог принудить своих крестьян к исключительному пользованию ею за плату им же установленную. Объектами такого права обычно являлись мельница, пекарня, винодельня, общественные весы и др. Позднее под баналитетами стали пониматься денежные поборы за право осуществлять соответствующие хозяйственные операции у себя дома.

В XI-XII вв. в связи с быстрым развитием городов появляется и увеличивается новая прослойка феодального общества - городское население, постепенно приобретающее особый правовой статус. Первоначально положение горожан мало отличалось от основной массы феодально-зависимых крестьян, но с XII в. во Франции распространяется движение за освобождение городов от власти отдельных сеньоров. При поддержке королевской власти в ходе вооруженной борьбы или выкупа ряду городов уже в XIII в. удалось добиться предоставления им специальных хартий вольностей.

Государственный строй. В IX-XII в. французское королевство состояло из множества феодальных владений, которые считались его частью, а фактически представляли собой независимые политические образования. В условиях политической децентрализации, приведшей к глубокой территориальной раздробленности, королевская власть утратила свое значение. Номинально король продолжал оставаться главой государства. Но реально его власть распространялась лишь на ограниченную территорию - королевский домен. Такую форму феодального государства, построенную на принципе сюзеренитета-вассалитета, принято называть сеньориальной монархией.

В условиях политической и экономической децентрализации отдельные феодалы более эффективно осуществляли государственную власть. Однако с развитием товарно-денежных отношений политическая децентрализация постепенно уступала место усилению центральной власти короля,

В период феодальной раздробленности номинальный глава государства - король - избирался крупными землевладельцами -вассалами короля и иерархами церкви с соблюдением династического принципа. С воцарением династии Капетингов выборность короля сохранилась, но преемника теперь выбирали при жизни короля. К XII в. постепенно закрепился принцип передачи престола по наследству, основанный на праве первородства.

Функции королевской власти в период раздробленности были существенно ограничены. Формально король считался верховным главнокомандующим, имел право законодательства и высшего суда. На короля возлагались обязанности, сформулированные еще в коронационной присяге Карла Лысого и принятые его преемниками. Король был обязан защищать церковь, поддерживать мир в королевстве, хранить верность народу, уважать правосудие. Однако реальной власти для их осуществления он не имел. Большинство королевских полномочий существовали лишь в теории, а на практике в лучшем случае распространялись только на королевский домен. С XII в. положение короля начинает меняться. Восстанавливается практика издания королем с согласия крупных феодалов законодательных актов. С XIII в. признается, что королевский акт, изданный с соблюдением всех требований, которому присягнули королевские вассалы, обязателен и для отсутствующих на присяге землевладельцев. Расширяется сфера судебной юрисдикции короля, признается, что все жители в королевстве являются его подданными и обязаны ему повиноваться.

В условиях раздробленности органы центрального управления не были четко структурно оформлены. В них дворцово-вотчинная система сочеталась с управлением, основанным на вассальных отношениях. Дворцовая система была представлена ми-нистериалами. К числу главных министириалов, игравших основную роль в королевской администрации, относились: сенешал (глава королевского двора, командующий армией, начальник местных администраторов), коннетабль (глава королевской конницы) и его помощник маршал, казначей и камергер (управляющие государственными архивами и королевской казной); канцлер (руководитель королевской канцелярии).

Управление, основанное на вассальных отношениях, осуществлялось в форме собрания крупнейших светских и духовных землевладельцев страны. Съезд феодалов назывался Королевской куриейияи Великим советом и являлся по существу единственным общегосударственным органом в королевстве. Великий совет созывался по инициативе короля и работал под его председательством.

Местное управление в период раздробленности характеризовалось тем, что власть короля распространялась только на королевский домен, а в крупных феодальных владениях существовали свои системы местного управления.

С конца XII в. возникают более крупные административно-территориальные единицы - бальяжи. Во главе их стояли чиновники, назначаемые королем, - бальи. Жалования бальи не получали, пользуясь частью доходов короля. Присоединяя к королевскому домену крупные сеньории, короли, не ломая местную административно-территориальную структуру, назначали туда из местных феодалов специального чиновника - сенешала, с функциями аналогичными бальи.

В XIII в. обозначившиеся процессы централизации и усиления королевской власти были закреплены реформами Людовика IX Святого (1226-1270 гг.). Важнейшей попыткой изменить феодально-сеньориальные порядки стала судебная реформа. В 1258 г. Людовик IX запретил вести в своем домене частные войны и разрешать споры посредством поединка. Решение тяжб с помощью поединка спорящих сторон широко применялось в сеньориальных судах. Запрет на их проведение оказал благотворное влияние на судопроизводство во Франции. Королевские судьи, знакомые с римским правом, изменили производство суда: они вели следствие, допрашивали свидетелей, записывали весь ход судебного дела. Лицу недовольному приговором разрешалось апеллировать к королю. На остальной территории допускалась апелляция на решение сеньориального суда в королевский и вводились так называемые 40 дней короля. В течение этого времени феодалы не могли начинать военные действия, чтобы любая из спорящих сторон могла перенести дело в королевский суд.

Существенную роль в укреплении королевской власти сыграла и финансовая реформа Людовика IX. В качестве главной расчетной единицы в королевстве была введена полновесная золотая и серебряная королевская монета. Под страхом телесного наказания запрещалось переливать деньги, вышедшие из королевской монетной мастерской. В королевском домене принималась только эта монета, в сеньориях ее должны были принимать наряду с другими. Все нарушения закона о монете рассматривались только королем. В силу данных преимуществ, а также высокого качества монеты, вскоре она стала самой авторитетной, постепенно вытеснив местные деньги из обращения.

В период правления Людовика Святого была проведена и административная реформа, изменившая центральное управление. Из королевской курии были выделены специализированные центральные ведомства - малый королевский совет, счетная палата и судебное ведомство. Малый совет представлял собой постоянно действующий совещательный орган при короле, решавший различные вопросы внутренней и внешней политики, счетная палата ведала финансовыми вопросами в королевстве. В 1260 г. был создан специальный судебный орган - парламент, который собирался на сессии в Париже четыре раза в год и стал высшим судом королевства. В составе парламента образовался совет специалистов для подготовки законов и судебных решений, который состоял из знатоков права - легистов, сыгравших огромную роль в рецепции римского права во Франции.

Реформы Людовика IX способствовали территориальному объединению страны и заложили основы превращения сеньориальной монархии в сословно-представительную.