Новости
05.02.17
Закон и мораль в разрешении семейных споров
Закон охраняет семейные ценности и традиции, формирует ответственности сторон семейных взаимоотношений, защищает права и интересы каждого члена конкретной ячейки общества.


подробнее
30.01.17
Вниманию собственников нежилых помещений!!!
Юридическая Компания "АМПАРО" приглашает собственников нежилых помещений и арендодателей к взаимовыгодному сотрудничеству на постоянной основе.


подробнее
27.01.17
Вниманию клиентов Компании и посетителей сайта!!!
Обращаем внимание всех клиентов Компании и посетителей сайта, что телефоны Юридической Компании "АМПАРО" изменились. Актуальную информацию можно найти в разделе "Контакты".
подробнее

История государства и права античного мира. Древний Рим. Общественный и государственный строй Рима

Общественный строй Римской республики был весьма сложным. Основными классами его были рабовладельцы и рабы. Но класс рабовладельцев не был однородным. В нем слились воедино верхушка патрициата и плебса. Это была новая знать, которую называли нобилями. Классовое деление в Риме было своеобразным. Всякий римский гражданин, каким бы ни было его состояние, считался безусловным обладателем политических прав.

Со временем вырабатывается следующая политико-правовая доктрина: «Люди не равны друг другу, но все равны перед законом». Только римский гражданин наделен всеми правами. Все остальные пользуются не столько правами сколько милостями от государства.

Гражданство в Риме приобреталось: 1) рождением от римляна и римлянки (или от римлянки, не состоящей в браке); 2) усыновлением чужестранца римским гражданином; 3) отпущением на волю раба; 4) пожалование римского гражданства целым народам или отдельным лицам. Становясь гражданином Рима, он становился обладателем основных политических прав. Он участвует в народном собрании, становится воином, получает от государства земельный надел. В отличии от других государств в Риме правоспособность наступала при наличии одновременно трех статусов: status libertatus- быть свободным, а не рабом; status civitatus- быть гражданином Рима; status famileas- быть свободным от власти домовладыки.

Политическое полноправие, как видим, не связывалось с полноправием в гражданских правоотношениях. Так, пока был жив отец сын находился под его властью и не мог самостоятельно совершать сделки, если не было на то доверенности отца.

Римское гражданство могло быть утраченным вследствие продажи в рабство за неуплату долга (пока не была отменена долговая кабала); за совершенное преступление; вследствие изгнания из Рима.

Женщины были лишены политических прав к какому бы сословию они не относились. Что касается гражданских прав, то они обладали урезанной гражданской правоспособностью.

Вольноотпущенниками становились рабы, отпущенные на волю. Формально они становились римскими гражданами, но права их были урезаны. Вольноотпущенник не мог служить в армии (не доверяли), не мог быть избран на какую-либо должность. Голосовал только в территориальной трибе. Он обязан был приходить на помощь к своему господину по первому же зову. В то же время вольноотпущенник мог без ограничений быть участником гражданско-правовых отношений.

Патины представляли собой категорию подвластного и неполноправного населения. Это были жители долины Лациум, ближайшие соседи Рима. Римского гражданства они не имели. Могли совершать в Риме любые сделки. Их споры рассматривали римские суды.

Перегринами назывались все жители за пределами Лациума. Это земли, завоеванные Римом. Никаких политических прав у них не было. В своих имущественных отношениях с римскими гражданами перегрины руководствовались особыми, специально выработанными нормами права - «правом народов» (jus gentium). Шаг за шагом в Риме возникает целая система права - «право народов», которая существует одновременно с квиритским (цивильным) правом, регулировавшим отношения исконных римских граждан.

Рабы были основной производительной силой в Риме, где рабство приняло классические формы. Основным производителем материальных ценностей стали лица, стоявшие за пределами этого общества. Основная масса рабов была в домах богатых римлян. Здоровые мужчины и женщины назначались на сельские работы. Над каждым десятком рабов был поставлен старший, который в свою очередь подчинялся прокуратору (управляющему и надсмотрщику за всеми рабами, тоже рабу). Рабы были на кухне, в бане, на конюшне и в пекарне. Во время пиров хозяев и гостей также развлекали рабы: танцоры, музыканты и акробаты. Многочисленность домашних слуг должна была свидетельствовать о богатстве. Знатные римляне любили выставлять свое богатство напоказ. Устройством пиров, хранением продуктов, закупкой всего необходимого для хозяйства ведали специальные рабы. Даже казначей, у которого хранились ключи от кассы хозяина, был рабом.

Господин имел над рабом право жизни и смерти. Рабовладельцы считали, что невольников можно удерживать в повиновении только побоями. Издевательства попавшими под их власть людьми были многообразны. Так, привратника, сторожившего дом, держали на цепи как собаку, чтобы он не смел отлучиться от дверей.

Правовое положение раба в Риме как нельзя лучше характеризуется словами, которые любили повторять господа: «раб - говорящее орудие», «раб - суть вещи», «человек умирает в рабе». Соответственно этим воззрениям раб не имел семьи, не мог иметь собственность. Господин, руководствуясь хозяйственной целесообразностью, мог наделить раба имуществом для оперативного управления. Например, раб- капитан корабля получал судно и рабов - матросов для эксплуатации, или, скажем, раб получал земельный участок и рабов для производства сельхозпродуктов. Такое имущество, переданное рабу для извлечения выгоды господину, называлось пекулием.

В Риме существовали невольничьи рынки. Самая ходовая торговля рабами шла на Марсовом поле. Работорговцы имели лавки и на форуме, и на Священной горе. Но в центре города уже не хватало места для продажи многих тысяч привозимых сюда рабов. Пришлось использовать для этого обширное Марсово поле, предназначенное ранее для военных упражнений.

Всякий ущерб, причиненный рабу, давал его хозяину право на возмещение убытков точно также, как если бы была повреждена вещь. В случае, если раб похитил вещь, считалось что размер возмещенного вреда не должен превышать стоимости раба.

Трудовой день рабов длился от зари до зари. «Раб должен или работать, или спать», - говорили римляне. Самым ужасным было положение рабов, работающих на селе, в рудниках, на галерах. Однако не покорность, а возмущение и ненависть вызывали у рабов жестокость господ. Свидетельством тому - бесконечные восстания рабов.

Государственный строй Римской республики. Главная цель государства- подавление сопротивления рабов, постоянный их приток, обеспечение эксплуатации рабского труда.

Основным органом власти в Риме был сенат. Сенаторов назначала избранная народным собранием коллегия цензоров. Фактически сенаторы отправляли свою должность пожизненно, т.к. цензоры крайне редко пересматривали состав сената (считалось, что сенаторы избирались на пять лет). Закон запрещал сенаторам заниматься торговлей и ростовщичеством. Сначала в сенате было 300 сенаторов, а позднее его численность достигла 600 знатных людей за счет лиц, занимавших в прошлом высшие должности в государстве. Здесь заседали и отбывшие свой срок консулы (консуляры), а также бывшие преторы и квесторы - казначеи. Основным критерием для сенатора- благородство происхождения, насколько глубоки были корни рода, к которому принадлежал сенатор.

Созывали сенат высшие магистраты: консул, претор, а затем и народный трибун. Кто собирал сенат, тот и председательствовал в нем. Всякий законопроект сначала обсуждался в сенате, а потом выносился на голосование в центуриатные комиции. Такая же процедура была и при выборах должностных лиц. Сенат мог объявить принятый собранием закон или постановление недействительными. И в этом заключались его законодательные функции.

Сенат вместе с тем был и органом исполнительной власти. Весь государственный аппарат находился в его подчинении. С сенатом вынуждены были считаться и консулы, и преторы, т.к. после отправления должности в течение одного года они рассчитывали получить в управление ту или иную провинцию. И, наконец, стать сенатором.

К компетенции сената относились: управление провинциями, наблюдение за государственным имуществом, формирование и утверждение бюджета, монетное дело, строительство дорог, военное дело, дела культов и т.д. Особое значение для сената было распоряжение казной. В чрезвычайных для государства обстоятельствах (в условиях войны, восстания рабов) сенат мог установить временную (до 6 месяцев) военную диктатуру. Тогда один из консулов назначал диктатора, который был наделен чрезвычайной властью. Все обычные магистратуры становились в его подчинение.

Сенат не был судебным органом, но он был вправе назначать судебные коллегии и давать указания о расследовании преступлений.

Итак, римский сенат был одновременно и законодательным, и исполнительным, и в некотором роде, судебным органом. Всевластие сената налицо. А так как он по своему составу был органом римской аристократии, то и Рим был республикой аристократической. В отличии от Афин, где решающее значение принадлежало торговому и ростовщическому капиталу, здесь в Риме господствовала земельная аристократия, которая с времен разложения первобытнообщинного строя не встречала серьезного сопротивления ремесленников и купцов.

Сказала свое слово и вековая борьба между плебеями и патрициями. И в этой борьбе сенат оставался оплотом землевладельцев.

Народные собрания (комиции) в Риме были двух видов: центуриатные и трибутные. Как было сказано выше, они собираются по распоряжению соответствующего должностного лица и проходили под его председательством.

Центуриатные комиции проходили на Марсовом поле. На стене римской крепости поднимали красное знамя, что означало начало собрания. Красное знамя в Риме было военным знаменем. Вид его напоминал собравшимся, что они воины и могут, если потребуется, сразу с собрания отправиться в поход.

Собрание начиналось с жертвоприношения. Рядом с жертвенником, где горел огонь, находились должностные лица, наиболее почетные граждане, жрецы, гадатели. Ближе всех к алтарю стоял председательствующий, как правило, консул. Председатель обращался к народу с речью, в которой он излагал выносимый на голосование вопрос. Люди молча слушали оратора и ничего не говорили. Они могли лишь, голосуя, принять или отвергнуть предложение целиком. Предложение внесено и надо приступать к голосованию. Сразу же после речи председательствующего звучала команда: «По центуриям стройся!» И каждый шел к своей центурии. Центурии одного разряда становились вместе. Впереди всех выстраивались восемнадцать центуриев, составлявших из самых богатых граждан, которые в случае войны должны являться на коне. Вот почему их и называли всадниками. За всадниками выстраивались восемьдесят центурий первого разряда. Они должны были являться на войну в полном тяжелом вооружении: шлем, щит, меч, копье, бронзовый панцирь, поножи. За ними стали граждане, причисленные ко второму и третьему разряду (по двадцать центурий в каждом). Их вооружение было победнее (нет бронзового панциря). Двадцать центуриев четвертого разряда состояла из еще более бедных граждан. Все их вооружение состояло из копья и меча. Позади них выстраивались центурии пятого разряда из людей наибеднейших. Вооружение всех тридцати разрядов состояло из лука и стрелы, запаса камней. Позади всех вставала единственная центурия состоящая из пролетариев. Были еще стоявшие особняком четыре центурии: плотников, медников и две сотни музыкантов. Так готовились к голосованию 193 центурии. Каждая центурия имела один голос, независимо от того, сколько в ней было людей. Не все приходили на Марсово поле. В центуриях пятого разряда могло насчитываться по несколько человек. Одни не приходили потому что не могли оставить свое хозяйство, а другие не желали терять времени, дабы знали, что их голос не будет иметь значения как было отмечено выше, если первые разряды набирали 193 голоса, то не было нужды продолжать голосование. С крепости снималось красное знамя и народное собрание, таким образом, объявлялось закрытым.

Здесь, в центуриатных комициях утверждали (или отклоняли) законопроекты, избирали консулов, цензоров, преторов, других магистратов республики.

Постепенно законодательная компетенция центурий переходит к комициям трибутным. Количество территориальных триб выросло от четырех (по реформе Сервия Тулия) до 35 - за счет расширения территории Рима и его окраин. В этих собраниях присутствовало все полноправное население, живущее в этом округе. Естественно, что эти собрания были более демократическими. На них обсуждали и принимали законы, избирали народных трибунов. Каждая триба имела один голос. Если собрание проходило под председательством плебейского (народного) трибуна, то его решение называлось плебисцитом. Трибутные комиции получили право рассматривать жалобы на решение магистратов по судебным делам.

Магистратура - есть совокупность должностных лиц республики, ее магистратов (начальников). Магистратуры были чрезвычайные (известный нам военный диктатор) и ординарные, т.е. обыкновенные.

Высшими магистратурами были консулы и преторы. Они обладали такими правами, которые носили название империум. командование армией, право собирать народное собрание и сенат, председательствовать в этих органах, право издавать приказы и отправлять суд.

Самыми высшими магистратами в Риме были консулы. Их было двое. Они командовали армией, заключали перемирие с врагами, имели право отменять решения других магистратов, кроме народных трибунов. Консулы были облачены в пурпурный плащ, высокие сапоги. Их всюду сопровождали двенадцать ликторов со связками прутьев, из которых угрожающе торчали лезвия секир. Должность консула считалась самой почетной. Римляне даже каждый год своего календаря называли именами обеих консулов. Вспоминая что-либо, римлянин говорил: «Это было в год Пизо-на-Габиния», т.е. когда консулами были Публий Пизон и Авл Габиний. При исполнении своих обязанностей консулы восседали на креслах из слоновой кости. Со временем ряд полномочий консулов перешло другим магистратам. Так, с учреждением должности преторов консулы потеряли право суда по гражданским делам.

Это право перешло к преторам, которых в III в. до н.э. было два, а в последующем четыре и более. Претор имел право собирать народное собрание и сенат. Претора сопровождали шесть ликторов.

Цензоры избирались центуриатными комициями на пять лет. Они распределяли граждан по разрядам, исходя из имущественного состояния каждого, определяли сумму налога. И как было отмечено выше, цензоры заполняли вакантные места в римском сенате.

Плебейские трибуны занимали особое положение в римском государстве. Должность народного трибуна была учреждена, как сообщают некоторые источники, в 494 г. до н.э. Патриции под мощным давлением плебеев вынуждены были пойти на эту уступку. Эту должность, естественно, всегда занимали плебеи. Трибун пользовался правом неприкосновенности и он не был ответственным за свои дела. Трибуны обязаны были защищать плебеев от насилия и несправедливости со стороны патрициев. Двери его дома должны быть всегда открыты и он не мог покидать город. Трибуну было предоставлено право приостанавливать исполнение любых приказов магистров, кроме приказов диктатора. И что особенно характерно, он имел право «вето» и на постановление сената. Трибуну нужно было только произнести слово «veto», что значит «запрещаю», и любое распоряжение становилось недействительным. Правда, это «veto» могли опрокинуть другие народные трибуны своим единогласным решением.

Трибуны избирались из плебеев сроком на один год в количестве сначала двух, затем пяти и, наконец, десяти человек.

Трибуны имели большую судебную власть. Они могли вызвать к себе любого гражданина, любое должностное лицо, даже консула. Они могли подвергнуть аресту и денежному штрафу всех, кто им противодействовал. Наряду с этим трибуны имели право прекращать следствие и освобождать из тюрьмы должников.

Власть трибунов была ограничена тем, что распространялась на территорию города Рима и его ближайшие окрестности на полтора километра.

Постепенно трибуны получили право созывать народное собрание. Но они не могли созывать собрания по центуриям, так как не обладали военной властью. Они собирали только народные собрания по округам (трибам).

Таковы были права и обязанности народных трибунов этих новых должностных лиц Римской республики, впервые появившихся после попытки плебеев уйти на Священную гору.

Все магистратуры были коллегиальными (избиралось два консула, несколько преторов, трибунов, цензоров и т.д.). Суть дела в том, что один магистрат мог положить «veto» на решение своего коллеги. В государственных делах следует действовать согласованно.

Все магистратуры были срочными. Они избирались на один год. Исключение составляли цензоры. Их избирали на пять лет, что объясняется кропотливостью и объемом их деятельности, которую вряд ли можно осуществить в течение одного года.

Все магистратуры были безвозмездными, что не позволяло их занимать представителям малоимущих классов.