Новости
05.02.17
Закон и мораль в разрешении семейных споров
Закон охраняет семейные ценности и традиции, формирует ответственности сторон семейных взаимоотношений, защищает права и интересы каждого члена конкретной ячейки общества.


подробнее
30.01.17
Вниманию собственников нежилых помещений!!!
Юридическая Компания "АМПАРО" приглашает собственников нежилых помещений и арендодателей к взаимовыгодному сотрудничеству на постоянной основе.


подробнее
27.01.17
Вниманию клиентов Компании и посетителей сайта!!!
Обращаем внимание всех клиентов Компании и посетителей сайта, что телефоны Юридической Компании "АМПАРО" изменились. Актуальную информацию можно найти в разделе "Контакты".
подробнее

История государства и права античного мира. Государство франков. Основные черты права франков

Источники права. Источниками права франков являлись правовые обычаи, королевские акты, иммунитетные грамоты и формулы.

Правовые обычаи- самые ранние источники права. В конце Vb. франки приступили к записи правовых обычаев и составлению сборников правовых обычаев, так называемых «варварских правд». К последним можно отнести Салическую правду (конец V - начало VI в.), Рипуарскую правду (VI в.), Вестготскую правду (VI-VII вв.), Саксонскую правду (конец VIII - начало IX в.) и некоторые другие.

Эдикты, декреты, предписания, капитулярии (королевские акты) дополняли правовые обычаи и играли немаловажную роль в регулировании общественных отношений у франков, особенно в периоды укрепления королевской власти.

Иммунитетные грамоты, которые король выдавал своим вассалам, предоставляли последним ряд полномочий на подконтрольной им территории.

Формулы представляли собой образцы документов, которые хранились в канцеляриях светских и духовных учреждений и служили своеобразным эталоном для совершения различного рода сделок: купли-продажи, займа и др.

Среди письменных источников наибольший интерес для исследования представляет Салическая правда, поскольку она раскрывала особенности общественного и государственного строя, переходного от родовой общины к государству.

Салическая правда. Первоначальный текст Салической правды, становление которой происходило в период царствованию

Хлодвига, до нас не дошел. Наиболее древние рукописи относятся к временам Пипина Короткого и Карла Великого. Салическая правда выполняла роль судебника, то есть служила источником, которым руководствовались должностные лица государства, в частности судьи, при отправлении правосудия. Она представляла собой бессистемную запись разрозненных правовых обычаев, отражавших пережитки родового строя, такие как изгнание из общины за совершение преступления и др.

Для норм правового памятника характерны формализм и ка-зуистичность. Формализм прослеживается в установлении строгого порядка юридических действий, связанных с символикой, ритуалами. Нарушение этих действий, несоблюдение установленных нормами права ритуалов вело к ничтожности (недействительности) того или иного действия. Так, закон требовал в одном случае произнести строго определенные слова, в другом - сломать ветки «мерой в локоть». Казуистичность норм уголовного права, зафиксированных Салической правдой, не вызывает сомнения, ибо в них речь шла не об общих понятиях, а о конкретных казусах (случаях).

Хотя Салическая правда включает нормы всех правовых институтов, для нее характерна неполнота, фрагментарность. Вместе с тем Салическая правда отражает значимую роль, которую играли в обществе религиозные установления, соседствующие с правовыми нормами (применение в судопроизводстве клятв, ордалий для снятия обвинения с человека), показывает процесс разложения родовых отношений, что связано с имущественным расслоением общества, дает представление об общественном строе франков начала VI в.

Имущественные отношения. Нормы Салической правды закрепляли два вида собственности на землю: общинную (коллективную) и общесемейную. В коллективной собственности общины находились пастбищные земли и земли, занятые лесными угодьями, в общесемейной - приусадебные участки и пахотные земли. О существовании у франков общинной собственности свидетельствует титул «О переселенцах». Пришелец мог оставаться в деревне лишь с согласия всех до единого жителей села. Исполнение решения общинного суда о выселении чужака производил граф. Однако если новоприбывший успевал прожить без протеста членов общины один год и один день, он приобретал право на поселение по давности. О существовании семейной собственности свидетельствует строгая ответственность виновных за поджог или разрушение изгороди земельного участка, выделенного семье. Земельный участок не подлежал купле-продаже. Закон допускал лишь его наследование детьми по мужской линии. В конце VI в. стало возможным передавать землю другим родственникам, в том числе дочерям и сестрам умершего. Это было закреплено в эдикте короля Хильперика. В начале VII в. франки уже, без сомнения, получили право распоряжения как приусадебной, так и пахотной землей.

Движимая собственность находилась в личной собственности. Она свободно отчуждалась и передавалась по наследству.

Обязательственные отношения. Институт договорного права находился в зачаточном состоянии ввиду неразвитости товарно-денежных отношений. Судебник не содержал общих условий действительности договоров, а закреплял лишь необходимость достижения соглашения между сторонами при заключении отдельных видов договоров. При неисполнении договора наступала имущественная ответственность должника. Если должник отказывался вернуть долг (возвратить вещь), суд обязывал его не только исполнить договор, но и уплатить штраф. Закон предусматривал также личную ответственность должника в виде долгового рабства.

Судебник закреплял такие виды договоров, как купля-продажа, заем, ссуда, мена и дарение. Заключение договора, как правило, происходило публично.

Салическая правда содержит нормы, касающиеся возникновения обязательств вследствие причинения вреда в результате совершения преступления.

Наследование. У франков существовало два вида наследования: по закону и по завещанию.

Земельная собственность при наследовании по закону переходила вначале лицам мужского пола. В VI в. закон допускал к наследованию дочерей при отсутствии сыновей, за их отсутствием наследниками становились отец, мать, брат, сестра и другие родственники с отцовской стороны.

Салическая правда закрепила наследование по завещанию в виде так называемой аффатомии (дарения). Она заключалась в том, что наследодатель передавал принадлежащее ему имущество доверенному лицу (посреднику) и обязывал его не позднее чем через год передать имущество наследнику (наследникам). Процедура аффатомии осуществлялась публично в народном собрании с соблюдением формальностей и особой процедуры.

Брачно-семейное право. Нормы брачно-семейного права, отраженные в Салической правде, раскрывали вопросы, связанные с заключением и расторжением брака, а также с отношениями в семье.

Формой заключения брака была покупка женихом невесты. Этому предшествовало согласие родителей жениха и невесты. Похищение невесты наказывалось штрафом. Запрещались браки между родственниками и браки свободных и рабов. Брак раба и свободного влек для последнего потерю свободы.

Мужчина в семье занимал главенствующее место. Муж осуществлял опеку над женой и детьми: мальчиками - до 12-летнего возраста, девочками - до вступления в брак. После смерти мужа вдова попадала под опеку совершеннолетних сыновей или других наследников умершего. Хотя жена обладала собственным имуществом (приданым), распоряжаться им без разрешения мужа она не могла.

Расторжение брака первоначально допускалось лишь по инициативе мужа. Муж мог развестись только в случае измены жены или совершения ею некоторых преступлений. Жена, оставившая мужа, подлежала смертной казни. В VIII в. Карл Великий установил нерасторжимость брака.

Уголовное право. Этот правовой институт был не развит, носил отпечатки родового строя. Об этом свидетельствуют казуистичный характер правовых норм, высокие суммы штрафов, закрепление объективного вменения (ответственность без вины), сохранение остатков кровной мести. Так, судебник предоставлял потерпевшему возможность расправиться с виновным, если последний был застигнут на месте преступления.

Кроме этого, Салическая правда закрепляет сложившееся общественное неравенство и при определении санкций за преступление исходит из классового положения потерпевшего, а иногда и из классового положения преступника.

Франки понимали под преступлением причинение вреда личности и имуществу и нарушение королевского «мира». Все описываемые в Салической правде преступления можно объединить в пять групп: 1) нарушение предписаний короля; 2) преступления против личности (убийство, телесные повреждения и др.); 3) преступления против собственности (кража, поломка чужой изгороди и др.); 4) преступления против нравственности (насилие над свободной девушкой); 5) преступления против правосудия (лжесвидетельство, неявка в суд).

В нормах Салической правды содержатся положения, касающиеся отягчающих обстоятельств, таких как соучастие, убийство в походе, попытка скрыть следы преступления. Есть понятие подстрекательства к краже и убийству.

Под наказанием у франков понималось возмещение вреда потерпевшему или членам его рода и уплата штрафа королю за нарушение королевского «мира». Взамен кровной мести Салическая правда начинает предусматривать уплату штрафа. За убийство накладывался штраф в пользу родственников убитого, так называемый вергельд (цена человека). Размер вергельда определялся социальным положением убитого. К свободным и рабам применялись различные наказания. Свободные присуждались к уплате штрафа и изгнанию из общины (объявление вне закона). При совершении имущественных преступлений с виновного, кроме того, взыскивались убытки, а при причинении вреда здоровью - средства на лечение потерпевшего. При изгнании из общины у виновного, как правило, конфисковывалось имущество. Рабы подвергались смертной казни, членовредительным и телесным наказаниям.

Судебный процесс по Салической правде носил обвинительный характер. Доказательствами факта совершения преступления являлись задержание виновного на месте преступления, признание самого обвиняемого, свидетельские показания.

Для снятия с лица обвинения использовались такие доказательства, как соприсяжничество, клятвы, ордалии, судебные поединки. При соприсяжничестве несколько лиц (как правило, 12 родственников, знакомых обвиняемого) могли подтвердить его хорошую репутацию и тем самым удостоверить, что он не мог совершить преступление. Ордалии («божий суд») применялись у франков чаще всего в виде испытания «котелком», то есть с помощью кипящей воды. От ордалий можно было откупиться, уплатив штраф в пользу потерпевшего и казны. Судебные поединки проходили в присутствии судей. Феодалы бились верхом и в полном вооружении, простые люди в качестве оружия использовали палки. Тот, кто победил в поединке, считался выигравшим дело. К рабам для признания ими своей вины применялись пытки.

Судебное разбирательство проходило следующим образом. В судебном заседании потерпевший предъявлял обвинение виновной стороне. Обвиняемый либо признавал предъявленное ему обвинение, либо отвергал его. В случае признания виновным своей вины суд выносил решение по существу. В противном случае судья приступал к исследованию доказательств.

Если суд признавал вину обвиняемого, последний должен был выполнить решение суда. При неисполнении судебного решения потерпевший обращался в суд рахинбургов, который в обеспечение исполнения судебного решения конфисковывал имущество виновного в размере долга. Если осужденный был не согласен с решением суда рахинбургов, он через 40 дней вызывался в суд сотни. В случае отказа и на сей раз выполнить решение суда, потерпевший вызывал осужденного в суд короля. Отказ явиться в королевский суд или выполнить его решения влек за собой объявление виновного вне закона. В этом случае и виновный, и его имущество становились собственностью потерпевшего.