Новости
05.02.17
Закон и мораль в разрешении семейных споров
Закон охраняет семейные ценности и традиции, формирует ответственности сторон семейных взаимоотношений, защищает права и интересы каждого члена конкретной ячейки общества.


подробнее
30.01.17
Вниманию собственников нежилых помещений!!!
Юридическая Компания "АМПАРО" приглашает собственников нежилых помещений и арендодателей к взаимовыгодному сотрудничеству на постоянной основе.


подробнее
27.01.17
Вниманию клиентов Компании и посетителей сайта!!!
Обращаем внимание всех клиентов Компании и посетителей сайта, что телефоны Юридической Компании "АМПАРО" изменились. Актуальную информацию можно найти в разделе "Контакты".
подробнее

История государства и права античного мира. Государство франков. Монархия Меровингов

Формирование социальной структуры и феодальных отношений. Процесс феодализации у франков получил мощный толчок в результате завоевательных воин, когда в руки франкских королем, служилой аристократии, королевских дружинников перешла значительная часть галло-римских поместий в Северной Галлии.

Складывание феодальных отношений у франков и галло-римлян происходило не одинаково.

Основную массу расселившегося в начале VI в. на франкском «севере» населения составляли свободные крестьяне. Это были жители соседской общины - марки. В общине существовала коллективная собственность на пастбищную землю и собственность отдельных семейств на пахотную землю. В конце VI в. в общине утвердилась частная собственность вначале на приусадебные, а затем на пахотные участки. Эти земли получили название аллода (свободно отчуждаемая земельная собственность, освобожденная от повинностей в пользу лица, вручившего землю).

Как только земля перешла в частную собственность и стала предметом купли-продажи, залога и других сделок, начался активный процесс разложения крестьянской общины. Происходило обезземеливание крестьян, превращение свободных крестьян в зависимых людей. Зависимость свободных крестьян устанавливалось на основе договоров прекария коммендации.

Нередко свободные крестьяне сами уступали свои земли крупным землевладельцам, чтобы предотвратить грозившую им со всех сторон опасность захвата их земель и вымогательств разного рода. Они отказывались от своей земли, чтобы получить ее обратно в бессрочную аренду - прекарий (от лат. precarium -«просьба»).

Ставший прекаристом крестьянин оказывался в поземельной зависимости от собственника земли, что влекло для него в дальнейшем потерю личной свободы. Владелец прекария имел право на судебную защиту только от третьих лиц, но не от своего землевладельца. Прекарий мог быть истребован землевладельцем в любой момент. В лице прекаристов создавался социальный слой, переходный от свободного аллодиста-общинника к зависимому крестьянину - серву.

Коммендация (от лат. commodatum - «вверять») состояла в переходе чаще всего слабых и безземельных лиц под покровительство сильных. Этот договор устанавливал не только поземельную зависимость крестьянина, но и его личное закрепощение, личную зависимость от господина.

Процесс закабаления крестьян посредством договоров прекария и коммендации получил распространение в начале VIII в. и к его середине приобрел массовый характер. Государство всячески поддерживало этот процесс и старалось закрепить его законодательно.

На галло-римском «юге» в VI-VII вв. процесс феодализации не имел такого размаха, как на «севере». Там сохранялись поместья галло-римской аристократии, где широко использовался труд рабов и колонов, которые значительно позже оказались в числе сервов, чем крестьяне на севере.

Основной массе свободных крестьян в Галлии противостояла знать германского и галло-римского происхождения.

Франкская знать формировалась в ходе завоевания франками галльских земель. Короли раздавали своим дружинникам и приближенным в собственность (в форме аллода) захваченные земли, способствуя тем самым складыванию слоя крупных земельных собственников.

Ряды знати пополнялись также за счет галло-римской земледельческой аристократии, которую Меровинги привлекали к службе при дворе, в местных органах власти и в церковной иерархии.

Самовластие знати усилилось к концу VII в. Это было связано с тем, что в целях обеспечения верности крупной знати короли предоставляли ей ряд привилегий, иммунитетов. Они сводились к наделению крупных собственников судебными, административными и военными полномочиями на принадлежащих им землях.

Иммунитетные права сеньоров способствовали закабалению крестьян.

Кроме знати и свободных крестьян, во франкском обществе были и такие социальные группы как рабы, колоны к литы. Рабство не получило у франков широкого распространения. Рабы преимущественно использовались в качестве дворовых слуг, реже ремесленников. Источниками рабства были войны и неуплата долга. На волю рабов отпускали редко. Вольноотпущенники мало отличались по правовому положению от рабов. Колоны (рабы, посаженные на землю) были известны еще со времен Римской империи. Они были лишены хозяйственной самостоятельности, не имели права заключать договоры, подписывать документы и др. Позднее некоторые запреты такого рода были сняты. Колоны получили право на самостоятельное ведение хозяйства, но в то же время обязаны были платить подати натурой и отбывать барщину. Литы- полусвободное население общины, главным образом, обедневшие сородичи. Находясь в личной и частично материальной зависимости от хозяев, они в отличие от рабов обладали известной правоспособностью: могли заключать сделки, предъявлять иски о защите личности и т. д.

Государственный строй. Государство франков нельзя назвать единым. После непродолжительного единства в период правления Хлодвига на территории государства обособляются Нейстрия (Новое западное королевство), Бургундия и Австразия (Восточное королевство) и Аквитания (южная часть). Для периода правления Меровингов характерно, во-первых, постепенное перерождение органов племенной организации в органы государства, во-вторых, падение роли органов местного правления и, в-третьих, складывание государства в форме раннефеодальной монархии.

Главой государства являлся король. Первый из франкских королей - Хлодвиг значительно укрепил свою власть, используя все доступные ему средства и методы: хитрость, вероломство, уничтожение сородичей. Захватив Галлию, Хлодвиг не тронул владений галло-римский магнатов, сохранил их привилегии. Он принял христианство и обеспечил себе тем самым поддержку со стороны влиятельной знати и христианской церкви. Именно церковь оправдывала захватнические войны королей идеей объединения многих народов под сенью истинной веры.

Власть главы государства передавалась по наследству, носила священный характер. Он издавал законы, вершил суд, командовал войском, объявлял войну и заключал мир. Однако главной его заботой были порядок в королевстве, усмирение выходящей из подчинения местной знати.

При короле функционировал королевский совет, в котором обсуждались вопросы государственной политики, но законодательные полномочия короля были неограниченны. Неограниченностью королевской власти объясняется и отсутствие эффективно действующих центральных государственных органов.

Укрупнение земельных владений знатных фамилий, получение ими иммунитетов привело к тому, что знать начала противостоять королевской власти. Наступило время «ленивых» королей. Королевский совет, составленный из представителей служилой знати и высшего духовенства, все более возвышал свой голос. Без его согласия король не мог принять ни одного серьезного решения.

Следы родовой организации франков сохранились в виде так называемых «мартовских полей». Бывшее в эпоху военной демократии племенным собранием, «мартовское поле» в VII в. превратилось в весенний смотр войска, на котором обнародовались королевские постановления. Существенного политического значения этот орган не имел. До обнародования вышеназванные постановления рассматривались представителями знати. Их собрание получило название Съезда знатиВеликое поле»).

Складывающийся центральный аппарат отличался отсутствием четко разграниченных должностных полномочий, соподчиненности. Личные слуги короля были одновременно должностными лицами государства.

Центральное управление королевством осуществляли мини-стериалы. Вначале это были управляющие королевским хозяйством, затем лица, осуществлявшие государственное управление. Палатный мэр (маиордом) управлял дворцом, позднее возглавил королевскую администрацию. Власть майордомов постепенно усиливалась в связи с постоянным отсутствием королей, вечно находившихся в военных походах. В отсутствие короля маиордом председательствовал в королевском суде, командовал армией, управлял королевским доменом, а также обладал правом суда в отношении всех проживавших во дворце. Кроме этого, ему была подвластна местная администрация. Референдарий (докладчик) заведовал королевской канцелярией, хранил королевскую печать, оформлял акты и предписания короля и др. Ему подчинялись писцы и канцелярия. Дворцовый граф отправлял правосудие в королевстве, следил за исполнением приговоров. Камерарий и тезаурарий являлись королевскими казначеем и хранителем его движимого имущества. Маршалъозгпаъпяп конное войско.

Местное управление. Должностные лица, осуществлявшие местное управление, решали одновременно и комплекс других задач - хозяйственных, судебных, военных и др. Территория государства делилась на округа (лаги) и сотни. Управление в округе осуществлял граф, назначаемый королем обычно из числа крупных землевладельцев. Он решал полицейские, военные и судебные задачи.

Помощником графа являлся виконт. В качестве фискальных органов помимо графа в паге действовали сацебароны, которые предшествовали графам исторически и были упразднены с развитием должности графа.

В сотне все вопросы управления первоначально решали выборные лица, а затем назначаемые королевской властью чиновники. На «севере» они именовались центенариями, на «юге» - викариями В сотне собиралось сотенное собрание, выполнявшее судебные функции.

В общине (марке) сохранились органы самоуправления -сельский сход и избираемые на нем должностные лица.

Более крупные пограничные округа носили наименование герцогств, в их главе стояли герцоги.

Не довольствуясь наличием на местах постоянной администрации, короли время от времени назначали для выполнения особых поручений королевских посланцев, полномочия которых прекращались после выполнения данного задания.

Рассмотренная система управления была характерна для северных областей государства. К югу от р. Луары вся местная власть была сосредоточена в руках королевских должностных лиц (графов, префектов, патрициев и др.), назначавшихся из среды галло-римской знати. Они же руководили судами, в которых заседали представители землевладельческой верхушки.

Судебная организация. У франков отсутствовали «чистые» судебные органы. Судебными полномочиями наделялись органы, осуществлявшие управленческие функции.

Высшим судебным органом был королевский суд. В нем председательствовал король либо дворцовый граф. Королевский суд рассматривал дела без участия выборных от населения. В графстве правосудие отправлял суд графства под председательством графа, в сотне- судрахинбургов. Судьями такого суда являлись зажиточные граждане - рахинбурги, избираемые собранием сотни, а председателем - выборный тунгин На судебных собраниях обязаны были присутствовать все свободные жители сотни. В общине судебным органом был сельский сход. Кроме того, некоторыми судебными правомочиями обладали высшие иерархи церкви (например, епископы).

Военная организация. Основу военной организации Франкского государства составляла королевская дружина - основное орудие подавления выступлений народных масс. Для ведения крупных военных операций созывалось народное ополчение свободных крестьян.