Новости
05.02.17
Закон и мораль в разрешении семейных споров
Закон охраняет семейные ценности и традиции, формирует ответственности сторон семейных взаимоотношений, защищает права и интересы каждого члена конкретной ячейки общества.


подробнее
30.01.17
Вниманию собственников нежилых помещений!!!
Юридическая Компания "АМПАРО" приглашает собственников нежилых помещений и арендодателей к взаимовыгодному сотрудничеству на постоянной основе.


подробнее
27.01.17
Вниманию клиентов Компании и посетителей сайта!!!
Обращаем внимание всех клиентов Компании и посетителей сайта, что телефоны Юридической Компании "АМПАРО" изменились. Актуальную информацию можно найти в разделе "Контакты".
подробнее

История государства и права античного мира. Древний Рим. Образование Римской республики

Эмблемой Рима является волчица, кормящая своим молоком двух младенцев. В одном из римских музеев находится бронзовое изображение этой волчицы, которой уже исполнилось две с половиной тысячи лет. В те далекие времена скульптура стояла на площади древнего Рима и напоминала каждому римлянину о легенде, связанной с основанием Рима- центра будущей великой державы, выросшей в Лации на левом берегу Тибра, в его нижнем течение.

На основании данных современной исторической науки с полной убежденностью можно говорить о возникновении и развитии города-государства Рим. Первые поселения появились на Палатинском холме около тысячелетия до н.э. Позднее заселены Капитолийский, Авентийский и др. холмы. Территория Лациум представляла собой обширную низину, окаймленную четырьмя холмами. Это было удобное и безопасное место. Удобное потому, что река и близость моря помогали развитию торговли и связывали город со странами Востока и Грецией. Долина весьма плодородна.

Древнейшее население Рима жило в условиях первобытнообщинных отношений, организованное в 300 родов. Каждые Юродов составляли курию, 10 курий (100 родов) составляли племя-трибу. Каким образом возникла такая стройная система, сказать трудно, т.к. источники молчат. Некоторые ученые считают, что одна из триб являлась объединением латинских родов, другая - сабинских, а третья - этрусских. Таким образом, триста родов, объединенные в конечном счете в три трибы, составляли римский народ (populus). Значит, к римскому народу мог принадлежать лишь тот, кто был членом рода, а через свой род - членом курии и трибы. К ним могли принадлежать только коренные жители Рима. Таких стали называть патрициями. Только они были полноправными гражданами Рима.

Как член рода патриций являлся совладельцем общей земельной собственности, получал право на наследование родового имущества, участвовал в общих религиозных празднествах, получал от рода защиту и помощь. Через курию римский гражданин участвовал в управлении деяами всей общины, ибо высшая власть принадлежала куриатным собраниям (комициям). В этих собраниях римский народ собирался по своим куриям и каждая курия имела один голос.

Совет старейшин - сенат предварительно обсуждал вопросы, вносимые на куриатные комиции. Членов сената было 300 (по количеству родов). Народ выбирал своего вождя - рекса. Он был военачальником, верховным жрецом, верховным судьей. Эта должность выборная.

Общественный строй Рима VI века до н.э. напоминал греческий - строй военной демократии: народное собрание, участниками которого были вооруженные воины; совет старейшин и вождь.

Между тем население Рима росло. Переселялись и жили в Риме чужестранцы, жители окрестностей и более далеких областей. Все они становились постоянными жителями Рима. Они, естественно, не были включены в структуру римского народа, но они и рабами не были. Это были свободные люди. Однако им доступ в народное собрание был закрыт, они не занимают общественные должности, другими словами, они лишены политических прав. И таких людей называли плебеями. Они занимались земледелием, ремеслами, торговлей. Многие из них богатели. В момент опасности плебеи защищали отечество. Однако патриции вели себя высокомерно по отношению к плебеям. Они не вступали с ними в браки, не допускали их к должностям.

Среди плебеев росло недовольство своим положением, недовольство господством патрицианских родов. Чем больше становилось плебеев тем решительнее они начинали добиваться прав для себя. Отзвуки этой борьбы, завершившейся победой плебеев, разрушившей древний родовой строй, наблюдаются в знаменитой реформе, которая приписывается рексу Сёрвию Тулию.

Реформа Сервия Тулия и связанные с ней перемены заняли по-видимому целую эпоху (VI - III века до н.э.). Эта реформа была первым этапом борьбы плебеев с патрициями. Она удовлетворила одно из основных требований плебеев: они были включены в состав римского народа и получили право участвовать в народном собрании наряду с патрициями. Старые патрицианские курии оказались оттесненными на задний план. Как это произошло?

Патриции и плебеи (мужское население) были разделены по имущественному принципу на пять разрядов. К первому разряду были отнесены те патриции и плебеи, у которых размер имущества составлял не менее 100 тысяч ассов (асс - медная монета); ко второму разряду были отнесены те, чье имущество оценивалось в 75 тыс. ассов; к третьему - в 50 тыс. ассов; к четвертому - в 25 тыс. ассов; к пятому - в 11 тыс. ассов.

Самые богатые граждане составляли первый разряд. Беднейшее население как из патрициев, так и из плебеев осталось вне разрядов. Это были люди, у которых кроме потомства ничего не было. Потомство по латыни - proles. Поэтому они стали называться пролетариями.

Римские военное ополчение тоже стало строиться в зависимости от нового деления на разряды. Первый разряд выставлял 18 центурий (сотен) всадников и 80 центурий пехотинцев; второй, третий и четвертый разряды - по 20 центурий пехотинцев и последний разряд- 30 центурий пехотинцев. Пролетарии формировали всего одну центурию. Было еще четыре сотни музыкантов. И всего было 193 центурии (сотни) вооруженных воинов. Народное собрание теперь проходило не по родовым патрицианским куриям, а по центуриям. И каждая центурия имела один голос. Обратите внимание на такое обстоятельство: из 193 центурий у первого разряда было 98. При голосовании того или иного вопроса по центуриям решение первого разряда было определяющим (у него больше половины голосов), естественно, при единогласии всех центурий. Если большинства голосов не набирается в первом разряде, обращаются к центуриям второго разряда и т.д.

Рим, разделенный внутри на патрициев и плебеев, раздираемый противоречиями, не имеющий внутренней сплоченности, мог легко стать жертвой воинственных соседей. И вот реформа укрепила римское войско, что впоследствии положительно сказалось для Рима.

Итак, реформа Сервия Тулия выполнила триединую задачу: 1) разрушила родоплеменной строй патрициев; 2) включила плебеев в состав римского народа; 3) совершенствовала и укрепила структуру военного ополчения.

Наряду со всем этим нововведением территория Рима была разбита на 4 округа- трибы. И патриции, и плебеи были приписаны к определенным территориальным округам. Старые роды и курии потеряли свое прежнее значение и стали замкнутыми корпорациями.

В 509 году до н.э. римляне свергли последнего рекса Тарквиния Гордого и с того времени Рим становится республикой, история которой продолжается около 500 лет.

Реформа Сервия Тулия не смогла решить всех проблем. Она не уравняла плебеев с патрициями. Особенно остро это неравенство ощущалось в вопросе о земле. Все завоеванные Римом земли превращались в общую собственность и делились между 300 родами. Плебеи к дележу завоеванной земли не допускались, хотя вносили не меньший, а порой и больший, вклад в ее завоевание. А численность плебейского населения росла. На своих земельных клочках они не могли прокормиться и вынуждены залезать в долги. В Риме существовало долговое рабство в самой жестокой форме. Кредитор не уплатившего должника мог продать в рабство или убить. Нетрудно понять, какая неразрывная связь существовала между нуждой в земле и долговой кабалой.

Требования плебеев наделять и их завоеванной землей встретили упорное сопротивление патрициев. Чтобы добиться своего полного равноправия с патрициями, плебеям понадобилась еще длительная и упорная борьба, растянувшаяся более чем на два столетия.

Среди плебеев было много богатых и влиятельных людей. Они желали стать такими же крупными землевладельцами и иметь такие же политические права, как и патриции. Что касается массы обедневших плебеев, то они терпели жесточайшие страдания. Все чаще и чаще оно прорывалось в открытых возмущениях. Дело дошло до ухода плебеев из города на Священную гору. Уход плебеев из Рима в условиях наступления вражеских племен взволновало римский сенат и патрициев. Был заключен «священный договор» между патрициями и плебеями. По условиям договора несостоятельным должникам прощались долги, а попавшим в долговое рабство возвращалась свобода. Но самым главным условием этого договора было решение о создании новой республиканской должности - народных трибунов. Наконец, в 287 г. до н.э. было решено, что постановления плебейских собраний, существующих самостоятельно от центуриатных собраний, имеют обязательное значение для всего государства и не нуждаются в утверждении сената. Землю плебеи стали получать наравне с патрициями. Различия между плебеями и патрициями с юридической точки зрения стерлись.